Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры

 

Состояние и развитие мобилизационного планирования и подготовки промышленности накануне войны.

 

Начало работ по мобилизационной подготовке военного производства относится к 1925 г., когда приступили к разработке норм боевого расхода, а на их основе и первой мобилизационной заявки. Ориентиром для нее служили поставки вооружения и боеприпасов русской промышленностью в 1916 г. Так, составленная на 1927 г. мобзаявка касалась только боеприпасов и предусматривала поставки в первый военный год 37,9 млн. артиллерийских выстрелов и 3022 млн. винтовочных патронов. Она была не под силу нашей промышленности и поэтому ей не предъявлялась.

На основе годовых мобзаявок в период первой пятилетки было составлено 4 МП промышленности:
- МП "С", введенный на срок 01.10.1928 - 01.10.1929;
- МП "С-30", введенный до 01.09.1930;
- МП "С-30 уточненный", действовавший в течение 1931 г.;
- МП "МВ-10", который намечалось ввести в действие весной 1932 г.

Все они отличались друг от друга количественными показателями, но каких-либо существенных сдвигов в качестве мобилизационного планирования не обнаруживали. По-прежнему отмечался большой разрыв между исчисленной потребностью и реальными возможностями промышленности, которая удовлетворяла мобзаявки в среднем не более чем наполовину.

Над составителями мобзаявок конца 20-х и начала 30-х годов довлел опыт первой мировой войны, и для них естественным было желание как можно скорее достичь соответствующего уровня мощностей военного производства. Но промышленность еще не была подготовлена к выполнению таких требований, т.к. подавляющая часть материальных, денежных и людских ресурсов государства расходовалась на индустриализацию народного хозяйства.

В 1932 г. в связи с обострением военной опасности на Дальнем Востоке проводилась частичная мобилизация промышленности, вскрывшая неподготовленность предприятий к быстрому переходу на работу по графику военного времени. Выяснилось, что люди увязли в сложной документации по мобпланированию и не уделяли должного внимания обеспечению установленных сроков мобразвертывания.

Перспективная мобзаявка на очередное пятилетие составлялась в середине 1933 г. Для рассмотрения ее была создана специальная комиссия под председательством Г.К.Орджоникидзе, по результатам работы которой Совет Труда и Обороны (далее СТО) вынес "Постановление об обеспечении РККА вооружением на год ведения войны и капитальном строительстве НКТП" от 09.09.1933. Развитие военно-производственной базы СССР на вторую пятилетку предусматривалось в масштабах, обеспечивавших ему превосходство над самым могущественным противником в Европе по основным видам вооружения на продолжительный период войны. Промышленность СССР должна была достичь к 1938 г. производственных мощностей, обеспечивавших выпуск в течение года 53 тысячи орудий, 90 тысяч танков, 60 тысяч самолетов. Для развития мощностей по производству боеприпасов утверждалась трехлетняя программа на 1934-36 гг. с заданием обеспечить к 1936 г. выпуск в год 8 млрд. винтовочных патронов и 100 млн. артвыстрелов, в т.ч. 32 млн. малого, 63,15 млн. среднего, 1,65 млн. крупного калибров.

В 1933 г. был разработан и введен в действие МП "М-3", предусматривавший изготовление в течение года 22,2 тысячи орудий всех калибров, 1545 тысячи винтовок, 81 тысячи пулеметов, 60 млн. артиллерийских снарядов, 3 млрд. винтпатронов и 2 млн. патронов ДШК. План по существу выражал только распределение мобзаданий, т.к. в нем не было указаний, - где и в каких размерах надлежит получать сырье и рабочую силу, отсутствовали расчеты железнодорожных перевозок сырья и полуфабрикатов и не освещались вопросы материально-технического обеспечения мобразвертывания промышленности.

В первые годы второй пятилетки предпринимались настойчивые попытки выправить положение с качеством мобилизационного планирования, в результате которых отмечалось некоторое оживление мобработы в промышленности, но к концу пятилетки произошел ее спад. Из числа многих причин, обусловивших это явление, можно назвать две важнейшие:
а) частая реорганизация органов управления промышленностью, особенно военной;
б) частая смена руководства военного ведомства и промышленности.

В течение второй пятилетки продолжало сохраняться значительное несоответствие производственных мощностей и мобилизационной потребности армии, и потому мобзаявка НКО по-прежнему намного не удовлетворялась промышленностью. План мобразвертывания армии, как и ранее, не обеспечивался наличными запасами и возможными поставками вооружения и боеприпасов от промышленности, что показано в таблице 5.

Таблица 5.

Обеспеченность мобилизационного развертывания армии к концу второй пятилетки

Вооружение и боеприпасы Требовалось Наличие на 01.01.1938 Обеспеченность, %
Вооружение (шт.)
Орудия малого калибра 25374 16459 65
Орудия среднего калибра 24672 18705 76
Орудия крупного калибра 533 366 69
ИТОГО: 50579 35530 70
Минометы 5830 3000 52
Винтовки 4301000 3600000 84
Пулеметы 271506 200012 74
Боеприпасы (тыс.шт.)
Снаряды малого калибра 64271 6691 10
Снаряды среднего калибра 42868 22980 54
Снаряды крупного калибра 461 128 28
ИТОГО: 107600 29799 28
Мины 14461 200 1
Винтпатроны 9119000 4112000 45

Примечания:

1. В графе "Требовалось" показана потребность:
_______- вооружения - на мобразвертывание армии;
_______- боеприпасов - в НЗ и МЗ.
2. В графе "Наличие" показано ожидаемое наличие с учетом выполнения плана промышленных поставок в 1937 г.

Источник: т.1, с.199.

В это время произошла новая реорганизация органов управления промышленностью. В конце 1936 г. образовался Народный Комиссариат оборонной промышленности (НКОП), объединивший производство вооружения, боеприпасов, военных приборов и ремонтные базы. В его составе насчитывалось несколько отраслевых главков: Главное управление боеприпасов (ГУБ), Главное управление военных приборов (ГУВП) и другие, осуществлявшие руководство производством отдельных видов военной продукции. С этого времени руководство мобилизационной подготовкой всей промышленности перешло к НКОПу. Произошли изменения и в высших государственных органах: весной 1937 г. Совет Труда и Обороны был преобразован в Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР. Важным изменением в НКО явилось преобразование в 1935 г. Управления начальника вооружений в Главное управление вооружения и технического снабжения (ГВУ и ТС РККА), во главе которого был поставлен командарм 2 ранга И.А.Халепский.

В первые годы третьей пятилетки мобилизационная подготовка промышленности проводилась в сложных условиях, характеризовавшихся началом второй мировой войны. Тревожная обстановка вынуждала принимать неотложные и более решительные меры по наращиванию оборонных усилий и прежде всего по форсированному строительству Вооруженных Сил и резкому повышению общего уровня подготовки экономики к войне.

В марте 1938 г. был создан Главный Военный Совет (далее ГВС), в состав которого вошли секретари ЦК ВКП (б) и Маршалы Советского Союза. В компетенцию ГВС входило рассмотрение важнейших вопросов строительства Вооруженных Сил и укрепления обороноспособности страны. Первым его шагом стало рассмотрение на заседании 10.04.1938 мобзаявки НКО, составленной на 1939-й условный военный год, после чего ее передали в Комитет Обороны. При обсуждении мобзаявки в высших инстанциях она была сокращена примерно на 10 % и окончательно утверждена Постановлением Комитета Обороны от 29.04.1938. В этой заявке потребность в артвыстрелах на год ведения войны определялась в количестве 219 млн. шт., в т.ч. 110 млн. малого, 107 млн. среднего, 2 млн. крупного калибров. Однако, при размещении мобзаявки в промышленности выяснилось, что последняя не в состоянии обеспечить подачу такого количества выстрелов в 1939-м условном военному году.

Оказалось, что по снаряжению снарядов мобзадание было размещено всего на 165 млн. выстрелов или 75 % мобзаявки, по порохам с учетом их запасов - 136 млн. шт (62 %), по гильзам с учетом их оборачиваемости - 108 млн. (49 %), а по взрывателям и трубкам - 72 млн. выстрелов (33 % мобзаявки). Не хватало также мощностей металлообработки по снарядам крупных калибров. Наиболее узкими местами снарядного производства являлось производство взрывателей, трубок, гильз, а также порохов и ВВ, которые более всего ограничивали выполнение программы военного времени.

Военно-промышленная комиссия (далее ВПК), занимавшаяся размещением заявки НКО, была образована при Комитете Обороны с функциями согласования военной потребности с экономическими возможностями и как орган общего руководства мобподготовкой промышленности. Она в результате тщательного анализа реальных возможностей промышленности пришла к выводу о необходимости сокращения мобзаявки до 148 млн. выстрелов. Секретариат Комитета Обороны длительное время (март-июнь 1939 г.) изучал предложения ВПК и признал необходимым выдать промышленности еще меньшее задание - на 111,6 млн. выстрелов (47 млн. малого, 63,8 млн. среднего, 0,8 млн. крупного калибра). Но т.к. первая половина года уже прошла, то план поставок был утвержден на вторую половину года под шифром "МП-1" в размере 53 млн. выстрелов (22 млн. малого и 31 млн. среднего и крупного калибров). Правительство утвердило этот план 03.08.1939.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что мобпланы промышленности рождались мучительно долго, при огромных затратах труда и времени.

Мобзаявка на 1940 г. был подготовлена для доклада правительству только в ноябре 1939 г., но начавшаяся война с Финляндией помешала рассмотрению ее в высших инстанциях. Только в июне 1940 г. НКО представил в Комитет Обороны вариант мобзаявки на 1940/41 военный год. Для рассмотрения ее было создано несколько комиссий и подкомиссий, завершивших свою работу к 09.09.1940. Они не урегулировали разногласий с промышленностью, и последняя отказывалась принимать мобилизационное задание в установленном объеме.

Камнем преткновения был чрезмерный физический объем мобзаявки, предусматривавший получение от промышленности в первом году войны:
- 59,4 тысячи орудий;
- 40,5 тысяч минометов;
- 3800 тысяч винтовок;
- 235,5 тысяч пулеметов;
- 296,7 млн. артвыстрелов;
- 296 млн. минометных выстрелов.

В первоначальном варианте мобзаявка НКО на 1940/41 военный год предусматривала поставки боеприпасов в размере 351,3 млн. артснарядов и 319 млн. мин (в этой заявке выражалось среднее значение потребности, исчисленной по нормам Комитета Обороны от 1938 г. (433,3 млн) и на 60 ДНБ (261,7 млн)).

Стоимость производства такого количества боеприпасов составляла 53,5 млрд. рублей, в то время как весь военный бюджет на 1940 г. равнялся 56,7 млрд. при расходной части государственного бюджета в 174 млрд. Иначе говоря, для реализации такой мобзаявки потребовалось бы израсходовать весь военный бюджет только на производство боеприпасов, что совершенно исключалось. Сопоставление мобзаявки с производственной программой мирного времени показывает, что промышленность в течение одного года должна была увеличить производство боеприпасов в 15 раз, что также было нереально. Об этом свидетельствовал и тот факт, что промышленность соглашалась принять в 6 раз меньше задание на производство боеприпасов в первый год войны. чем ей предлагали, а именно 77 млн. артвыстрелов и 36 млн. мин.

Среди работников военного ведомства с течением времени с 20-х годов укреплялась точка зрения, что только путем предъявления промышленности повышенных требований можно принудить ее полнее раскрывать свои возможности и стимулировать рост ее мобилизационных мощностей. Но от такой установки оставался один шаг до расчетов без учета реальных возможностей экономики. Становлению такой методологии способствовал и тот факт, что исчислением военной потребности занимались одни органы, а изыскивать возможности удовлетворения ее должны были другие.

Составленные таким образом мобзаявки, как правило, представляли собой всего лишь контрольные цифры, обозначавшие пределы желаемого, но отнюдь не границы реально возможного. Такой была и последняя предвоенная мобзаявка. Фигурировавшие в ней "астрономические" цифры появились, видимо, в результате чисто механических операций: при неизменных нормах боевого расхода (на 1 ДНБ) рост численности армии по планам мобразвертывания (за период 1936-1941 гг. количество дивизий, запланированных к мобразвертыванию в случае войны, увеличилось с 182 до 303), а, следовательно, и количество вооружения вызывал значительное увеличение расчетной потребности в боеприпасах.

Можно предположить, что именно в этом заключался главный изъян планирования, т.к. механические расчеты в сочетании с игнорированием опыта прошлого неизбежно вели к ошибочным выводам. Между тем опыт прошлого говорил о многом: за 4 года первой мировой войны все воевавшие страны израсходовали несколько больше 1 млрд. артснарядов (около 250 млн. в год), а Германия, расходовавшая боеприпасы больше, чем любой другой участник войны, в течение самого напряженного года войны расстреливала не более 108 млн. артвыстрелов. Казалось бы, достаточно было внимательно присмотреться к этому опыту, чтобы отнестись с недоверием к цифре в 351 млн. выстрелов. Но, видимо, в данном случае решающую роль сыграло то обстоятельство, что наиболее вероятные и самые могущественные противники СССР в своих планах руководствовались нормами боевого расхода в 2 раза большими, чем установленные в Красной Армии. Конечно, в таких условиях трудно было отважиться на уменьшение норм расхода, но при трезвом учете всех факторов такое решение было единственно правильным.

История показала тот факт, что несмотря на ошибки в планировании в СССР перед войной, его потенциальные противники совершили еще большие ошибки, приведшие их к поражению (Германия, Япония, Франция, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия).

Как и следовало ожидать, мобзаявка НКО на 1940/41 военный год дальше ВПК не пошла и до промышленности доведена не была. Мобплан, принятый в 1939 г. ("МП-1"), решением Комитета Обороны от 25.06.1940 был отменен. В результате промышленность в течение года не имела утвержденного МП и развивала свои мощности на основе старого МП и плана текущих заказов. Только 6 июня 1941 г., за две недели до начала войны, ЦК ВПК )б) и СНК СССР утвердили МП по боеприпасам. Проект МП по вооружению так и не был утвержден.

Мобилизационная готовность промышленности прошла частичную проверку во время советско-финляндской войны. Кстати, именно в этом, а также в проверке готовности Красной Армии к "большой "войне заключалась цель "малой" советско-финляндской войны. Еще в 4-м квартале 1939 г. часть предприятий, производивших вооружение и боеприпасы, была переведена на работу по мобилизационному графику, в связи с чем квартальный план промышленных поставок военной продукции несколько увеличился. Однако, промышленность не смогла его выполнить. Обнаружилось угрожающее отставание производства боеприпасов. Так, если план поставок по орудиям был выполнен на 95 %, по минометам - на 34 %, по винтовкам - на 82 %, по пулеметам - на 85 %, то по артвыстрелам - только на 31 %, а по минам еще меньше - только на 12 %. Причем уровень производства снарядов в декабре был таким же, как и в октябре, а по минам даже на 10 % ниже. Введенный затем в действие мобплан "МП-1" за 2,5 месяца советско-финляндской войны был выполнен по боеприпасам всего на 24 %. Мобразвертывание промышленности происходило крайне медленно и с большими перебоями главным образом по вине транспорта, который был загружен оперативными перевозками и не обеспечивал своеременной подачи предприятиям промышленного сырья. Последнее обстоятельство свидетельствовало о серьезном неблагополучии с МЗ материалов на предприятиях, ибо только их отсутствие могло вызвать столь большую зависимость работы промышленности от работы транспорта. В ходе частичной мобилизации промышленности было вскрыто много существенных недостатков и упущений в мобподготовке предприятий, которые уже невозможно было полностью устранить в оставшееся до начала Великой Отечественной войны время.

В заключение можно сказать, что достигнутый в СССР к началу Великой Отечественной войны уровень мобилизационного планирования производства военной продукции и мобилизационной подготовки промышленности оказался достаточно высоким. Неудачи, постигшие нашу армию в начальный период войны, в значительной мере обесценили затраченные усилия, нарушили все планы и вынудили организовывать военное производство в тяжелейших условиях повсеместного отхода своих войск и массовой эвакуации предприятий. Тем не менее накопленный предвоенный опыт в организации и планировании производства военных материалов не пропал даром, а широко и с большой пользой для дела использовался в ходе войны.

 

Источник информации:
"Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.", Москва-Тула, издательство ГАУ, 1977 г.

 

  назад оглавление далее  

 






Поиск по сайту
Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.