Мобилизационное планирование в промышленности
Как сказано выше, исходным пунктом мобилизационного планирования
в промышленности являлась проработка мобилизационной заявки НКО, в процессе
которой изучались реальные возможности ее удовлетворения, выявлялась возможная
техническая база военного производства, оценивались состояние и размещение энергетических
и сырьевых ресурсов, условия транспортирования грузов с началом войны, анализировались
условия отмобилизования промышленности в требуемых видах, размерах и сроках.
В итоге проработки мобзаявки вырабатывалось решение на размещение ее в промышленности,
которое затем оформлялось в виде мобилизационных заданий.
Мобзадания накладывали на промышленность обязательства подготовить
еще в мирное время такие производственные мощности, которые обеспечивали бы
выполнение производственной программы военного времени. Иначе говоря, в них
содержалась установка на развитие промышленности в соответствии с потребностями
будущей войны.
Следующим этапом работы являлась организация материально-технического
обеспечения мобзаданий, включавшая:
- распределение материальных фондов и денежных ассигнований;
- планирование капитального строительства;
- разработку мероприятий по подготовке промышленных кадров, снабжению предприятий
дополнительным оборудованием, сырьем, инструментом и т.п.
Мобилизационное планирование в промышленности базировалось на принципах
децентрализации мобилизационной работы по отраслям и территориям на возможно
большем отчуждении ресурсов гражданской промышленности на нужды военной и на
широком кооперировании производства военной продукции.
Необходимость децентрализации мобработы обусловливалась большой
территориальной разбросанностью многочисленных предприятий. Принцип децентрализации
означал, что мобработа должна пронизывать все звенья промышленности сверху донизу
как по отраслевой линии - наркомат, главк, трест, предприятие, так и территориально
- по линии республиканских, областных, районных моборганов с предоставлением
достаточной самостоятельности в действиях отдельным предприятиям и моборганам.
Большая часть предприятий была выделена в ведение областных и районных органов
государственной власти с оставлением в непосредственном подчинении центральных
органов только небольшой группы заводов, имевших особо важное оборонное значение.
Координация рассредоточенных усилий, объединение их и направление к общей цели
осуществлялось одним центральным органом общего руководства.
Широкое привлечение гражданской промышленности к производству военной
продукции вытекало из предпосылки, что только отмобилизованная гражданская промышленность
способна придать военному производству массовый характер. Другими словами, промышленность
нужно готовить к войне так же, как и армию, т.е. необходимо иметь кадровые войска
(военную промышленность) и хорошо подготовленное массовое пополнение (гражданская
промышленность).
Основу мобилизационного планирования составляла разработка мобилизационных
планов (далее МП) во всех звеньях промышленности. МП предприятия составлялся
на основе полученного мобзадания и плана оборонного строительства. Он должен
был обеспечивать быстрый переход предприятия на работу по графику военного времени.
МП являлся оперативным планом действий на период мобразвертывания и на первый
год войны. Разработка его включала выполнение расчетов потребного оборудования,
площадей, рабочей силы, сырья и инструмента, составление вспомогательных планов
перестановки оборудования, его ремонта, новой расстановки кадров, а также определение
возможных сроков отмобилизования предприятия.
В прямой зависимости от сроков отмобилизования находились МЗ промышленности.
На большие сроки отмобилизования нужны были и большие МЗ, что являлось невыгодным
и обременительным для государства.
МЗ промышленности (запасы сырья, полуфабрикатов, оборудования, инструмента,
приспособления и т.п.) предназначались для обеспечения быстрого и планомерного
перехода предприятий к работе по программе военного времени и как гарантия бесперебойной
работы на период транспортных затруднений. Размеры их имели экономические пределы.
При плановом снабжении они должны были соответствовать потребностями производства
с момента объявления мобилизации и до начала плановых поставок исходных материалов.
МЗ особо дефицитных материалов (цветных металлов, ферросплавов,
предметов импорта) накапливались, как правило, на первый год войны, а по отдельным
видам материалов и на больший срок. На военных заводах, имевших задачу начать
массовое изготовление продукции по мобплану сразу же после объявления мобилизации,
МЗ полуфабрикатов (деталей, узлов, агрегатов) создавались на период полного
отмобилизования заводов-поставщиков плюс время на доставку от них грузов. Следовательно,
МЗ военных заводов были значительно большими, чем на гражданских предприятиях.
Если на последних неснижаемые запасы исходных материалов полагалось держать
на уровне трехмесячной потребности производства, то на военных заводах МЗ создавались
в пределах шестимесячной потребности.
Размеры МЗ, которые реально содержались на предприятиях в мирное
время, ограничивались материальными фондами и денежными лимитами, выделявшимися
для их задела. Поскольку это было связано с большими непроизводительными затратами
денежных и материальных средств, острый недостаток в которых ощущался в течение
всего довоенного периода, то лимиты на МЗ обычно урезывались, были намного ниже
потребности, поэтому запасы накапливались чрезвычайно медленно и не достигали
установленных норм.
В типичном варианте важнейшими составными частями мобилизационного
плана предприятия являлись:
- производственная программа на первый год войны по всем номенклатурам мобзадания,
а также по полуфабрикатам и деталям, заданным в порядке кооперирования;
- разработанный технологический процесс и технические условия на все изделия
мобзадания;
- план организации и развертывания производства по графику военного времени
(мобзадания цехам, перепланировка оборудования, перераспределение рабочей силы,
организация контроля за качеством продукции и др.);
- обеспечение мобзадания рабочей силой, ИТР, предметами материального снабжения
(МЗ и переходящие запасы исходных материалов, инструмента, полуфабрикатов, собственные
ресурсы предприятия);
- обеспечение мобзадания внутризаводским транспортом и складскими помещениями,
электроэнергией, паром и водой;
- предварительные заказы заводам-поставщикам;
- возможные сроки мобилизационного развертывания и организация ПВО предприятия.
В МП головных заводов дополнительно включались вопросы, вытекавшие
из их обязанностей по отношению к заводам-поставщикам.
К элементам МП предприятия относились также мобрасписание и мобзаявка,
в которых регламентировалось - кому, когда и что нужно делать после объявления
мобилизации, а также разного рода заявки на материальное обеспечение. Заявки
и планы поставок продукции по номенклатурам моботделы (мобсектора) предприятий
представляли в свои главки и в районные моборганы, где они суммировались и передавались
по инстанции в наркоматы, в областные и республиканские моборганы. На основе
материалов наркоматов центральный моборган при ВСНХ составлял сводный МП
промышленности.
Сводный МП промышленности представлял собой ведомость помесячных
поставок военной продукции (по номенклатурам, предприятиям и их группам) в первый
военный год. В качестве приложения к нему разрабатывался общий план мероприятий
по материально-техническому обеспечению сводного МП (обеспечение отечественным
и импортным сырьем, оборудованием, инструментом, рабочей силой, энергией, перевозками,
суррогатирование и замена импортных материалов отечественными, организация системы
снабжения, прикрепление предприятий к районам сырья и к территориальным снабженческим
организациям и др.).
Сводный МП промышленности отражал только учтенные возможности по
освоению мобзаявки НКО, которые, однако, могли существенно отличаться от реальных
возможностей. Все зависело от того, насколько квалифицированно и полно они были
выявлены и учтены, для чего, кстати, требовались серьезные технические знания
и большой производственный опыт.
Разработанный промышленностью сводный МП представлялся в НКО для
согласования сроков и объема промышленных поставок, оборонного строительства
и его дислокации, размеров ассигнований на оборонное строительство, на импорт
и финансирование мобплана в целом.
Возникавшие при этом взаимные претензии разрешало правительство
при утверждении плана.
Утвержденный правительством МП промышленности служил основой для
разработки плана снабжения Вооруженных Сил на первый год войны, которым и завершался
цикл мобилизационного планирования. В его истоках находились оперативный план
ведения будущей войны и план ее материального обеспечения (оперативно-материальный
план войны), на основе которых разрабатывались мобзаявки НКО и МП промышленности.
Последний, в свою очередь, давал необходимые отправные данные для составления
плана снабжения Вооруженных Сил, являвшегося составной частью оперативно-материального
плана. Так обнаруживается тесная связь и взаимозависимость МП промышленности
и оперативно-материального плана будущей войны.
Контроль мобилизационной готовности предприятий осуществлялся по
линии их прямого подчинения (высшими отраслевыми и территориальными моборганами),
а также центральными управлениями НКО, в составе которых были специальные промышленные
инспекции. Кроме того, для контроля привлекались военпреды предприятий, имевшие
допуск к мобработе. Основными методами контроля являлись периодическое инспектирование
и частичные пробные мобилизации промышленности.
Источник информации:
"Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.",
Москва-Тула, издательство ГАУ, 1977 г.