Состояние и развитие мобилизационного планирования и подготовки промышленности
накануне войны.
Начало работ по мобилизационной подготовке военного производства
относится к 1925 г., когда приступили к разработке норм боевого расхода, а на
их основе и первой мобилизационной заявки. Ориентиром для нее служили поставки
вооружения и боеприпасов русской промышленностью в 1916 г. Так, составленная
на 1927 г. мобзаявка касалась только боеприпасов и предусматривала поставки
в первый военный год 37,9 млн. артиллерийских выстрелов и 3022 млн. винтовочных
патронов. Она была не под силу нашей промышленности и поэтому ей не предъявлялась.
На основе годовых мобзаявок в период первой пятилетки было составлено
4 МП промышленности:
- МП "С", введенный на срок 01.10.1928 - 01.10.1929;
- МП "С-30", введенный до 01.09.1930;
- МП "С-30 уточненный", действовавший в течение 1931 г.;
- МП "МВ-10", который намечалось ввести в действие весной 1932 г.
Все они отличались друг от друга количественными показателями, но
каких-либо существенных сдвигов в качестве мобилизационного планирования не
обнаруживали. По-прежнему отмечался большой разрыв между исчисленной потребностью
и реальными возможностями промышленности, которая удовлетворяла мобзаявки в
среднем не более чем наполовину.
Над составителями мобзаявок конца 20-х и начала 30-х годов довлел
опыт первой мировой войны, и для них естественным было желание как можно скорее
достичь соответствующего уровня мощностей военного производства. Но промышленность
еще не была подготовлена к выполнению таких требований, т.к. подавляющая часть
материальных, денежных и людских ресурсов государства расходовалась на индустриализацию
народного хозяйства.
В 1932 г. в связи с обострением военной опасности на Дальнем Востоке
проводилась частичная мобилизация промышленности, вскрывшая неподготовленность
предприятий к быстрому переходу на работу по графику военного времени. Выяснилось,
что люди увязли в сложной документации по мобпланированию и не уделяли должного
внимания обеспечению установленных сроков мобразвертывания.
Перспективная мобзаявка на очередное пятилетие составлялась в середине
1933 г. Для рассмотрения ее была создана специальная комиссия под председательством
Г.К.Орджоникидзе, по результатам работы которой Совет Труда и Обороны (далее
СТО) вынес "Постановление об обеспечении РККА вооружением на год ведения
войны и капитальном строительстве НКТП" от 09.09.1933. Развитие военно-производственной
базы СССР на вторую пятилетку предусматривалось в масштабах, обеспечивавших
ему превосходство над самым могущественным противником в Европе по основным
видам вооружения на продолжительный период войны. Промышленность СССР должна
была достичь к 1938 г. производственных мощностей, обеспечивавших выпуск в течение
года 53 тысячи орудий, 90 тысяч танков, 60 тысяч самолетов. Для развития мощностей
по производству боеприпасов утверждалась трехлетняя программа на 1934-36 гг.
с заданием обеспечить к 1936 г. выпуск в год 8 млрд. винтовочных патронов и
100 млн. артвыстрелов, в т.ч. 32 млн. малого, 63,15 млн. среднего, 1,65 млн.
крупного калибров.
В 1933 г. был разработан и введен в действие МП "М-3",
предусматривавший изготовление в течение года 22,2 тысячи орудий всех калибров,
1545 тысячи винтовок, 81 тысячи пулеметов, 60 млн. артиллерийских снарядов,
3 млрд. винтпатронов и 2 млн. патронов ДШК. План по существу выражал только
распределение мобзаданий, т.к. в нем не было указаний, - где и в каких размерах
надлежит получать сырье и рабочую силу, отсутствовали расчеты железнодорожных
перевозок сырья и полуфабрикатов и не освещались вопросы материально-технического
обеспечения мобразвертывания промышленности.
В первые годы второй пятилетки предпринимались настойчивые попытки
выправить положение с качеством мобилизационного планирования, в результате
которых отмечалось некоторое оживление мобработы в промышленности, но к концу
пятилетки произошел ее спад. Из числа многих причин, обусловивших это явление,
можно назвать две важнейшие:
а) частая реорганизация органов управления промышленностью, особенно военной;
б) частая смена руководства военного ведомства и промышленности.
В течение второй пятилетки продолжало сохраняться значительное несоответствие
производственных мощностей и мобилизационной потребности армии, и потому мобзаявка
НКО по-прежнему намного не удовлетворялась промышленностью. План мобразвертывания
армии, как и ранее, не обеспечивался наличными запасами и возможными поставками
вооружения и боеприпасов от промышленности, что показано в таблице 5.
Таблица 5.
Обеспеченность мобилизационного развертывания армии к концу
второй пятилетки
Вооружение и боеприпасы |
Требовалось |
Наличие на 01.01.1938 |
Обеспеченность, % |
Вооружение (шт.) |
Орудия малого калибра |
25374 |
16459 |
65 |
Орудия среднего калибра |
24672 |
18705 |
76 |
Орудия крупного калибра |
533 |
366 |
69 |
ИТОГО: |
50579 |
35530 |
70 |
Минометы |
5830 |
3000 |
52 |
Винтовки |
4301000 |
3600000 |
84 |
Пулеметы |
271506 |
200012 |
74 |
Боеприпасы (тыс.шт.) |
Снаряды малого калибра |
64271 |
6691 |
10 |
Снаряды среднего калибра |
42868 |
22980 |
54 |
Снаряды крупного калибра |
461 |
128 |
28 |
ИТОГО: |
107600 |
29799 |
28 |
Мины |
14461 |
200 |
1 |
Винтпатроны |
9119000 |
4112000 |
45 |
|
Примечания:
1. В графе "Требовалось" показана потребность:
_______- вооружения - на мобразвертывание армии;
_______- боеприпасов - в НЗ и МЗ.
2. В графе "Наличие" показано ожидаемое наличие с учетом выполнения
плана промышленных поставок в 1937 г.
Источник: т.1, с.199.
В это время произошла новая реорганизация органов управления промышленностью.
В конце 1936 г. образовался Народный Комиссариат оборонной промышленности (НКОП),
объединивший производство вооружения, боеприпасов, военных приборов и ремонтные
базы. В его составе насчитывалось несколько отраслевых главков: Главное управление
боеприпасов (ГУБ), Главное управление военных приборов (ГУВП) и другие, осуществлявшие
руководство производством отдельных видов военной продукции. С этого времени
руководство мобилизационной подготовкой всей промышленности перешло к НКОПу.
Произошли изменения и в высших государственных органах: весной 1937 г. Совет
Труда и Обороны был преобразован в Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров
СССР. Важным изменением в НКО явилось преобразование в 1935 г. Управления начальника
вооружений в Главное управление вооружения и технического снабжения (ГВУ и ТС
РККА), во главе которого был поставлен командарм 2 ранга И.А.Халепский.
В первые годы третьей пятилетки мобилизационная подготовка промышленности
проводилась в сложных условиях, характеризовавшихся началом второй мировой войны.
Тревожная обстановка вынуждала принимать неотложные и более решительные меры
по наращиванию оборонных усилий и прежде всего по форсированному строительству
Вооруженных Сил и резкому повышению общего уровня подготовки экономики к войне.
В марте 1938 г. был создан Главный Военный Совет (далее ГВС), в
состав которого вошли секретари ЦК ВКП (б) и Маршалы Советского Союза. В компетенцию
ГВС входило рассмотрение важнейших вопросов строительства Вооруженных Сил и
укрепления обороноспособности страны. Первым его шагом стало рассмотрение на
заседании 10.04.1938 мобзаявки НКО, составленной на 1939-й условный военный
год, после чего ее передали в Комитет Обороны. При обсуждении мобзаявки в высших
инстанциях она была сокращена примерно на 10 % и окончательно утверждена Постановлением
Комитета Обороны от 29.04.1938. В этой заявке потребность в артвыстрелах на
год ведения войны определялась в количестве 219 млн. шт., в т.ч. 110 млн. малого,
107 млн. среднего, 2 млн. крупного калибров. Однако, при размещении мобзаявки
в промышленности выяснилось, что последняя не в состоянии обеспечить подачу
такого количества выстрелов в 1939-м условном военному году.
Оказалось, что по снаряжению снарядов мобзадание было размещено
всего на 165 млн. выстрелов или 75 % мобзаявки, по порохам с учетом их запасов
- 136 млн. шт (62 %), по гильзам с учетом их оборачиваемости - 108 млн. (49
%), а по взрывателям и трубкам - 72 млн. выстрелов (33 % мобзаявки). Не хватало
также мощностей металлообработки по снарядам крупных калибров. Наиболее узкими
местами снарядного производства являлось производство взрывателей, трубок, гильз,
а также порохов и ВВ, которые более всего ограничивали выполнение программы
военного времени.
Военно-промышленная комиссия (далее ВПК), занимавшаяся размещением
заявки НКО, была образована при Комитете Обороны с функциями согласования военной
потребности с экономическими возможностями и как орган общего руководства мобподготовкой
промышленности. Она в результате тщательного анализа реальных возможностей промышленности
пришла к выводу о необходимости сокращения мобзаявки до 148 млн. выстрелов.
Секретариат Комитета Обороны длительное время (март-июнь 1939 г.) изучал предложения
ВПК и признал необходимым выдать промышленности еще меньшее задание - на 111,6
млн. выстрелов (47 млн. малого, 63,8 млн. среднего, 0,8 млн. крупного калибра).
Но т.к. первая половина года уже прошла, то план поставок был утвержден на вторую
половину года под шифром "МП-1" в размере 53 млн. выстрелов (22 млн.
малого и 31 млн. среднего и крупного калибров). Правительство утвердило этот
план 03.08.1939.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что мобпланы промышленности
рождались мучительно долго, при огромных затратах труда и времени.
Мобзаявка на 1940 г. был подготовлена для доклада правительству
только в ноябре 1939 г., но начавшаяся война с Финляндией помешала рассмотрению
ее в высших инстанциях. Только в июне 1940 г. НКО представил в Комитет Обороны
вариант мобзаявки на 1940/41 военный год. Для рассмотрения ее было создано несколько
комиссий и подкомиссий, завершивших свою работу к 09.09.1940. Они не урегулировали
разногласий с промышленностью, и последняя отказывалась принимать мобилизационное
задание в установленном объеме.
Камнем преткновения был чрезмерный физический объем мобзаявки, предусматривавший
получение от промышленности в первом году войны:
- 59,4 тысячи орудий;
- 40,5 тысяч минометов;
- 3800 тысяч винтовок;
- 235,5 тысяч пулеметов;
- 296,7 млн. артвыстрелов;
- 296 млн. минометных выстрелов.
В первоначальном варианте мобзаявка НКО на 1940/41 военный год предусматривала
поставки боеприпасов в размере 351,3 млн. артснарядов и 319 млн. мин (в этой
заявке выражалось среднее значение потребности, исчисленной по нормам Комитета
Обороны от 1938 г. (433,3 млн) и на 60 ДНБ (261,7 млн)).
Стоимость производства такого количества боеприпасов составляла
53,5 млрд. рублей, в то время как весь военный бюджет на 1940 г. равнялся 56,7
млрд. при расходной части государственного бюджета в 174 млрд. Иначе говоря,
для реализации такой мобзаявки потребовалось бы израсходовать весь военный бюджет
только на производство боеприпасов, что совершенно исключалось. Сопоставление
мобзаявки с производственной программой мирного времени показывает, что промышленность
в течение одного года должна была увеличить производство боеприпасов в 15 раз,
что также было нереально. Об этом свидетельствовал и тот факт, что промышленность
соглашалась принять в 6 раз меньше задание на производство боеприпасов в первый
год войны. чем ей предлагали, а именно 77 млн. артвыстрелов и 36 млн. мин.
Среди работников военного ведомства с течением времени с 20-х годов
укреплялась точка зрения, что только путем предъявления промышленности повышенных
требований можно принудить ее полнее раскрывать свои возможности и стимулировать
рост ее мобилизационных мощностей. Но от такой установки оставался один шаг
до расчетов без учета реальных возможностей экономики. Становлению такой методологии
способствовал и тот факт, что исчислением военной потребности занимались одни
органы, а изыскивать возможности удовлетворения ее должны были другие.
Составленные таким образом мобзаявки, как правило, представляли
собой всего лишь контрольные цифры, обозначавшие пределы желаемого, но отнюдь
не границы реально возможного. Такой была и последняя предвоенная мобзаявка.
Фигурировавшие в ней "астрономические" цифры появились, видимо, в
результате чисто механических операций: при неизменных нормах боевого расхода
(на 1 ДНБ) рост численности армии по планам мобразвертывания (за период 1936-1941
гг. количество дивизий, запланированных к мобразвертыванию в случае войны, увеличилось
с 182 до 303), а, следовательно, и количество вооружения вызывал значительное
увеличение расчетной потребности в боеприпасах.
Можно предположить, что именно в этом заключался главный изъян планирования,
т.к. механические расчеты в сочетании с игнорированием опыта прошлого неизбежно
вели к ошибочным выводам. Между тем опыт прошлого говорил о многом: за 4 года
первой мировой войны все воевавшие страны израсходовали несколько больше 1 млрд.
артснарядов (около 250 млн. в год), а Германия, расходовавшая боеприпасы больше,
чем любой другой участник войны, в течение самого напряженного года войны расстреливала
не более 108 млн. артвыстрелов. Казалось бы, достаточно было внимательно присмотреться
к этому опыту, чтобы отнестись с недоверием к цифре в 351 млн. выстрелов. Но,
видимо, в данном случае решающую роль сыграло то обстоятельство, что наиболее
вероятные и самые могущественные противники СССР в своих планах руководствовались
нормами боевого расхода в 2 раза большими, чем установленные в Красной Армии.
Конечно, в таких условиях трудно было отважиться на уменьшение норм расхода,
но при трезвом учете всех факторов такое решение было единственно правильным.
История показала тот факт, что несмотря на ошибки в планировании
в СССР перед войной, его потенциальные противники совершили еще большие ошибки,
приведшие их к поражению (Германия, Япония, Франция, Венгрия, Польша, Румыния,
Словакия).
Как и следовало ожидать, мобзаявка НКО на 1940/41 военный год дальше
ВПК не пошла и до промышленности доведена не была. Мобплан, принятый в 1939
г. ("МП-1"), решением Комитета Обороны от 25.06.1940 был отменен.
В результате промышленность в течение года не имела утвержденного МП и развивала
свои мощности на основе старого МП и плана текущих заказов. Только 6 июня 1941
г., за две недели до начала войны, ЦК ВПК )б) и СНК СССР утвердили МП по боеприпасам.
Проект МП по вооружению так и не был утвержден.
Мобилизационная готовность промышленности прошла частичную проверку
во время советско-финляндской войны. Кстати, именно в этом, а также в проверке
готовности Красной Армии к "большой "войне заключалась цель "малой"
советско-финляндской войны. Еще в 4-м квартале 1939 г. часть предприятий, производивших
вооружение и боеприпасы, была переведена на работу по мобилизационному графику,
в связи с чем квартальный план промышленных поставок военной продукции несколько
увеличился. Однако, промышленность не смогла его выполнить. Обнаружилось угрожающее
отставание производства боеприпасов. Так, если план поставок по орудиям был
выполнен на 95 %, по минометам - на 34 %, по винтовкам - на 82 %, по пулеметам
- на 85 %, то по артвыстрелам - только на 31 %, а по минам еще меньше - только
на 12 %. Причем уровень производства снарядов в декабре был таким же, как и
в октябре, а по минам даже на 10 % ниже. Введенный затем в действие мобплан
"МП-1" за 2,5 месяца советско-финляндской войны был выполнен по боеприпасам
всего на 24 %. Мобразвертывание промышленности происходило крайне медленно и
с большими перебоями главным образом по вине транспорта, который был загружен
оперативными перевозками и не обеспечивал своеременной подачи предприятиям промышленного
сырья. Последнее обстоятельство свидетельствовало о серьезном неблагополучии
с МЗ материалов на предприятиях, ибо только их отсутствие могло вызвать столь
большую зависимость работы промышленности от работы транспорта. В ходе частичной
мобилизации промышленности было вскрыто много существенных недостатков и упущений
в мобподготовке предприятий, которые уже невозможно было полностью устранить
в оставшееся до начала Великой Отечественной войны время.
В заключение можно сказать, что достигнутый в СССР к началу Великой
Отечественной войны уровень мобилизационного планирования производства военной
продукции и мобилизационной подготовки промышленности оказался достаточно высоким.
Неудачи, постигшие нашу армию в начальный период войны, в значительной мере
обесценили затраченные усилия, нарушили все планы и вынудили организовывать
военное производство в тяжелейших условиях повсеместного отхода своих войск
и массовой эвакуации предприятий. Тем не менее накопленный предвоенный опыт
в организации и планировании производства военных материалов не пропал даром,
а широко и с большой пользой для дела использовался в ходе войны.
Источник информации:
"Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.",
Москва-Тула, издательство ГАУ, 1977 г.