Постановления Государственного Комитета Обороны СССР
Как уже сказано в Предисловии Федерального
архивного агентства, постановления Государственного Комитета Обороны имели
силу законов военного времени и были обязательны для государственных, партийных,
хозяйственных органов, общественных организаций. Тем и обусловлен интерес к
ним у автора публикации. Являясь документами, как правило, высшей степени секретности,
они задавали направление усилий всей нашей великой страны, сжавшейся как пружина
для отражения немецкой агрессии. Не будь "сверху" такого деятельного
и авторитетного органа, и кто знает - что случилось бы со страной после понесенных
ею в 1941 г. тяжелейших потерь в территории, людских ресурсах, промышленности.
Обычно после таких сокрушительных ударов, в которые сумела полностью вложиться
отлаженная немецкая государственная "машина", не поднимаются. Мы
выстояли и поднялись.
Каждому исследователю Великой Отечественной войны нужно отчетливо
понимать следующее. Войны в прежние времена обычно начинались с приграничных
сражений передовых отрядов и только потом, после объявления мобилизации и развертывания
армии военного времени, в дело вступали главные силы. Противник же выставил
в эшелоне вторжения 163 дивизии, заранее отмобилизованные и развернутые до штатов
военного времени и компактно дислоцированные у границы. Никогда ранее армии
такого численного и боевого состава, какой был у немцев к 22 июня 1941 г., не
предназначали для первого удара ВСЕЙ НАЛИЧНОЙ СИЛЫ.
Даже в иных условиях ни одна армия мира, имевшая несчастье столкнуться
в бою с немцами в 40-х гг., как, правило, не выдерживала их атак. Ни одна,
кроме нашей! За это мы заплатили великую цену потерь, которые только за
три недели войны составили ("Стратегический очерк ВОВ 1941-1945 гг.",
с.190):
а) полностью разгромлены 28 дивизий;
б) 72 дивизии понесли потери в людях и боевой технике от 50 % и
более;
в) только в дивизиях всех типов мы потеряли более 6500 орудий калибра
76-мм и выше, более 3000 орудий ПТО, около 12000 минометов, свыше 6000 танков.
Погибшие в июне-июле 1941 г. 28 и обескровленные 72 дивизии стали
тем жертвенным щитом, который нарушил план блицкрига гитлеровцев и не дал закончить
им войну тем же летом 1941 г. В боях с нашими погибшими кадровыми соединениями
перемалывались самые боеспособные части вермахта. Пока немцы "разбирались"
с ними, сгоравшими в боях подчас за 3-5 суток, но задерживавшими противника
на очередном рубеже "у безымянной высоты", мы сумели создать и вооружить
новые части, в конечном итоге остановившие тевтонский напор.
Поэтому пора отбросить представления, связанные с началом войны
и, к сожалению, ныне реализованные в стойкое убеждение среднестатистического
гражданина о нашей неготовности к ней, а также перестать спекулировать на этом
в ущерб освещению героизма и патриотизма народа. Как можно говорить о неготовности,
если в дополнение к 28 армиям РККА на 22.06.41, из которых не менее 17 погибли
в боях, за 1941 г. мы сумели вновь сформировать и обеспечить личным составом,
вооружением и снаряжением не менее 53-х армий! Неготовая к войне страна и ее
народ не смогли бы совершить этого. И верховный орган страны в таких сложных
условиях оказался достойным этой сложной роли, и был им ГКО.
Не "генерал Мороз" тут оправданием для гитлеровцев, не
добивших нас до зимы. Жестокие по объему, но оправданные потери Красной Армии
в 1941 г., и в то же время высокая степень самоотверженности, боевого духа большинства
бойцов и концентрация государственной власти по жесткой вертикали не позволили
немцам сполна использовать их главные козыри - не менее высокий боевой дух,
а также дисциплину и упорядоченность, присущие им издревле. Вспомните: Польша
была повержена ими за три недели, Франция, находясь в состоянии войны с Германией
с сентября 1939 г., - всего за полтора месяца, имея полностью отмобилизованными
140 дивизий, о других более мелких государствах и говорить не приходится - они
пали за считанные дни.
Да, мы в 1941 г. потеряли огромную территорию, массу людей, вооружения,
запасов и ресурсов, но - выстояли, сумели создать новые соединения, эвакуировать
промышленность и организовать отпор. И главным организатором этого отпора стал
ГКО во главе с его председателем, Верховным Главнокомандующим Иосифом Виссарионовичем
Сталиным. Пришло время называть генералиссимуса без сокращения до инициалов
его имени и отчества. В самом деле, как-то даже неловко видеть в большинстве
источников то фамилию с инициалами там, где попросту необходимо отдать дань
уважения этому человеку, а то и одну фамилию даже без инициалов, что выглядит
явно неподобающе его вкладу в дело Победы.
Вчитываясь в тексты постановлений, невольно приходишь к мысли о
том, что как-то уж больно просто и кратко составлены они, не чета нынешним нормативным
документам, сплошь "водянистым" и витиеватым. Опять же не сразу понимаешь:
да ведь краткость не зря сестрой таланта названа! В самом деле - зачем почём
зря воду в ступе толочь и городить невесть что в условиях, когда стране нужны
точные, краткие и жесткие указания? Лаконично написанные документы ГКО составлены
не напоказ для истории, а для того, чтобы сделать почти невозможное - раз уж
подобное бьётся лишь подобным, то и экономику страны вместе с армией
нужно было в сжатые сроки привести к высокой степени организованности, близкой
к немецкой. И ведь привели!
Очевидно, что война, как катализатор экономических процессов, оптимизировала
размещение промышленности и трудовых ресурсов и улучшила производственные связи.
В десятки раз сократились сроки проектирования и ввода в строй важнейших объектов,
образцов вооружения и техники, а также себестоимость выпуска практически всех
видов продукции. Это было бы вряд ли возможно без координирующего влияния ГКО,
распределявшего ресурсы страны точечно и предметно, концентрируя их на первоочередных
направлениях. Сколько построено новых предприятий и дорог, выпущено новых видов
вооружений, освоено новых технологий - не счесть!
За строками документов просматривается неподдельная забота о стране
и ее людях, коей в современной России давно уж не видно. Характерными являются
и те документы, где объявляется наказание конкретному должностному лицу за провал
в работе, а вслед им спустя несколько месяцев в другом постановлении - о снятии
наказания. Стало быть, исправил человек то, за что был наказан, и об этом не
забыли. После таких случаев работается втройне.
Автор сайта получил доступ к рассекреченным документам в Российском
государственном архиве социально-политической истории в сентябре 2005 г.
Благодаря возможности работать на компьютере прямо в архиве, удалось ввести
в электронный вид тексты нескольких десятков постановлений, которые представлены
вниманию читателя. В третьей колонке таблиц, распределенных по годам войны,
при наличии текста постановления имеется гиперссылка "Текст".
В каждом из них указан архивный источник сведений. Автор приложил все усилия
для того, чтобы электронная версия текстов постановлений была максимально приближена
к оригиналу. Публикации постановлений будут продолжены, о чем автор непременно
сообщит на главной странице сайта.
Выражаю благодарность за помощь, которую оказали опубликованные
Василием Т. на сайте http://tashv.nm.ru
аналогичные таблицы с перечнем постановлений ГКО. Василий Т. тем самым сократил
время обработки перечня, размещенного на сайте Федерального архивного агентства
в несколько неудобной форме. Представляется, что более удобным вариантом являются
все же годовые таблицы, в которых гораздо легче проводить поиск, зная диапазон
постановлений по годам. Также поклон Василию Т. за розыск в сети и в других
опубликованных материалах упоминаний о том или ином постановлении. Со своей
стороны должен сказать о том, что такие упоминания в ряде случаев введены в
научный оборот автором данной публикации, и в этом можно легко убедиться пользователям,
"пройдясь" по ссылкам.
Подлинники всех решений ГКО с № 1 по № 9971. поступили в РГАСПИ
в 1995 году из Архива Президента Российской Федерации и включены в опись 2 фонда
644.
С уважением,
И.И.Ивлев.