Парторг 657 сп 125 сд капитан Иван Михайлович Сысоев, погиб 22.09.44, похоронен на площади Тынисмяги в Таллинне. Его останки утрачены эССтонскими властями в период сноса ими памятника Советским воинам-освободителям ("Бронзовый солдат") в апреле 2007 г. Рано или поздно им придется отвечать за это.
Навигация по сайту
Главная
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Исторические справки
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Видеогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Поддержка проекта
Баннеры

Новости > "А в ответ тишина - он вчера не вернулся из боя!". Часть 8. Общая величина утрат граждан СССР в 1941-45 гг.

"А в ответ тишина - он вчера не вернулся из боя!". Часть 8. Общая величина утрат граждан СССР в 1941-45 гг.

12 сентября 2012 г.

Опубликовано в журнале "Военная археология", № 3, 2012 год.

Продолжение, начало см.:

http://www.soldat.ru/news/865.html

http://www.soldat.ru/news/866.html

http://www.soldat.ru/news/878.html

http://www.soldat.ru/news/880.html

http://www.soldat.ru/news/897.html

http://www.soldat.ru/news/899.html

http://www.soldat.ru/news/902.html 

Обратимся к данным партийного и комсомольского учёта. Известно, что учёт воинов - членов ВКП (б) и ВЛКСМ был на порядок строже, чем армейский списочный учёт в подразделениях. Каждый такой воин имел партийный или комсомольский билет в дополнение к красноармейской книжке бойца, удостоверению личности или расчётной книжке офицера. Регулярно проводились партсобрания, политинформации, каждый день политруки всех рангов были обязаны представлять донесения по инстанции о происходящем в подразделении (части), численности партийных и комсомольских организаций. Поэтому сведения о численности и потерях членов партии и комсомола в целом, "растворённые" в многочисленных официальных источниках, после их сбора и анализа дают следующие, весьма красноречивые, результаты (см. таблицы 15, 16, 17):

Таблица 15.

Сокращения:
ЭВОВ - энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-45 гг.", М.: Советская "нциклопедия, 1985 г.;
ИВОВ - "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945", М.: Воениздат, 1961-65 гг.;
ИВМВ - "История второй мировой войны. 1939-1945", М.: Воениздат, 1982;
СВЭ - "Советская военная энциклопедия", М.: Воениздат, 1976;
"Книга потерь" - "Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь", М.: "Вече", 2010.
После названия источника указаны том (если есть несколько) и страница.

Что мы видим в результате анализа, основанного на сведениях солидных источников? То, что потери членов ВКП (б) и ВЛКСМ, чей учёт был на порядок лучше армейского списочного учёта воинов, составили 2881497 чел. (строка 17) или 47,9 % от их ресурса в 6016870 чел. за 1941 г. А потери беспартийных воинов - якобы всего 256176 чел. (разница от официальной цифры в 3137673 чел. с 2881497 чел.) или 1,96 % от ресурса в 13066435 чел. Другими словами, беспартийных якобы потеряно в 11 раз меньше, чем коммунистов и комсомольцев, если верить официальным сведениям о потерях 1941 г. в 3137673 чел. А ведь они сражались и погибали плечом к плечу, причём беспартийных в этот год в ВС СССР было ровно в 2 раза больше. Как так могло выйти, если верить "Книге потерь", что беспартийных при их двукратном превышении над коммунистами и комсомольцами, вместе взятыми, погибло в 11 раз меньше последних? Могло такое быть? Абсурд? Он самый. Значит, общая численность потерь беспартийных сильно занижена, точнее - занижена общая официальная численность всех утраченных в 1941 г. Величину потерь беспартийных можно по принципу аналогии оценить по доле потерь членов ВКП (б) и ВЛКСМ от их ресурса, ибо выборка в 6,02 млн чел. более чем представительна. А раз так, то, согласно статистическим нормам, мы вправе применить закономерность, выявленную в представительной выборочной совокупности, в отношении другой аналогичной совокупности, сходной по характеру. И тогда получим возможные потери беспартийных, воевавших бок о бок с коммунистами и комсомольцами, в 6,26 млн чел. в 1941 г. А всего за полгода войны ВС СССР вместе с членами ВКП (б) и ВЛКСМ потеряли более 9,14 млн чел. (включая инвалидов), т.е. почти всю отмобилизованную к 01.07.41 армию. Корректна ли эта оценка? Убедимся, что более чем корректна, если обратимся к сведениям таблицы 26 данной статьи, публикуемой ниже (таблица будет опубликована в части 10 статьи). В строке 5 этой таблицы показана оценка в 9005625 утраченных в 1941 г. воинов, полученная на основании неопровержимых архивных сведений. Разница с данными, полученными выше в таблице 15, составляет всего 1,5 %. Это ли не показатель корректности наших оценок, основанных на сведениях и энциклопедического, и архивного характера?

За весь период войны общая численность членов ВКП (б) и ВЛКСМ в сравнении с общей численностью ВС СССР показана в таблице 16:

Таблица 16.

Источники сведений: ИВМВ, т. 6, с. 193, т. 7, с. 355; ИВОВ, т. 6, с. 367; СВЭ, том 2, с. 401, ЭВОВ, сс. 187, 361, "Великая Победа советского народа в ВОВ", с. 124; таблица 27 статьи (численность ВС).

Анализ не был бы полным, если бы мы не провели его по всему периоду 1941-45 гг., используя общедоступные сведения по членам ВКП (б) и ВЛКСМ (см. таблицу 17):

Таблица 17.

Примечание:
1. В ИВОВ, том 6, с. 365 и в других многочисленных источниках дана величина потерь коммунистов в 3000000 чел., что совершенно не вяжется с общим ресурсом их за период ВОВ в ВС СССР, наличием на конец войны и убытием раненых, ставших инвалидами, разница между которыми даёт число потерь в 4139000 чел.; величина 4139000 чел. потерь коммунистов за 4 года войны не вызывает сомнения, ибо при численности членов ВКП (б) в ВС СССР к концу 1941 г. всего в 1878870 чел. безвозвратные потери коммунистов в боях за 6 месяцев составили 500000 чел. (ЭВОВ, с. 354), в дальнейшем в оставшиеся 3,5 года численность партии резко увеличилась (мобилизовано коммунистов за 1942-45 гг. 0,4 млн, принято в члены партии всего в ВС СССР за 1941-45 гг. 6 млн чел.), соответственно, увеличился и размер потерь коммунистов, но если бы даже доля потерь в среднем за год осталась на уровне 1941 г., то за 3,5 года могли быть потеряны 3,5 х 2 х 500000 = 3500000 чел., всего за войну - 4000000 чел., что весьма близко к полученной балансовым способом величине.
Сокращения:
ЭВОВ - энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-45 гг.", М.: Советская энциклопедия, 1985 г.;
ИВОВ - "История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945", М.: Воениздат, 1961-65 гг.;
СВЭ - "Советская военная энциклопедия", М.: Воениздат, 1976;
СОВОВ - "Стратегический очерк Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", М.: Воениздат, 1961.
После названия источника указаны том (если есть несколько) и страница.

Применив при анализе всего периода ВОВ тот же самый метод, что и при анализе данных за 1941 г., мы получили без беспартийных по потерям членов ВКП (б) и ВЛКСМ вместе с инвалидами результат (9269542 + 1300000 = 10569542), уже на этой стадии расчёта превышающий официальную численность потерь всех военнослужащих ВС СССР. Сразу стала очевидной недостоверность официальных данных - ведь в таблице 17 мы дополнительно к потерям членов ВКП (б) и ВЛКСМ посчитали и потери беспартийных, а их ещё около 10,64 млн чел. с инвалидами.

Смерть не выбирала исключительно одних только членов ВКП (б) и ВЛКСМ, а косила всех подряд. Если учесть, что коммунистов и комсомольцев по списку в каждый период войны всегда было на некоторое число меньше беспартийных воинов (см. таблицу 16), то из этого следует простой вывод - очевидно, потери беспартийных воинов были на некоторое число больше потерь членов ВКП (б) и ВЛКСМ.

Использовав соотношение потерь коммунистов и комсомольцев от их ресурса за войну при определении потерь беспартийных воинов, в итоге мы получили результат в 17,75 млн чел. общих безвозвратных потерь партийных и беспартийных воинов за 1941-45 гг. при условии, что основываемся на сведениях уважаемых источников и вычитаем из общей суммы выбывших из ВС СССР 21213517 чел. численность оставшихся в живых инвалидов 3465100 чел. И если сравнить полученные сведения с официальными данными "Книги потерь" как за 1941 г., так и за период 1941-45 гг., то мы увидим суровое занижение наших утрат в её официальных данных по обоим периодам. И как после выявления этих расхождений верить официальной точке зрения?

 

Определение общей убыли граждан СССР за 1941-1945 гг.

 

В нашем распоряжении ныне находятся сводные данные по итогам работы Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (далее ЧГК), созданной Указом Президиума Верховного Совета СССР № 160/17 от 02.11.42. В её работе приняли участие свыше 7  миллионов человек, составлено 54000 актов, рассмотрено 250 тысяч заявлений граждан (Киселева Е. "Документы о гибели советских военнопленных в фонде "Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков", статьи и доклады международной конференции в Дрездене, 06-07.07.2010, сайт www.dokst.de). Согласно итоговому Акту ЧГК от 1 марта 1946 г., общая численность"убитых и замученных мирных граждан - 6074957 чел., а также 641803 - погибших от голода вследствие блокады Ленинграда" (там же). Всего 6716760 чел.

Однако, в численность утрат гражданского населения в Акте ЧГК не включены сведения о тех гражданских лицах, кто умер от голода, болезней и трудных условий жизни в СССР и за его пределами, а также от боевого воздействия противника и наших войск на боевых и оккупированных территориях. На оккупированной противником территории всего находилось 73 миллиона чел., из них:

- убыло в Германию на работу - около 5622336 чел. ("Социологические исследования", 1991, № 12, с. 9), по другим оценкам - до 5450000 чел. (П. Полян, "Демоскоп Weekly", №№ 15-16, апрель 2001 г.), из них около 2,7 млн чел. погибло (источник там же), 255000 остались на Западе "невозвращенцами" (Шабаев А.А., Михалёв С.Н. "Трагедия противостояния", М.: МГФ "Ветеран Москвы", 2002, с. 28), репатриировано в СССР 2654100 чел. гражданских лиц ("История СССР", 1990, № 4);

- умерло от голода, болезней, трудных условий жизни, боевого воздействия противника и наших войск вместе с естественной убылью по возрасту - не менее 8,5 млн чел. ("Социологические исследования", 1991, № 12, с. 10);

- всего утрат гражданского населения вместе с данными Акта ЧГК: 6716760 + 2700000 + 8500000 = около 17,92 млн чел.

Можно ли эти данные подтвердить? БЕЗУСЛОВНО. Как Вы думаете – где? Удивительно, но… в официальных данных "Книги потерь" (с. 45, таблица 10). Эти подтверждающие данные не зависят от войскового учёта потерь военнослужащих авторами, результатам которого мы не верим совершенно. Приведённые ниже в таблице 18 сведения из "Книги потерь" являются общегосударственными, сомнений в которых по строкам 1, 2, 3, 4 ни у кого нет, в отличие от вопросов к данным строк 5 и 6:

Таблица 18.

Любое, даже самое сложное, явление может быть объяснено предельно малым количеством простых слов и цифр. Сложите данные строк 3 и 4 таблицы 18 и вы получите 38,5 млн граждан СССР, утраченных в период 22.06.41 - 31.12.45. Подчёркиваю - это официальные данные общей убыли населения СССР, которые никем не оспариваются.

Очевиден вопрос к авторам расчёта по строкам 5 и 6 таблицы 18. На каком основании из общей убыли граждан СССР в годы войны (37,2 + 1,3 = 38,5 млн чел.) ими были исключены люди, "обязанные" по выкладкам военных статистиков умереть по "естественным" причинам (11,9 млн)? Мы ведём речь об общих утратах населения, которые составили 38,5 млн чел. (196,7 - 159,5 + 1,3 млн), а военные мужи желают говорить только о тех, кто утрачен, по их оценкам, не по "естественным" причинам, определив их в 26,6 млн. Зачем это лукавство? Далее будет показано, что это именно ухищрение, применённое официальными историками именно для занижения потерь личного состава ВС СССР, дабы подогнать статистику под сведения недостоверного войскового учёта потерь.

Без сомнения, в величину уровня смертности мирного 1940 г., на основании которого исчислен уровень "естественной" смертности военных 1941-45 гг., входили как люди, умершие по возрасту, так и те, кто умер от случайных факторов - болезней, несчастных случаев, по иным причинам. Для чистоты выкладок Госкомстата умерших по возрасту в 1940 г. нужно было бы отделить, что не сделано, от умерших от случайных факторов и только тогда применять демографический критерий "естественной" убыли в 1941-45 гг. И даже тогда его применение спорно, ибо искажает общую убыль граждан СССР за период войны в абсолютных величинах, поскольку никто в войну не вёл статистику "естественной" смертности, например, на оккупированных территориях. Кроме того, ведь дополнительно и в ВС СССР служили воины, которые в силу тех или иных "естественных" причин были "обязаны" умереть - от несчастных случаев, не связанных с боевыми действиями, по отказу здоровья и прочим факторам. И умирали многими тысячами. Их потери, поскольку это были потери военнослужащих, учитывали в боевых или связанных с боевыми действиями и несением воинской службы, в то время как они должны были "лечь" в общегражданскую статистику "естественной" убыли.

С другой стороны, никто не может дать гарантию в том, что смерть по причине возраста в 1941-45 гг. не была ускорена голодом, болезнями, разрухой в оккупации, боевыми действиями обоих противников и полуголодным существованием на остальной территории СССР. Т.е. и тут налицо нюанс, усложняющий огульное применение в оценках фактора "естественной" смертности.

И третий момент: в существующих исторических источниках ни один автор не подразделяет смертность в оккупации на смертность по "естественным" причинам и смертность от воздействия факторов оккупации и боевых действий при оставлении территории и её последующем освобождении. Нет таких данных в принципе. ЧГК сумела посчитать только тех, кто насильственно умерщвлён оккупантами. Но ведь среди насильственно лишившихся жизни (6074957 чел.) и от голода в Ленинграде (641803 чел.) были и те, кто по возрасту мог умереть в период войны. И данные ЧГК никто и никогда не сможет детализировать, отделив погибших лиц, по расчётам статистиков "обязанных" умереть по возрасту, от остальных. Послевоенные статистики сумели подсчитать дополнительно лишь общее количество умерших по разным причинам, в т.ч. "естественным", гражданских лиц СССР на его территории - около 8,5 миллионов чел., и около 2,7 миллионов - за его пределами (на работах в Германии и оккупированных территориях), получив в общей сумме около 17,92 млн чел. утрат гражданского населения.

Поскольку невозможно отделить лиц, погибших насильственно от рук оккупантов, а также от тяжёлых условий существования, факторов оккупации и боевых действий, от тех из них, кто мог умереть по возрасту в 1941-45 гг., постольку и нет возможности применять к "естественно" умершим принцип отсева их из общего количества утрат населения СССР. Весь наш народ потерял 38,5 млн чел., независимо от того, что кто-то из них мог умереть по возрасту или "естественным" причинам в период войны. Именно так, чётко и определённо, нужно информировать граждан страны, а не прятать истину за тенеты витиеватых цифр и демографических терминов.

Суммируя эти факторы, можно однозначно констатировать - дополнительное уменьшение убыли граждан СССР на 11,9 млн чел. "естественных" потерь для получения официальной численности утрат от факторов войны в 26,6 млн чел. в расчёте демографов Госкомстата СССР и РФ и в "Книге потерь" абсолютно необоснованно. Это лукавая уловка! Фактически, "естественную" убыль вычли 2 раза, ибо она так или иначе уже учтёна и в численности 17,92 млн чел. потерянного гражданского населения, и в численности утраченных военнослужащих!!! А вот если не лукавить и эту убыль среди потерь гражданского населения и военнослужащих считать 1 раз и отнять от 38,5 млн чел. утраченных граждан СССР величину потерь гражданского населения в 17,92 млн чел., то мы получим "неудобную" для армейских статистиков цифру в 20,58 млн чел. потерь ВС СССР, а не 8668400 чел.

Кстати, в результате этих вычислений мы получим объём потерь военнослужащих удивительно близким к рассчитанному нами ранее уровню возможных уникальных извещений о судьбе военнослужащих, оформленных всеми инстанциями (20-21 млн шт., см. предыдущие части статьи).

И назвали свою уловку авторы "Книги потерь" так (с. 43): "Демографическое сокращение численности населения страны в результате воздействия войны". А применили её только для того, чтобы любым способом подогнать общие статистические данные под сведения недостоверного войскового учёта потерь в 8,7 млн чел. Ибо если отнять от официальных общих утрат в 26,6 млн чел. потери гражданского населения в 17,92 млн чел., то только тогда и можно получить недостоверную официальную численность утрат военнослужащих в 8,7 млн. чел.

Откуда растут "уши" искажений и двойных изъятий данных из общей величины утрат граждан СССР? К 16 декабря 1988 г. комиссия ГШ ВС СССР по неполным и недостоверным донесениям войск уже насчитала объём армейских потерь в 8668400 чел. и представила их с грифом "Секретно" в "Записке Министра обороны СССР в ЦК КПСС о потерях личного состава Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (Шабаев А.А., Михалёв С.Н. "Трагедия противостояния", М.: МГФ "Ветеран Москвы", 2002, с. 210-212). Затем обнародовала эти данные в марте 1990 г. в интервью начальника ГШ ВС СССР генерала армии М. Моисеева и отступать от неё уже не считала необходимым. Вот почему в расчёте потерь граждан СССР за 1941-45 гг., названных демографическими, в докладе Верховному Совету СССР 8 мая 1990 г. из общей численности утрат граждан СССР в 38,5 млн чел. лукаво были изъяты аж 11,9 млн чел. (таблица 18, строка 5). Их включили в баланс, как якобы обязанных "естественно" умереть, а потому "обязанных" уменьшить потери граждан СССР. Но ведь умершие "естественным" путём люди уже посчитаны и среди общего числа в 17,92 млн чел. умерших гражданских лиц, и входят в численность таких же умерших в составе ВС СССР, ибо в обеих категориях учтены как умершие по возрасту, так и от факторов боевых действий, оккупации, трудных условий жизни, случайных поражений и просто по состоянию здоровья! Нельзя их дважды учитывать! Но официальные историки не погнушались провести двойной вычет и потому ввели в оборот понятие "демографические потери" в 26,6 млн чел., как якобы и только результат войны, не акцентируя внимание на общей убыли граждан СССР в 38,5 млн чел. в результате действия всех многочисленных факторов. И проведён двойной вычет был только для того, чтобы замотивировать недостоверную цифру потерь ВС СССР в 8,7 млн чел 

И… народ "съел" наживку, даже наука согласилась. Не постесняюсь спросить - а надо ли было?

Самое удивительное в том, что все эти цифры давно опубликованы и лежат, что называется, на поверхности. Но все наблюдающие их, включая до поры, до времени и автора этих строк, словно заворожённые, верили в 26,6 млн чел. "демографических" потерь как в незыблемые истины, не допуская мысли, что общая численность утрат граждан СССР ещё больше. Ладно, мы тут у себя, в сермяжном углу России подкузьмились, не мудрено, так уж устроены, что верим тому, что сверху да в газете скажут. Но западных историков не заподозрить в приязни к нам или ангажированности. Эти-то чего смолчали?

Версия части 1 статьи в pdf

Версия части 2 статьи в pdf

Версия части 3 статьи в pdf

Версия части 4 статьи в pdf

Версия части 5 статьи в pdf

Версия части 6 статьи в pdf

Версия части 7 статьи в pdf

Версия части 8 статьи в pdf 

Продолжение следует.

И.И. Ивлев. 

Снимок со 2-ой Чеченской войны.
Кто ты, солдат? Твоё имя нам не известно.
Отзовись.
Поиск по сайту

Реклама
Компьютерная помощь в москве
Общероссийская организация "ПОИСК"
Учредительные док-ты
Нормативные док-ты
События
Партнеры
Индивидуальная разработка сайтов от компании Garin Studio
Помощь сайту
Реквизиты
Наш сайт
Установление судьбы солдата
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
Карты и схемы
Песни Николая Емелина
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.