Били, бьют и будут бить!
12 июля 2012 г.
В современной войне огромную роль играет не только наличие боеспособной авиации с высокоточным оружием, но и информации, которая призвана поднять дух собственной армии, принизить дух вражеской и скрыть свои потери. К сожалению, приходится констатировать, что западные СМИ захватили в свои руки медиа-пространство, и мировое общественное мнение почти не знает об истинных потерях авиации НАТО.
Когда говорят о налётах авиации стран Североатлантического блока, то первое, о чём твердят западные СМИ - это об успешности применения высокоточного оружия, о воздушных победах над ВВС Ирака, Сербии, Ливии и других неугодных Западу стран. А также и том, что "демократизаторы" возвращаются на базы без потерь.
Влиятельные телеканалы мира, смакуя ход воздушных операций, услужливо показывают нам, обывателям, результаты натовских бомбёжек, остовы горящих танков, ракетных комплексов и самолётов советского производства. Но при этом успехи иракских, сербских, и других пилотов и зенитчиков, которые доблестно сражались против натовского неофашизма - замалчиваются...
ИРАКСКАЯ КАМПАНИЯ 1991 ГОДА.
Как известно, 16 января 1991 года Запад начал агрессию против Ирака. Спору нет, авиация НАТО играла главную роль в уничтожении иракской армии; ПВО этой страны также была серьёзно потрёпана. Но всё ли так гладко шло у "многонациональных сил"?
Уже 17 января иракский перехватчик МиГ-25П сбил над морем американский палубный истребитель F/A-18С "Хорнет". При это F-15, которые сбивали почти каждый иракский самолёт в пределах видимости своего радара, рядом не оказалось.
ОТЛИЧНО проявил себя самый совершенный на тот момент МиГ-29. У BBC Саддама Хусейна было 41 такая машина. В ходе конфликта было потеряно пять МиГов (один потерпел аварию). Зато "29-е" сбили пять F-16, два F-15Е, по одному "Торнадо", F/A-18C и F-14В. Часть МиГ-29 перелетела в Иран.
Заслуживает разговора и американский истребитель F-16 "Сокол-Фалькон". Самолёт создавался как истребитель завоевания превосходства в воздухе. Но... F-16 не сбили над Ираком НИ ОДНОГО САМОЛЁТА! При этом, по американским данным, было потеряно пять "Фальконов". По арабским данным, "янки" потеряли аж до 15-20 F-16.
F-117 "Стелс" был разрекламирован как супер-бомбардировщик, якобы неуязвимый от советских истребителей. На него делали ставку высокопоставленные чины Пентагона. Но при первых полётах выяснилось, что "невидимка" может действовать только днём и в простых метеоусловиях. Кроме того, самый большой конфуз был впереди - советские радары его ПРЕКРАСНО ЗАСЕКАЛИ! И 20 февраля иракцы сбили с помощью ЗРК "Оса" один "Стелс". Ещё один "Ночной Ястреб", по неофициальным данным, погиб в бою от МиГ-25П.
При этом не бездействовала и войсковая ПВО Ирака, вооружённая установками "Шилка", ПЗРК "Стрела" и "Игла-1". Как минимум, один британский "Харриер" нашёл свою смерть от "Иглы"...
КОСОВСКАЯ ВОЙНА 1999 ГОДА.
К марту 1999 года ВВС Югославии насчитывали 179 самолётов, в том числе 16 МиГ-29 и 83 МиГ-21, которые впоследствии стали "головной болью" для НАТО. Несмотря на абсолютное количественное превосходство (Североатлантический альянс развернул около 1100 самолётов), югославским ВВС и ПВО удалось нанести существенный ущерб вражеской авиации. Уже 24 марта сербские силы ПВО сбили 2 американских F-16 и немецкий "Торнадо".
Так как противник широко использовал самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (далее ДРЛО), то сербские МиГи выбрали единственно правильную тактику - маскировку и атаку на фоне земли, а это позволяло поразить вражескую цель и быстро вернуться на базу.
27 марта над Батайницей подполковник Гводень Дьюкач на МиГ-29 сбил F-117, при этом РЛС "невидимки" выдала команду тревоги после того, как сербская ракета Р-60М уже настигала "натовца". Ещё один "Стелс" был сбит ЗРК С-125 "Печора". А 20 мая майор Илия Аризанов, кстати, также пилотировавший МиГ-29, сбил третий "Найт Хок", став таким образом, единственным лётчиком Косовской войны, сбивший два самолёта Альянса.
Но не только эскадрильи МиГ-29 досаждали натовцев. Немотря на преклонный возраст, хорошо показал себя и МиГ-21бис. Этот самолёт, созданный в 1972 году, мог бороться на равных и с F-16. Несколько голландских и американских самолётов этого типа было потеряно от атак МиГ-21.
18 апреля девять сербских самолётов J-22 "Орао", G-4 "Супер Галеб" и МиГ-21, вылетев с аэродрома Поникве, атаковали натовскую авиабазу "Тузла" в Боснии, которая использовалась для ремонта повреждённых американских истребителей. В результате рейда натовцы потеряли более 20 самолётов и вертолётов, пятьдесят вражеских солдат было убито. Итог сербской контратаки - "атлантисты" отказались от дальнейшего использования "Тузлы".
26 апреля четыре сербских штурмовика "Супер Галеб", вылетев с аэродрома Голубовцы (Черногория), уничтожили на севере Албании авиабазу Ринас с девятью вертолётами "Апач", ещё около сорока американских солдат было убито. Несмотря на противодействие американской ПВО, сербские штурмовики вернулись на аэродром в Поникве без потерь.
Однако, падали не только натовские самолёты. Как минимум, пять американских "вертушек" было сбито, на борту которых находилось около сотни солдат спецназначения. Ещё несколько вертолётов "Апач" было уничтожено огнём с земли. Один АН-64D нашёл свою гибель в бою от Ми-24В.
По данным Министерства Обороны Югославии, НАТО потеряло 128 самолётов (в том числе три F-117, один В-2 "Спирит", один В-52 "Стратофортресс", один Е-3 "Сентри"), 14 вертолётов, 60 беспилотников, 454 крылатые ракеты. Учитывая горно-лесистую местность Сербии, постоянные манёвры зенитчиков и помощь русских добровольцев, можно согласиться, что авиация Альянса понесла тяжёлые потери.
В пользу утверждения о больших потерях "атлантистов" говорит хотя бы то интервью, которое дал бывший боец группы SEAL ("Тюлени"): "...Эти горе-лётчики ниже пяти тысяч никогда не снижались. А их бомбо-штурмовые удары - это сплошные промахи... Чтобы поразить точечную, тем более бронированную цель, самолёт должен снизиться до 1500 метров, то есть войти в зону уверенного поражения как зенитными ракетами, так и зенитными автоматическими пушками. Жди такого подвига от янки... Они "Квадратов" боялись как чёрт ладана...". (см. "Тайны XX века", № 16, апрель 2012 г.).
Подсчёт реальных натовских потерь является трудным по той причине, что вражеские самолёты падали либо в море, либо в горно-лесистой местности, а поисковые отряды американских "коммандос" иногда находили сбитых пилотов.
Дополнительная информация по войне в Югославии в 1999 г. дана на сайте Swalker.org:
Тема потерь в любой войне крайне щепетильна и противоречива. Однако именно противоречия в оценках позволяют получить более или менее полное представление об этом. Прошло уже много лет со времени войны блока НАТО против Югославии. Огромная военная машина обрушилась на Югославию, все население которой было меньше, чем число жителей в одном Нью-Йорке. Операция под кодовым наименованием "Союзническая сила" была обречена на успех. В этой статье хотелось бы хоть кратко ответить на вопрос: действительно ли для американцев и других участников коалиции победа была бескровной?
По официальным сообщениям представителей военного командования НАТО, операция против Югославии была бескровной: югославской ПВО за 78 дней воздушных налетов удалось сбить всего несколько самолетов - короче, полный триумф. Этому поверили не только в странах НАТО, но и практически во всем мире. И лишь после окончания военных действий постепенно стали проясняться масштабы союзнических потерь, эффективность действия натовских войск. В деле превращения своих потерь в "невидимые" соответствующие натовские структуры оказались гораздо более результативными, чем американские "невидимки" "стелс", сбитые югославскими зенитчиками. Но часть правды все равно вышла наружу.
С югославской стороны данные давало командование ВВС, в чьем подчинении находились войска ПВО. Кроме них работала также ПВО сухопутных войск и ПВО Отдельного Приштинского корпуса, развернутого в Косово и Метохии (подчиненного непосредственно Белграду). По данным Ю.П. Савельева, бывавшего на театре военных действий, югославами было сбито 115 пилотируемых летательных аппаратов НАТО. Дополнительным стимулом СФРЮ скрывать свои успехи может быть то, что часть катапультировавшихся НАТОвских пилотов со сбитых самолетов была убита местными жителями (которых они перед этим бомбили) до того, как попала в руки военной полиции сербов, - а это уже может быть объявлено "военным преступлением".
Вот данные югославской стороны: 61 самолет, 7 вертолетов, 30 БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) и 238 крылатых ракет. Можно, конечно, утверждать, что это все пропаганда югославов, но почему тогда данные о натовских потерях, приводимые Главным Разведывательным Управлением (ГРУ) российской армии, близки к данным югославов? Данные ГРУ, опубликованные в ряде российских газет, получались от радиотехнической разведки, с разведывательных спутников и кораблей, находившихся в Средиземном море. Наше ГРУ, учитывая официальную позицию политического руководства России, просто не могло участвовать в пропагандистских акциях югославских военных. Значит, эти данные близки к истинным. Схожие с ними цифры потерь авиации НАТО приводят и китайские военные источники.
Но самое важное, что постоянно проговаривались о подлинных потерях и сами официальные представители НАТО, и некоторые западные газеты (контроль за ними оказался не таким плотным). Например, в самом начале войны британский министр обороны Робертсон признал потерю в небе над Югославией трех английских истребителей-бомбардировщиков "Торнадо", однако в окончательной сводке потерь НАТО о них "забыли". Некоторые независимые аналитические центры на Западе также не разделяли официальный оптимизм. Так, американская Международная ассоциация стратегических исследований спустя всего лишь первый месяц боевых действий (а всего они продолжались более двух с половиной месяцев) утверждала, что потери авиации союзников уже составляют 38 самолетов, 6 вертолетов и 7 БПЛА. Эти данные совпадают с данными ВВС СФРЮ на апрель 1999 г. Правда, по окончании войны итоговых данных по потерям эта ассоциация не опубликовала - видимо, не захотела дискредитировать свою репутацию натовским "официозом", а подлинные цифры ей "посоветовали" не приводить. Таких примеров очень много, но можно использовать и другой подход, если можно так выразиться, "методику косвенных доказательств".
Например, в НАТО официально признали потерю 32 БПЛА (даже больше той цифры, что приводили югославы). И это психологически объяснимо. Можно не скрывать потери беспилотных самолетов, ведь это не связано с потерями летчиков, а техники у западных армий очень много. Но именно данные по потерям БПЛА позволяют судить о довольно высокой эффективности югославской ПВО. Ведь сбить БПЛА порой даже сложнее, чем пилотируемый самолет. Несмотря на малую скорость полета, БПЛА обладает малой радиолокационной поверхностью рассеяния, что крайне затрудняет использование против них зенитных ракет, управляемых РЛС, тепловое излучение аппаратов также очень мало и поэтому зенитно-ракетные комплексы с инфракрасным наведением также не очень эффективны, малые размеры снижают возможность поражения артиллерийским огнем. Так что большие потери натовских БПЛА - признак результативности югославских ПВО. Но ведь она касается не только беспилотных самолетов!
Одним из аргументов натовской пропаганды было то, что югославы не смогли предъявить обломков сбитых самолетов. Но авиация союзников действовала на высоте 4 - 15 км. Югославия - страна маленькая, а подбитый самолет далеко не всегда падает камнем вниз, он может иногда преодолевать достаточно значительное расстояние от места поражения. Сбитые машины с такой высоты могли падать и на территории сопредельных, союзных НАТО стран, либо в Адриатическое море. Впрочем, остатки нескольких натовских самолетов югославы все-таки продемонстрировали, и среди них был один "невидимка".
С этими "стелсами" у американцев вообще вышел полный конфуз. ВВС США получили целый флот истребителей "Ф-117", изготовленных по технологии радиолокационной невидимости. На это были израсходованы гигантские средства. Но оказалось, что состоящие на вооружении югославской армии советские РЛС довольно легко обнаруживают "невидимок". После потери трех "стелсов" командование американских ВВС приказало прекратить их боевое использование. Югославы доказали, что "невидимки" годятся разве что для съемок голливудских блокбастеров о непобедимости американской авиации.
Выработали югославы дешевые и эффективные средства борьбы с низколетящими крылатыми ракетами. Против них, кроме традиционных средств ПВО, довольно успешно применялись теперь уже почти забытые аэростаты воздушного заграждения и поднимаемые ими в воздух сети.
В то же время уже после окончания боевых действий западные военные специалисты признали, что потери югославской армии оказались минимальными. Например, в Косове натовцы обнаружили остатки большого количества муляжей и деревянных макетов танков, БТР и орудий, пораженных в ходе воздушных ударов. Выходит, что, расходуя большое количество высокоточного оружия (а только американцам война против Югославии стоила полмиллиарда долларов в день), натовцы поражали деревянные и надувные муляжи военной техники, которые почти ничего не стоили югославам. Единственное, в чем американцы и их сателлиты преуспели, - это в ударах по городам, мостам, электростанциям, то есть поражении мирного населения.
Маленькая Югославия продемонстрировала миру, что даже колоссальной военной машине НАТО и США можно успешно противостоять. А Запад показал, что в вопросах пропаганды и психологической войны он достойно продолжает дело доктора Геббельса.
Единственное, что плохо для самих участников НАТО, - те же самые американцы уверовали, что они, начиная со времен "Бури в пустыне", одерживают только легкие и бескровные победы. А ведь все, кто хорошо знает новейшую историю, вспомнят, что последняя бесспорная военная победа американцев была ими достигнута вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции. Потом были либо поражения (Корея, Вьетнам, Куба и много "горячих точек" третьего мира), либо "пирровы победы" (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Балканы). Но Америка убеждена, что она только и делала, что побеждала. И, похоже, американцам придется очень дорого заплатить за эту иллюзию.
А вот некоторые весьма интересные факты (Из книги П.Лыткина «Справочник по вооруженным силам стран Балканского региона»):
24 марта 1999 г. в районе горы Чичавицы в 20-30 сбит самолет. В районе Тигела Миг-29 в 20-35 (пилот Небойша Николич) сбил ракетой самолет НАТО (возможно F-16). Самолет упал в море, пилот спасен французским палубным вертолетом. У горы Ястребац сбит самолет Люфтваффе «Tornado». Экипаж подобран спасательным вертолетом (SFOR). В районе Лазареваца истребитель Слободана Перича атаковал самолет НАТО (возможно F-16). Судьба атакованной машины неизвестна. Над Косово в 21-30 сбит «Tornado» королевских ВВС Великобритании. Экипаж приземлился в районе, котролируемом боевиками OAK, и эвакуирован в Македонию.
25 марта 1999 г. греческие военные радиосети около 00-00 зафиксировали два сигнала «Мэйдэй», посланных самолетами НАТО. После полуночи на аэродром Райловац в окрестностях Сараево сел самолет F-15. Машина сильно дымила. В районе Фрушки-Горы в 23-00 поражен F/A-18 «Hornet», упал в 11 км южнее Рума. Около полуночи в районе между Приштиной и Подуево сбит самолет НАТО.
26 марта 1999 г. в районе Донья Трнова, 15 км юго-западнее г. Биелена (Республика Сербска), в 17-20 упал F-15 ВВС США, пилот погиб. Представители НАТО утверждали, что это был Миг-21 ВВС ЮНА.
27 марта 1999 г. на гору Мальен в 01-00 упал сбитый «Tornado» Люфтваффе, два пилота катапультировались и взяты в плен в районе г.Чачак (дер.Коневичи). В окрестностях Печа сбит самолет НАТО. В районе между Врутаком и Кремной, рядом с г.Ужице, сбит самолет. Между Врутаком и Кремной в 03-20 сбит вертолет SFOR с 22 солдатами на борту. Вертолет атаковал пехотное подразделение ЮНА, но был сбит ракетой ПЗРК. Все 21 человек, находившиеся на борту, погибли. Севернее Самбора подбит самолет НАТО, данных о его судьбе нет. Греческие военные радиосети зафиксировали три сигнала «Мэйдэй». Первый подал датский F-16, другой F-15 ВВС США и третий -французский «Mirage». Генерал Янкович заявил, что возле македонской границы в 15-50 сбили канадский F/A-18 «Hornet». Машина упала в Македонии. У деревни Будановцы в 17-00 сбит самолет. Рядом с Будановцами в 20-55 сбит ракетой ЗРК «Куб» F-117А. Пилот, капитан Кен «Виз» Двили катапультировался и вызвал спасателей. Примерно в 23-55 спасательный вертолет SFOR, на борту которого находились спасательная группа и капитан Двили был сбит огнем пехотных подразделений, прочесывавших местность в районе падения F-117, все находившиеся на борту военнослужащие НАТО погибли.
28 марта 1999 г. в районе Углевик Мост в 02-50 был сбит F-15 ВВС США, пилот погиб, некоторые источники утверждают, что это был F-117А. В районе г.Углевик в 03-00 сбит спасательный вертолет SFOR HH-60 «Pave Hawk» с 12 членами спасательной группы. Выжили и взяты в плен лишь два человека. В районе г. Лознице сбит самолет НАТО, пилот катапультировался. В районе г. Приштины в 23-50 сбит самолет. В районе горы Пастрик, рядом с Призреном, в 23-55 сбит самолет НАТО.
29 марта 1999 г. после полуночи рядом с г.Пале (Республика Сербска) упал подбитый F-15 (или F-16) ВВС США. Пилот катапультировался, но позже был обнаружен мертвым. После полуночи над н/п Гаково (рядом с Самбором) сбит БПЛА.
30 марта 1999 г. рядом с Варпазаром около 01-00 ракетой сбит британский самолет вертикального взлета «Harrier». Пилот катапультировался и был взят в плен. Рядом с Вранье в 16-30 сбит самолет. Пилот катапультировался. Ночью сбит самолет над Призреном, упал в районе горы Цер (горный массив Цер Планина). Ночью над Алексинацем сбит БПЛА.
31 марта 1999 г. рядом с г.Гнилане (Косово) сбит самолет НАТО. Упал в Македонии. Рядом с Сиротом, севернее г.Нови-Сада, сбит «Tornado» Люфтваффе. Два пилота взяты в плен.
1 апреля 1999 г. у горы Тара в 01-00 сбит самолет НАТО (пилот, видимо, остался жив и подал сигнал бедствия). У горы Тара в 01-30 сбиты два вертолета СН-53 «Stallion» с 58 членами экипажей и десантниками из состава SFOR. Все погибли. На аэродроме Плесо (Загреб) около 03-00 совершил вынужденную посадку F-117А.
3 апреля 1999 г. при атаке на «Мост Свободы» в Нови-Саде в 19-45 сбит самолет НАТО. Машина упала рядом с дер. Стара Пазова. Пилот пленен. Ночью над г.Баня-Лука много свидетелей видели сильно дымивший F-16.
4 апреля 1999 г. после полуночи возле Ужице ПВО ЮНА подбила F/A-18 «Hornet». Самолет сбросил два полных подвесных топливных бака (они взорвались при падении) и задел крылом за ЛЭП. Неизвестно, упал ли он.
5 апреля 1999 г. после полудня в районе Панчево между селами Долово и Батанско-Ново-Село сбит самолет. Около полуночи в районе Фрушки-Горы, во время атаки телебашни «Црвени Кот», сбит самолет НАТО. Утверждают, что это F-117А. Пилот катапультировался и приземлился у деревни Ремете. Около полуночи, во время атаки моста Жежель в Нови-Саде сбит «Tornado» Люфтваффе, два пилота взяты в плен.
6 апреля 1999 г. после полуночи во время атаки на Петроварадинский мост сбит самолет. Пилот катапультировался, приземлился у завода «Победа» и был взят в плен. После полуночи над Приштиной подбит самолет, он упал у горы Цер, около Скопье. После полуночи южнее Фрушки-Горы сбиты два вертолета НАТО со спасательной группой. После полуночи сбит самолет у д.Свиняре, около Косовски-Митровицы. Перед полуночью у горы Скопска-Црна-Гора сбиты два поисково-спасательных вертолета с 40 «коммандос» на борту, никто не спасся. В то же время на югославо-албанской границе в Черногории сбит поисково-спасательный вертолет НАТО с 20 военнослужащими на борту, в том числе-со спасенным пилотом. Все погибли.
06.04.99 в 23:30 район Vozdovac, Belgrade. Воздушный бой между Миг-21 и американским F-15, американец сбит.
7 апреля 1999 г. вечером над Приштиной сбит самолет НАТО, упал в Македонии. Перед полуночью над Приштиной сбит американский БПЛА «Hunter». Перед полуночью рядом с н/п Лиг (Лик) сбит самолет.
8 апреля 1999 г. после полуночи рядом с Нишем сбит «Tornado» Люфтваффе. Оба пилота взяты в плен. Перед полуночью рядом с Кралево сбит самолет.
10 апреля 1999 г. в районе Сува-Реки в 15-45 сбит самолет. Перед полуночью в районе Ниша сбит самолет.
11 апреля 1999 г. в районе Бачки-Брестовац, около Црвенка, в 00-12 сбит F-16. После полуночи возле д. Колесья, рядом с Тузлой, упал самолет.
12 апреля 1999г. Перед деревней Османовичи, около Тузлы, в21:00 упал британский «Sea Harrier». Пилот погиб. Машина подбита над Зреньянином, сбросила подвески, баки, но все равно упала. Перед полуночью в Косово сбит БПЛА CL-289 ФРГ.
13 апреля 1999 г. после полуночи у авиабазы Батайница сбит самолет.
После полуночи у Ябука, севернее Панчево, сбит самолет. В то же время у Горажде упал самолет. Пилот погиб. В то же время у деревни Кадьяна Чёсма у Тузлы упал самолет. В то же время у Бела Црква, рядом с Врсацем, сбит самолет.
14 апреля 1999 г. утром в Косово-Поле сбит БПЛА CL-289 армии ФРГ. После полудня в районе югославо-румынской границы упал поврежденный F-15. Машина сбросила два топливных бака и ушла на румынскую территорию. О ее судьбе нет данных. В Сириг, севернее Нови-Сада, в 10:00 сбит самолет. Пилот взят в плен. Рядом с Белградом в 10:05 сбит самолет.
15 апреля 1999 г. у горы Биелашница, Босния, в 3:00 упал самолет. Рядом с Прибоем сбит самолет. У Подгорицы батарея зениток «Bofors» под командованием лейтенанта Здравко Банковича в 19:30 сбила самолет «Tornado». Машина упала в Скадорское озеро. Батарея Банковича в 19:35 сбила «Mirage-2000» французских ВВС. Машина упала в Румийских горах. Пилот взят в плен. Около Подгорицы наводчик ПЗРК "Стрела-2М" Предраг Джонич в 19:45 сбил самолет НАТО. Пилот катапультировался и был взят в плен около деревни Крусе. Перед полуночью на аэродроме Петровац (Скопье) разбился при посадке самолет НАТО, сильно поврежденный двумя ракетами ПЗРК.
16 апреля 1999 г. южнее Косово наводчик ПЗРК Драган Петрович сбил А-10. Самолет упал в Македонии у пограничного поста Дебелде.
17 апреля 1999 г. у Милошева Дола около Приеполя в 11:00, возможно, сбит «Sea Harrier». У Урошеваца в 16:30 сбит самолет. Машина упала в глубине македонской территории в 4 км от села Танушевцы. У села Черевич, Фрушка-Гора, в 22:10 подбит «Tornado». Машина ушла в воздушное пространство Хорватии, затем упала.
18 апреля 1999 г. над Приштиной в 2:00 сбит БПЛА. Над горой Повлен в 3:00 сбит «Tornado». Самолет упал возле Сараево около н/п Скелани (Республика Сербска). В районе Приштины в 16:00 взорвался в воздухе F-16. Над Приштиной в 16:03 взорвался самолет НАТО. Около Приштины в 19:00 упал самолет на гору Чичавица. Перед полуночью на аэродроме Райловац разбился при посадке поврежденный ПЗРК датский F-16. У Тузлы в полночь упал американский БПЛА «Predator». В районе н/п Яловский Камень около Тетово в 22:30 сбит самолет НАТО.
19 апреля 1999 г. перед полуночью у села Ягуновцы около Тетово сбит БПЛА ФРГ CL-289. У горы Велики Ястребац в 23:00 сбит самолет НАТО. Перед полуночью в районе Велики Ястребац сбит поисково-спасательный вертолет со спасательной группой. В районе Урошеваца в 23:15 сбит самолет.
20 апреля 1999 г. у горы Рудник, у села Топола, в 2:30 сбит самолет. У горы Рудник, у села Чумич, в 3:15 сбит самолет. Над Горне Становице, около Вучитрна в 19:00 сбит БПЛА. Около полуночи в районе Биочика найдены два топливных бака от F-15, простреленные снарядами.
21 апреля 1999 г. посли полуночи у Фрушки-Горы поврежден натовский самолет. Найдены его обломки. Предположительно, самолет ушел в сторону Хорватии, где разбился.
22 апреля 1999 г. около полуночи у деревни Сонша, около Апатин, сбит БПЛА США. У н/п Куршумлия в 18:00 найдены обломки самолета.
23 апреля 1999 г. около Приштины в 14:00 поврежден самолет. Машина ушла в Албанию, где, скорее всего, рухнула. У н/п Орлане, в 15 км северо-западнее Приштины, в 15:10 сбит самолет.
24 апреля 1999 г. под Приштиной, у деревни Бушине, в 14:45 разбился самолет НАТО. Около полуночи у Приштины, возле Лапле Село, разбился самолет. Над Бокой Которской сбит БПЛА. Над горой Кукавица, около Лесковаца, сбит самолет. Пилот взят в плен.
25 апреля 1999 г. около полуночи под Приштиной, около села Липовица, разбился самолет. Подбит и захвачен силами ЮНА в Косово вертолет АН-64 «Apache». В районе Нови Сада поврежден силами ПВО низколетящий самолет. Машина окуталась дымом и ушла за пределы югославской территории.
26 апреля 1999 г. в 40 км к северо-востоку от Тираны в 22:00 упал вертолет АН-64. Вероятно, экипаж остался жив. Скорее всего, вертолет погиб при атаке пограничного поста Кошары.
27 апреля 1999 г. над Фрушкой-Горой в 1:45 поврежден самолет НАТО. Он сбросил бомбы на хорватскую деревню Палача у Осиека. Около аэродрома Петровац (Скопье) в 10:57 упал самолет. Около Прокупле в 17:00 сбит самолет НАТО. Пилот приземлился в лесу на горе Пашача, около Прокупле. Обломки самолета найдены в районе горы Пашача. В 18:00 найдены обломки самолета около Прокупле, недалеко от Берилье. Над горой Златибор сбит самолет. Пилот катапультировался.
28 апреля 1999 г. около Подгорицы в 14:00 сбит самолет, пилот катапультировался. Около Беране в 14:30 сбит самолет. Около полуночи у деревни Норово, около Крушево, Македония, сбит самолет. Два пилота катапультировались и приземлились в лесу на верхушки деревьев. Спасены вертолетами спасательных групп НАТО. Днем в районе деревень Велика Сабатна и Горня Пчелица летевший на малой высоте самолет НАТО был поврежден. Пилот сбросил бомбы и подвесные баки на деревню Црни Врн.
29 апреля 1999 г. в районе македоно-албанской границы у города Дебар упал самолет. Около Водно, рядом со Скопье, в 11:00 разбился самолет. Недалеко от Земуна, по рассказам очевидцев, около 1:40 сбиты два самолета. В 11:00 у с. Самоков, в 40 км к юго-востоку от Скопье, обнаружены два обугленных трупа пилотов. В районе Панчево в 16:05 очевидцы видели падение двух самолетов НАТО. Информация была сообщена по местному ТВ «Студия-Б». Один пилот, предположительно, катапультировался. У деревни Быстрица, около Велеса (Македония), по свидетельству очевидцев, самолет НАТО, дымя, сбросил две ракеты и скрылся за горой. Вскоре раздался взрыв.
30 апреля 1999 г. южнее Ниша сбит самолет. В районе села Горска в 20 км к юго-западу от Белграда, в 23:15 очевидцы видели парашюты.
1 мая 1999 г. над Адриатическим морем, в 40 км от берега СРЮ, в 14:15 сбит самолет. Пилот катапультировался.
2 мая 1999 г. у деревни Накучани, к юго-западу от Сабаца, в 2:05 сбит американский F-16C. Пилот подобран поисково-спасательной командой. У деревни Накучани в 4:00 сбиты два поисково-спасательных вертолета со спасенными летчиками. Около аэродрома Петровац совершил аварийную посадку А-10. Многие видели, что правое крыло и двигатель самолета разворочены взрывом ракеты. На пилонах висели ракеты, создавая панику у населения. Пилот, по-видимому, был ранен. Через 40 минут самолет отбуксировали в ангар Петровацкого аэродрома.
3 мая 1999 г. в г. Нови Сад, во время атаки телецентра, в 21:45 поврежден саомлет. Из фюзеляжа шел черный дым. Самолет упал в ближайших окрестностях.
5 мая 1999 г. у Банья-Баста поврежденный в СРЮ самолет в 1:30 упал в Боснии. Утром в 75 км к северо-западу от Тираны сбит АН-64. Пилот убит артогнем ПВО ЮНА. В НАТО полагают, что АН-64 сбит ракетой ПЗРК. У Валено в 12:10 сбит самолет. Пилот катапультировался. В озеро Охридское упал самолет. Натовские водолазы искали его обломки.
6 мая 1999 г. в полночь над селом Пресево сбит БПЛА. Обломки обнаружены в районе Буяновац - Пресево.
7 мая 1999 г. во время атаки серба Иришки Венац в 14:35 поврежден самолет. Машина, дымя, ушла к Сабацу.
11 мая 1999 г. у села Гружа, в 15 км к юго-востоку от Крагуеваца, в 11:40 на гору Гледичке упал самолет.
12 мая 1999 г. у деревни Вакшинче, недалеко от Куманово, свидетели видели, как один из четырех самолетов вдруг упал во время полета на малой высоте.
13 мая 1999 г. недалеко от Нове Пазове в 4:25 один самолет поврежден. У деревни Клокот, около Витна, в 12:00 сбит французский БПЛА CL-289. Случай описан телевидением Сербии. У Мокра-Горы, у деревни Исток, к северо-западу от Печа сбит американский БПЛА фирмы «Boeing».
14 мая 1999 г. в районе горы Рудник два самолета НАТО подбиты силами ПВО. Пилоты сбросили подвесные баки и ушли в Боснию. В районе Дьяковицы днем побит югославскими ПВО А-10. Штурмовик упал у горы Цер, недалеко от албанской границы. Над Нишем в 19:00 силами ПВО сбит самолет НАТО. Пилот катапультировался и приземлился у села Бренице. Пилот пленен. Инцидент подтвержден свидетелями и полицией.
16 мая 1999 г. над Косово сбит БПЛА CL-289. Днем у деревни Извор, рядом с Белесом (Македония), сбит самолет НАТО. Пилот катапультировался и приземлился у села Чука. Инцидент подтвержден свидетелями и полицией.
17 мая 1999 г. на плато Пестер сбит БП ЛА США.
19 мая 1999 г. у деревни Талиновце в 17:00 сбит американский БПЛА «Predator». Над Урошевацем около 19:00 сбит БПЛА. Упал на территорию города.
20 мая 1999 г. у деревни Оджача в 2:00 сбит самолет НАТО. В 25 км к югу от Белграда в 3:00 (или в 1:00), над Сурчином сбит бомбардировщик «Стелс» В-2А (бортовой номер AF-8 88-0329 «Spirit of Missury»), B-2A был подбит зенитной ракетой в область кабины экипажа и вскоре после этого упал. Экипаж (4 человека) погиб. Инцидент подтвержден многими свидетелями. Около 3:00 сбиты два натовских самолета, вероятно F-15, сопровождавших бомбардировщики. У села Градиште, в 22 км к западу от Ниша, в 3:35 сбит самолет, вероятно, F-16. В 3:30 сбит спасательный вертолет НАТО с отрядом спасателей. Над аэродромом Слатина (Приштина) в 15:10 сбит БПЛА. Пилот МиГ-29 Илия Аризанов сбил над Косово самолет НАТО (возможно, F-117).
Всего к 20 мая в ходе агрессии против Югославии блок НАТО потерял 109 самолетов (сбиты безусловно), еще 15 самолетов сбиты вероятно, 12 самолетов повреждены. Сбито 16 вертолетов и 18 БПЛА, а также 164 крылатых ракеты «Томагавк» (этих эпизодов в данном документе нет).
В числе уничтоженных - один самолет-«невидимка» В-2 «Spirit», три или четыре F-117А (еше один поврежден), 10 «Tornado», восемь F-16 (еще один поврежден), пять F-15 (еще два повреждены), три А-10 (еще один поврежден), два «Mirage- 2000», пять «Harrier» («Sea Harrier»/AB-8B). Из вертолетов: два МН-53 «Stallion», один НН-60 «Pave Havk», три АН-64 «Apache» (еще один поврежден).
Потери в личном составе среди пилотов и спасательных команд составили 313 человек. В том числе 247 убитыми и 66 пропавшими без вести. К этому надо приплюсовать 19 трупов американских военнослужащих, которых 8 апреля тайно, через 424-й военный госпиталь в Салониках, отправили домой. Общее число погибших и пропавших составляло к 20.05.99 г. 332 человека. В плену находятся 30 военнослужащих НАТО, в том числе не менее восьми немцев, один француз, один или два англичанина. В числе сбитых - два датских F-16, по меньшей мере, один датский пилот погиб.
По сведениям, полученным позднее, установлены следующие факты:
7 июня 1999 г. над Косово был сбит В-52.18 апреля 1999 г. группа самолетов ВВС ЮНА нанесла бомбо-штурмовой удар по аэродрому Тузла (БиГ), в результате которого было уничтожено на земле 17 самолетов и 3 спасательных вертолета. Силами ПВО НАТО был сбит J-22 «Огао», учав-ствовавший в налете (погиб полковник Михайло В.), и подбит МиГ-21, пилотируемый майором Зелько М., однако летчик смог посадить самолет в 10 км от авиабазы Поникве. 26 апреля 1999 г. группа из четырех югославских штурмовиков G-4 с авиабазы Голубовац нанесла удар по авиабазе Ринас (Албания), в результате было повреждено и уничтожено 12 вертолетов АН-64 (3 уничтожено, 9 повреждено). Силами ПВО сбито 2 G-4, но пилотам удалось катапультироваться и спастись. В ночь с 11 на 12 июня 1999 г. разбился на взлете при невыясненных обстоятельствах американский самолет спецназначения МС-130 «Combat Talon» с группой британских военнослужащих из состава одного из полков SAS в количестве 40 человек. Все спецназовцы и члены экипажа погибли. Самолет должен был выбросить группу SAS в Косово с целью выполнения диверсионных задач. Кроме того, установлено, что среди сбитых самолетов НАТО были 5 самолетов F-4 и 2 польских МиГ-29. Число сбитых БПЛА составило 30 единиц, крылатых ракет 238. В результате боевых действий Югославия потеряла 576 военнослужащих убитыми и пропавшими без вести. В том числе 462 человека - ЮНА и 114 человек - МВД. Потеряно 5 танков, и 8 БМП и БТР. Потери ВВС составили помимо уже названных 4 МиГ-29,1 МиГ-21. Жертвы среди гражданского населения Югославии составили более двух тысяч человек погибшими и семи тысяч ранеными.
Интересно, как бы отреагировало население США в случае официального признания такой вот статистики?
ИРАКСКАЯ КАМПАНИЯ 2003 ГОДА.
После поражения в 1991 году правительство Саддама Хусейна ввиду международных санкций не могло осуществить масштабную программу закупки новых и ремонта старых и повреждённых самолётов. Авиапарк Ирака насчитывал, по приблизительным данным, 352 самолёта, в том числе 70-80 МиГ-23/МиГ-27; 45 МиГ-21; 40 "Мираж" F-1; 20 МиГ-25П; 15 МиГ-29; 4 Ту-22К.
"Многонациональная коалиция" насчитывала 978 самолётов, в том числе стратегические бомбардировщики В-52, В-2 и В-1, новейшие истребители-бомбардировщики F-15Е "Страйк Игл", F/А-18Е "Супер Хорнет", истребители F-16 C/D (Блок 50/52), стратегические беспилотники RQ-4 "Глобал Хок".
Из-за недостатка надёжных капониров, во избежание бессмысленных потерь на земле большинство иракских самолётов перелетело в Сирию и Иран. Поэтому небо Ирака защищали 12 МиГ-23, 5 МиГ-25 и 8 МиГ-29. Известен случай, когда пилот МиГ-23 в одном бою сбил британский "Торнадо", а в другом - два F/А-18 "Хорнет".
28 марта над городом Эль-Фаллуджа МиГ-29, прикрывая вертолёт Ми-24В и пользуясь преимуществом в высоте, сбил два истребителя F-15С с задней полусферы; после этого боя иракский истребитель благополучно вернулся на свой аэродром. А 30 марта иракские ПВО, несмотря на сложную боевую обстановку, сбили над Багдадом В-2. О судьбе пилота ничего не сообщалось.
Однако, ПВО Ирака прикрывала не только Багдад и Басру, но и другие населённые пункты. И если над городами уничтожалось лишь по одному-два самолёта МНС в день, а активная фаза войны шла до середины апреля, то, зная тенденцию Запада преуменьшать свои потери в разы, нетрудно подсчитать, что натовцы понесли ощутимые потери.
Оценивая потери "янки", приходится ещё раз упомянуть об F-117. Как известно, Пентагон возлагал на "невидимку" особые надежды в уничтожении командных пунктов и бункеров иракских войск. Однако, по оценке украинского исследователя Константина Колонтаева, 18 "Стелсов" было потеряно 19 марта во время налёта на Багдад в самом начале войны. (см. К. Колонтаев "Американская армия - самый большой миф XX века"). Вполне возможно, не дороговизна эксплуатации "Ночных Ястребов", а их уязвимость и большие потери стали причинами снятия их с вооружения в апреле 2008 года.
Трудности в подсчётах реального урона заключаются и в том, что американцы, опасаясь попадания своих повреждённых самолётов и вертолётов в руки иракцев, уничтожали их с воздуха (как тут не вспомнить вертолёт "Апач", подбитый иракским крестьянином из винтовки!).
Необходимо упомянуть, что в российской "демократической" прессе, повторяющей утверждения своих западных "друзей", принято восхвалять "успехи" ВВС НАТО вопреки объективным оценкам. Конечно, Запад выигрывает войну в прессе, что, впрочем, не так уж и сложно - до сих пор натовцы еще ни разу за время ведения ими информационных войн не встретили адекватного противодействия.
Р.S.
Оценивая использование авиации, необходимо еще раз обратить внимание на непревзойденные качества СОВЕТСКОГО оружия в умелых руках. Мало кому известно, что во Вьетнаме из 4500 потерянных американцами самолетов, более всего - около 50%, пришлось на долю ствольной зенитной артиллерии, которая у вьетнамцев была отнюдь не самой совершенной, но это уже другая история.
Источник информации: "NEWSLAND".
P.P.S.
"Вчера (27.06.2012 - прим. Солдата) в Балтийских странах состоялись тренировочные полеты военно-воздушных сил НАТО, в которых принимали участие самолёт с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ, англ. AWACS) Boeing E-3, а также самолеты армии США C-130 "Hercules" и F-15C "Eagle". Это уже седьмая подобная тренировка на базе ВВС Литвы в Шяуляй, которую проводит командование союзническими ВВС стран НАТО в Рамштайне (Германия).
Уже известно, что по меньшей мере один из принимавших участие в учениях самолётов, американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения Макдоннел-Дуглас F-15C "Eagle" грубо нарушил воздушные границы Российской Федерации. Поднятые в воздух по боевой тревоге с военного аэродрома Балтийского флота "Чкаловск" под Калининградом пара фронтовых истребителей МиГ-29 пытались вынудить нарушителя к посадке. Натовский пилот, не подчинившись отданной команде снижаться, "весело помахав крыльями и включив форсаж", попытался покинуть территорию России и вылететь в международное воздушное пространство.
И только тогда русские лётчики отдали должное весёлому американцу и ударили на поражение. С истребителя (символично, что бортовой номер машины 39) под управлением полковника Кондратова по пытающемуся скрыться нарушителю был произведён пуск управляемой ракеты РВВ-АЕ класса "воздух-воздух". Обломки сбитого натовского самолёта упали в Балтийское море неподалёку от города Балтийска Калининградской области. Пилотировавшему истребитель пилоту удалось катапультироваться и он был подобран моряками сторожевого корабля Балтийского флота "Ярослав Мудрый". В настоящее время его жизни ничего не угрожает, с ним работают следователи военной прокураторы и следственного управления ФСБ России.
При этом литовская сторона, с подачи американцев, настаивает на том, что самолёт находился в международном воздушном пространстве. В пятницу, 29 июня, НАТО по просьбе Литвы проводит специальное заседание по поводу случившегося.
Высшее руководство НАТО также отреагировало на инцидент, об этом со ссылкой на Министерство обороны сообщает "Литовский курьер". "Действия России неприемлемы. НАТО осуждает их решительным образом", - заявил генеральный секретарь североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен. "НАТО солидарно с руководством Литовской Республики. Мы продолжаем следить за ситуацией со сбитым самолётом внимательно и с большой тревогой", - добавил Расмуссен. "Наши мысли вместе с пилотом, его семьёй и близкими".
Что-то часто стали сбивать по всему миру "ничего не нарушающие" натовские самолёты. Так и хочется воскликнуть, как герой Анатолия Папанова в кинофильме "Берегись автомобиля": "Тебя посодют, а ты не воруй!".
Источник сведений: "Fognews.ru" от 28.06.2012.