Новости > Шило на мыло: о проверке личины "нового облика". |
Шило на мыло: о проверке личины "нового облика".
10 ноября 2009 г.
Поводом для этой статьи послужили результаты проверки МО РФ вновь созданных соединений "нового облика" в армии и на флоте (читаем ниже после ссылки на Ленту.ru).
.
Есть такая образная присказка, когда хотят показать негатив дурного действия, - "это как гланды автогеном через ж... вырезАть". Аналогом ей слова - тупо, жестоко, безперспективно. Реформа армии необходима, время неизбежно диктует императив: либо мы успеем измениться, либо нас сомнут. Но меняться тупым сокращением численности армии до 1 миллиона человек, а в рамках этого - увольнением сотен тысяч квалифицированных офицеров, прапорщиков и ликвидацией их должностей, сокращением и переформированием прославленных соединений с отработанной штатной структурой, отсутствием реальной технической модернизации на фоне обвального старения имеющихся вооружений, необусловленной условиями военного применения и не выверенной в войсках кабинетной переработкой штатов и вооруженности оставляемых или создаваемых вновь воинских частей, - самоубийственно. К примеру, уже сейчас численность личного состава всех силовых ведомств, включая МО и МВД РФ, а также МЧС и погранцов, на одном из самых угрожаемых направлений на пространстве в 4000 км от границ Дальневосточного ВО до границ Казахстана по официальным данным не превышает 80000 человек, или всего по 18,5 человечков на 1 километр. Из них военных всех видов и должностей (включая вольнонаемных), призванных защищать этот километр, - 12 человек, из них тех, кто непосредственно должен воевать за этот километр с автоматом или иным орудием в руках - 6 человек!!! В итоге получаем, что пространство в 4000 км смогут защищать всего 24000 человек, что в пересчете на штат военного времени по нынешним меркам дает численность всего двух чуть усиленных мотострелковых дивизий (да и по меркам времен Великой Отечественной войны также всего 2 сд). Кстати, в это же время общая численность МВД РФ возросла за 4 года на 300000 человек и доползла уже до миллиона (данные сегодняшнего дня из программы "Вести - дежурная часть").
На "той" стороне - Китай и его многомиллионная армия, нарастившая мускулы за последние 30 лет и содержащая десятки соединений в сопоставимой сопредельной полосе. Американцы в Афгане в 2010 г. наращивают численность группировки до 100000 человек. На западе и юге - объединенные силы НАТО. В этих условиях прагматично рассматривать вопрос не о том, как долго сможем мы противостоять такому противнику (ежели чего), а вопрос о том - где такому противнику заблагорассудится остановиться в своем продвижении на север и запад или на восток на зимние квартиры - в Москве, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге или Архангельске? Про то, что Дальний Восток и Забайкалье при этом будут для России безвозвратно потеряны, можно даже не заморачиваться - это ясно как день. Не исключено, что ради того, чтобы сохранить большее, их, как меньшее, отдадут басурманам и в мирное время, без войны. Нет ничего кардинального, что говорило бы об обратном. Сил и средств для удержания этого направления у нас нет.
Сколько можно наступать на грабли ценой в миллионы жизней? Когда нынешним водителям станет понятно то, что всю эту "науку" мы уже проходили, и то, что ранее учиться воевать по настоящему мы начинали только тогда, когда очень больно получали по шапке, т.е. только после потери миллионов людей, гор ресурсов и обширных территорий? А до этого женилка не срабатывала. И тем не менее вновь всё уповаем на "авось", продолжая не уметь эффективно действовать ни в военное, ни в мирное время. Не проще ли учиться воевать именно в мирное время (так готовятся почти все наши соседи), а потому и базировать стратегию военной реформы не только на системе содержания в мирное время соединений постоянной готовности (причем в недостаточном количестве), которые в военное время сразу же погибнут? Упор только на нее является условием гарантированной заведомой гибели всей страны. Она не имеет подпорок в виде содержания сокращенных территориальных соединений, которые в мирное время должны готовить резервистов и учить их хоть какой-то военной специальности, а в военное время разворачиваться в полноценные 2-3 соединения и воевать. Она не предполагает обязательности системы учета мобилизационных ресурсов и их безусловной приписки к конкретным соединениям и частям постоянной готовности и второй очереди. Она не влечет одновременного массированного вливания в армию необходимого для реформы структуры и вооружений объема бюджетных средств, заставляя ее всего лишь освобождаться от непрофильных активов и выделяя деньги только на поддержание "штанов", при этом одновременно при так называемом "спасении" банков отдавая на Запад более 400 миллиардов долларов за полгода в период кризиса. При таких условиях военной "реформы" в случае начала боевых действий новые соединения будут иметь нулевую эффективность и никакие "ядреные" средства в дополнение к пехотному пшику не помогут, разве что прическу басурману попортят, не более. Искусственные цунами или ураганы по типу "Катрины" и гибель десятков миллионов людей на побережье Восточно-Китайского моря, Тихого или Атлантического океанов и в некоторых крупных центрах противника внутри континентов вряд ли остановят вторжение, коль уж оно начнется.
И если это жесткое знание уже вдолблено в нашу историю опытом прежних войн и учитывалось ранее в стране формированием и большего количества постоянных соединений с выверенными временем и опытом штатами, и созданием целой системы кадрированных дивизий, опиравшихся на забитые техникой склады (БХВТ) и детально проработанные инструкции и предписания - кому, что и как делать при начале войны, то куда оно делось у военного министра и его окружения из действующих военных? Все кадрированные соединения и мелкие в/ч, предназначенные для приема и сколачивания огромной оравы мобилизованных из запаса после объявления дня "Ч", уже расформированы, вся документация уничтожена, тысячи доселе вполне боеготовых единиц техники довели до неремонтного состояния и разрезали на металлолом. Предположим, что у мебельщика таких знаний и не было. Стало быть, знающие об этом ближние генералы молчат в тряпочку, трясясь за должности, оклады, льготы и будущие пенсии. Те же, кто сказал об ущербности самой стратегии военной реформы, уже уволены из армии (Балуевский, Исаков, прочие). Те, кто остались, будут бодро рапортовать 1 декабря 2009 года об окончании ее первого этапа и завершении "оптимизации" структуры армии и флота.
Переход на бригадный принцип низовой организации предполагает численность этих единиц не более 6-7 тысяч человек, что составляет половину упомянутой мотострелковой дивизии (мсд), и в сумме количество бригад, умноженное на 2, практически равно количеству бывших мсд, ставших основой создания бригад. Поменяли шило на мыло. Точечно рассыпанные вдоль границы от Барабаша в Приморье до Алейска на Алтае и от Астрахани до Новороссийска (а на западной границе их всего 2) даже при условии их полного укомплектования (кем - контрактниками что ли?), эти соединения "нового облика" не представляют никакой самостоятельной и существенной силы. Налицо отсутствие и количественного, и качественного роста в результате реформы. Басурман любого толка выбьет их максимум за неделю.
При каждой из вновь созданных бригад постоянной готовности новыми планами после объявления мобилизации предусмотрено формирование бригад второй очереди с использованием кадров первых. В новых условиях не будет проведения мобилизации в обычном смысле (кто нам даст это время?), как не произойдет и своевременного формирования бригад второй очереди (исключая разве что центр страны), ибо существующие бригады в значительной мере будут задействованы в боях и быстро выбиты либо сразу уничтожены ядерными ударами в ППД, а наполнять новые еще не существующие формирования личным составом запаса в штатном порядке будет практически некому - все районные и городские военкоматы полностью с 1 октября с.г. переводятся на гражданский принцип комплектования исполнителями с оставлением 2-х офицерских должностей только в областных и республиканских ВК. Через 5-6 лет уволятся те спецы, кто этой осенью снимает погоны, дабы остаться на работе в военкомате перед пенсией и, возможно, после ее оформления и кто знает специфику мобилизационного процесса. Восполнять нехватку кадров будут гражданскими лицами, не отягощенными знаниями, воинским долгом и присягой и принятыми по контракту. В день "Ч" или после него они разбегутся кто куда, и приказ для них не указ, - заявление на стол и будь здоров, комиссар, сам паши 24 часа в сутки 31 день в месяц, формируй и отправляй неизвестно куда и как толпы резервистов!
Кстати, как лихо разгромили военкоматы: сначала в 2007 г. якобы в целях экономии бюджетных средств "укрупнили" районные и городские ВК, объединив их по 2-3 вместе (при этом затраты на содержание выросли почти на 60 % относительно суммы затрат прежних необъединенных ВК) и упразднив военно-учетные столы в администрациях сельских поселений, затем в 2008 г. перевели штаты новых районных и городских ВК на почти гражданский вид комплектования, номинально оставив офицерскими только должности военного комиссара и его зама, а с 01.10.2009 вообще ликвидировали все офицерские должности в этих ВК, оставив офицерскими только две должности в регионе (!) - региональный военный комиссар и его заместитель. Ни один ВК сейчас не представляет реальной картины с мобилизационными ресурсами на своей территории, ибо люди сейчас миллионными толпами переежают с места на место в поисках работы, не снимаясь и не вставая на воинский учет в ВК. Вскоре в ВК не останется и знающих дело специалистов, поскольку оттуда будут уволены те бывшие офицеры, кто дослужит до пенсии, и кто по роду своей прежней воинской службы с военного училища был обязан знать особенности мобилизационной работы. Для приема на работу новых гражданских кадров их нужно обучить. Где? Мобилизационным премудростям пока ни в одном гражданском вузе не обучают да и оклады в ВК минимальны - кто пойдет?
Так же "успешно" громится система военного образования - от академий до суворовских училищ. "Кадры решают всё!" - этот постулат не устарел поныне и вряд ли устареет в будущем. Но в системе военного образования громятся именно кадры - те, кто призван учить новых офицеров, а, стало быть, громится ВСЁ на будущее. Эмпирическая "оптимизация" военных научных и образовательных структур ради так называемой "экономии" средств, приведения процентного соотношения численностей офицерского корпуса и солдат к кем-то выдуманным соотношениям и удовлетворения потребностей большого бизнеса в площадях и объектах в столицах и регионах уже приводит к выхолащиванию кадров военной науки и преподавательского корпуса. Способы разнообразны - от изменения штатов, порядка финансирования и подчиненности училищ, академий и КБ до "простого" перевода их из одного пункта в другой (один переезд как два пожара или кто из светил поедет в глубинку из столицы в неустроенный быт и неизвестность?). В свое время, когда кадры действительно решали всё, появился русский самородок Михаил Калашников, которому сегодня исполнилось 90 лет (поздравляем и дай Бог ему здоровья!). Ему в труднейшие для страны годы дали время, средства и простор для уникальных способностей начинающего конструктора - и родился знаменитый АК-47. И шагает он уже более 60 лет чуть ли не по всем армиям мира, модифицируясь и по-прежнему являя лучший образец в своем классе. Усилия одного лишь человека перевернули целую отрасль, будучи подкрепленные возможностями государства. С 1 сентября 1949 г. и по сию пору Михаил Тимофеевич работает на Ижмаше в отделе главного конструктора. Что было бы, случись на его пути некто Сердюков?
И вот теперь в МО РФ проверили соединения "нового облика", созданные на обломках прежней дореформенной армии. Результат плачевный. Всю советскую и постсоветскую эпоху всех проверяльщиков в частях и соединениях всегда кормили, поили и ублажали до отвала всеми видами удовольствий. Нет оснований сейчас думать о том, что проверяльщики поменялись и принимальщики стали другими. И, несмотря на прежний возможный характер приема проверяльщиков в частях и соединениях, те сумели влепить более 50 % соединений "трояки", а 4-м - "пару". Значит, дело еще хуже, чем внешне выглядит при анализе опубликованных оценок. Что имеем - не храним, но 1 декабря будем слушать бодренький доклад. Слезами бы не утереться опосля.
.
Источник информации: Лента.ru.
"Результаты проведенной комплексной проверки воинских частей и соединений российской армии за 2008/09 учебный год выявили небоеготовность большинства бригад "нового облика". Так, на "удовлетворительно" Генштабом оценены свыше 60 процентов бригад, "хорошо" получило каждое третье соединение, оценку "неудовлетворительно" получили четыре бригады. На "отлично" были оценены четыре оперативные единицы - корабли флота.
Какие конкретно корабли были оценены на "отлично" не уточняется, однако известно, что что это надводные корабли 1-го ранга (классом от фрегата и выше) и подводные лодки, всего составляющие немного более 4 процентов от общего количества кораблей водоизмещения. 55 процентов кораблей 1-го ранга и атомных подлодок были оценены на "хорошо".
Корабли 1-го ранга и подводные лодки оцениваются как отдельные боевые единицы, так как они приравнены к бригаде или дивизии. При этом воздушные суда, входящие в эскадрильи и полки не оцениваются по отдельности. Поэтому, в частности, несмотря на удачно проведенный полет стратегических бомбардировщиков в Венесуэлу, "отлично" частям ВВС получить не удалось из-за недоработок в других областях, к примеру, низкого качества поисково-спасательного обеспечения.
Оценку "хорошо" получили 26 дивизий всех видов и родов войск, включая Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), ВВС и центры боевого применения, что составляет около половины имеющихся в России военных соединений. "Удовлетворительно" получили 23 дивизии, что составляет 47 процентов от их общего числа, 105 бригад (более 60 процентов) и 97 отдельных полков (более 50 процентов). В целом, это составляет более половины армии и флота. На "неудовлетворительно" (что означает неспособность вести боевую операцию) были оценены 4 бригады, в том числе мотострелковые Сибирского и Северо-Кавказского военных округов. Проверка проходила в течение месяца во всех Вооруженных силах и завершилась 30 октября. Участие в ней приняли как офицеры Генштаба, так и комиссии от командований военных округов и флотов.
Оценки представляют собой требования по выполнению конкретных боевых задач в заданные сроки. К примеру, для систем ПВО это время от обнаружения цели до выдачи на пусковые установки координат для ее уничтожения. Для артиллерии и ракетных войск одним из критериев оценки боевой подготовки является точность поражения цели. Как пояснил источник в Генштабе, результаты проверки вряд ли станут поводом для увольнений, однако проведение переаттестации в соединениях вполне возможно.
Согласно плану Министерства обороны, первый этап военной реформы должен завершиться 1 декабря 2009 года, после чего Вооруженные силы должны перейти в режим 100-процентной боевой готовности. В целом, в рамках реформы предусмотрен целый комплекс мер по повышению боеготовности Вооруженных сил. В частности, увеличение боевого состава армии к 2012 году, сокращение командирских должностей до 150 тысяч, а также сокращение числа воинских частей. Кроме того, изменения также коснутся системы координации управления боевыми частями, что подразумевает образование на базе округов оперативно-стратегических командований, которым в случае мобилизации должны подчиниться все группировки сил в округе.
Всего после перехода на "новый облик" в армии останется 172 части и соединения - сухопутные войска сократят в 11 раз. В Военно-воздушных силах из 340 частей останется 180, а в Военно-морском флоте 123 части из 240. Ракетные войска стратегического назначения сократят с 12 до 8 частей. Космические войска и десант сократят с 7 до 6 и с 6 до 5 воинских частей".
.