Самолетная страда-2008.
30 декабря 2008 г.
Тяжелым выдался этот год по климатическим условиям на Северо-Западе. Почти все лето было дождливым, а в августе и сентябре солнечные дни вообще можно было пересчитать по пальцам. Это сказалось и на поисковых работах, в том числе и на экспедициях по поиску и подъему сбитых в годы войны советских самолетов. Напряженный год и неблагоприятные погодные условия почти не давали возможности проверять поступающую информацию и обследовать вновь найденные места катастроф. Но, несмотря на сложности, в течение года были найдены места гибели 33-х погибших летательных аппаратов.
Первым самолетом, найденным в 2008 году, стал дальний бомбардировщик ДБ-3ф. Еще в 1998 году поисковикам из молодежного объединения "Победа" при Ленинградском обкоме ВЛКСМ Андрею Стеняеву и Геннадию Королеву жители деревни Маклаково Кингисеппского района Ленинградской области показали место, где находились авиационные обломки. В 1998 году парням удалось провести лишь поверхностное обследование места падения, существенных находок тогда не было.
По рассказам местных жителей, бомбардировщик упал летом 1941 года, еще до оккупации немцами данной территории. Жители деревни видели, как горящий самолет низко пролетел над деревней и упал в лес. Спустя какое-то время отец и сын Григорьевы разыскали это место в чаще. Самолет упал на землю под углом всего 20 градусов, кабина летчика находилась почти вровень с землей. Скорее всего, пилот пытался спасти машину и посадить ее на лес. Обгоревшие тела летчиков находились в разбитом самолете. Попытки вытащить погибших за лямки парашютов успехом не увенчались. Вернувшись через несколько дней, Григорьевы обнаружили рядом с обломками бомбардировщика две воронки, а между ними холмик с самодельным деревянным крестом. В послевоенное время, как говорили старожилы, с места гибели самолета военные вывезли два почти целых мотора. Оставленные ими обломки разобрали местные, вывозя дюраль и алюминий для сдачи в металлолом.
Прошли годы, и в памяти людей стерлись воспоминания и ориентиры, по которым можно было найти этот самолет в глухом лесу. Поиск растянулся на многие годы…
В январе 2008 года благодаря помощи лесника из деревни Ломаха сводная поисковая экспедиция в составе поисковых отрядов "Ораниенбаумский плацдарм" (г. Сосновый Бор, руководитель Лев Николаевич Чуйков), "Форпост" (г. Кингисепп, руководитель Виктор Викторович Костюкович) и "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Анатольевич Михайлов) добралась до этого места. На месте падения самолета, несмотря на разграбление, были обнаружены фрагменты центроплана и две стойки шасси. В районе расположения обломков самолета были обнаружены части пристяжной системы от парашютов. Найденные дюралевые обломки сильно обгорели, что подтверждало информацию о том, что самолет при падении горел. При обследовании прилегающей местности была обнаружена неразорвавшаяся 100 кг авиабомба, а в 25 метрах от основных обломков самолета - две небольшие воронки. Промерзшая земля не позволила нам сделать пробные шурфы там, где был могильный холмик и ранее стоял крестик.
Дополнительное обследование места падения самолета состоялось 31 мая 2008 года силами поискового отряда "Форпост". Поисковики сделали несколько шурфов между двумя воронками, где по легенде стоял крест, но ничего не обнаружили. Сильно обгоревшие останки трех членов экипажа были найдены в одной из воронок. Из амуниции сохранились остатки унтов, морских форменных ботинок, шлемофоны. На рукаве летного реглана ясно читались знаки различия лейтенанта морской авиации.
Проверив по созданной нами базе данных потерь ВВС на Северо-Западе все утраты самолетов ДБ-3ф из состава ВВС КБФ, мы пришли к выводу, что обнаружены обломки самолета и останки экипажа самолета ДБ-3ф № 390903 из состава 1-го минно-торпедного авиаполка КБФ, который был сбит истребителями противника в районе Копорье – Бегуницы. В экипаж погибшего бомбардировщика входили: младший летчик 1 АЭ лейтенант Гестрин Прокофий Григорьевич, младший летчик-наблюдатель младший лейтенант Носков Сергей Иванович и воздушный стрелок краснофлотец Максимов Алексей Егорович. Из состава экипажа в живых остался только воздушный стрелок-радист Никандров.
Анализируя архивные документы, удалось выяснить обстоятельства гибели данного самолета. В боевом донесении № 25 за 18.07.41 года говорится: "…На 18.07.1941 года 1-й МТАП имел задачу разведки Рижского залива и бомбардировочный удар по транспортам противника в Рижском заливе. 1 АЭ в составе пяти самолетов ДБ-3 в 11.00 произвела вылет с аэродрома Клопицы. В 13.08 по 13.25 просмотрела район от мыса Колка до маяка Мерсрагс, не заметив кораблей и транспортов противника, вернулась обратно с бомбами. В 15.05 при подходе к своему аэродрому в районе дер. Бегуницы были атакованы истребителями противника Ме-109 в количестве 7 штук. В результате воздушного боя два экипажа ДБ-3 сбиты, третий экипаж ушел со снижением, о месте посадки его неизвестно. С задания не вернулись: летчик Тальянов, штурман Никулин, стрелки-радисты Виноградов и Сорокин. Летчик Новицкий, штурман Просвиряк, стрелки-радисты Вишневский и Баланков. Летчик Гестрин, штурман Носков, стрелки-радисты Никандров и Максимов…".
Командир экипажа Прокофий Григорьевич Гестрин родился в 1913 году на станции Пятихатка Днепропетровской области Украины. В городе Ростов-на-Дону остались его жена Нина Андреевна и дочь Ларита 1939 года рождения, они проживали по адресу: Халтуринский переулок, д.96, кв.3. Сам П.Г. Гестрин был кадровым офицером, в рядах Красной Армии с 1931 года.
Штурман экипажа Сергей Иванович Носков родился в 1918 году в селе Спасовка Канского района Красноярского края. В городе Иркутске по адресу 3-я Красноармейская улица, д.20, кв.1 осталась его мать Анна Филипповна. Кадровый офицер, в Красной Армии с 1938 года.
Воздушный стрелок экипажа Алексей Егорович Максимов родился в 1920 году на станции Трутня Кармановского района Смоленской области. Его мать Ольга Дмитриевна проживала по месту рождения погибшего. В армию Алексей Максимов был призван в 1940 году через Кармановский райвоенкомат.
Поисковики надеются разыскать родственников погибших и пригласить их на торжественно-траурную церемонию погребения останков воинов, которая состоится в 2009 году на воинском мемориале в деревне Мануйлово Кингисеппского района Ленинградской области.
12 апреля 2008 года в деревне Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области состоялась торжественно-траурная церемония погребения останков командира звена 5-го истребительного авиаполка ВВС КБФ лейтенанта Максимова Николая Николаевича. К сожалению, нам до сих пор не удалось разыскать его родных и близких, несмотря на все наши усилия. Более того, история поиска непосредственно на месте гибели летчика длилась несколько лет. Место падения самолета было обнаружено еще в ноябре 2006 года. Тогда группе поисковиков из кингисеппского "Форпоста" и сабского отряда "Авангард" под руководством Ларисы Александровны Фетисовой удалось установить заводские номера самолета и мотора, благодаря которым в архивных документах Центрального военно-морского архива в Гатчине удалось установить имя погибшего пилота.
По данным ЦВМА значилось следующее: "…самолет Миг-3 № 2921 с мотором АМ-35а № 4373 сбит в районе озера Самро 16 июля 1941 года, летчик – командир звена 5 ИАП ВВС КБФ лейтенант Максимов Николай Николаевич, 1915 г.р. Уроженец: Калининская область, Завидовский район, село Вахонино. Жена Гусева Анна Афанасьевна 1918 г.р., проживала в деревне Сурушино. В РККА с 20 августа 1935 года. Окончил ВМАУ в 1937 году. С 6 ноября 1937 года в авиачастях КБФ: пилот, лейтенант (с 1938). С 1939 года младший летчик 1 АЭ 5 ИАП. Участник советско-финской войны. С 31 января 1940 года командир звена 2 АЭ 5 ИАП. Награжден орденом "Красного Знамени" (21 апреля 1940 года)…".
Уже тогда мы столкнулись с некоторыми разночтениями в дате гибели пилота. Помимо вышеприведенных сведений, в которых говорилось о 16 июля 1941 года, в картотеке безвозвратных потерь ВВС КБФ лейтенант Максимов значится так: "…не вернулся с боевого задания, погиб в воздушном бою 17 июля 1941 года в районе озера Самро…". Изучая документы архивного отдела ЦВМА, который находится в Москве, мы обнаружили еще несколько документов, которые хотя и рассказывали об обстоятельствах гибели пилота, но опять не давали точной даты этого события. В приложении к отчету о боевой деятельности 5 ИАП с 10 по 19 июля 1941 года указано: "… командир звена, лейтенант Максимов Николай Николаевич, самолет И-200, 17 июля 1941 года в 13.45 не вернулся с боевого задания, имел воздушный бой с Ме-109 в районе озера Самро. Основание: фонд 122, дело 27908, лист 37…". А журнал боевых действий 5 ИАП ВВС КБФ от 16 июля 1941 года, хранящийся там же, говорит о другой дате: "…18.29 2-я АЭ, шесть МиГ-3 вылетели на сопровождение. Котов. Хотев. Малявкин. 19.25 2-я АЭ, пять самолетов МиГ-3 произвели посадку. Однако МиГ-3 Максимова не возвратился с сопровождения. Основание: фонд 122, дело 6382, листы 20, 20 оборотный…".
Параллельно архивному поиску в 2006-2007 годах на месте обнаружения обломков самолета продолжались поиски останков погибшего пилота.
Записи из нашего полевого дневника характеризуют обстоятельства поиска:
1. "…2 декабря 2006 года силами отрядов "Авангард", "Форпост", "Рубин", "Высота" проведены работы на месте падения самолета. Полностью обследована воронка, среди обломков самолета и мотора были обнаружены: патроны ШКАС и БС, один поршень с гильзой, на котором продублирован номер мотора: АМ-35а № 9 ЕА 04373. В воронке обнаружен каблук от обуви летчика. Останков не обнаружено, скорее всего, тело летчика при падении было выброшено из кабины. Требуется дополнительное обследование места падения самолета на предмет поиска останков пилота в радиусе 10-15 метров вокруг воронки…".
2. "…24 марта 2007 года место падения дополнительно обследовано поисковым отрядом "Рубин". За неделю до нас место падения также было вновь обследовано поисковым отрядом "Авангард" (Большой Сабск, руководитель Лариса Фетисова). Обе попытки были направлены на поиск останков пилота в районе воронки. По нашей гипотезе, тело летчика, скорее всего, было выброшено из самолета и находилось рядом с обломками. К сожалению, останков погибшего не обнаружено, но установлено, что четверть века назад место падения уже было кем-то обследовано, так как было найдено место старого отвала. Также можно предположить, что летчик был похоронен еще в годы Великой Отечественной войны, ибо самолет упал на участок обороны 3-го стрелкового полка 2 дивизии народного ополчения ЛАНО, по другим сведениям - на стыке обороны Ленинградского пехотного училища имени С.М. Кирова и 2-й дивизии ЛАНО. В 70-80 метрах от места падения были обнаружены стрелковые ячейки. Возможно, обнаруженный красноармейцами погибший летчик был похоронен на ближайшем полковом (дивизионном) кладбище (пункте погребения) или в ближайшем населенном пункте (д. Редкино). Необходимо отработать архивные документы 3 СП 2 ДНО (или ЛПУ им. Кирова), оперативные сводки и другие документы…".
3. "…В мае 2007 года поисковым отрядом "Авангард" проведено дополнительное обследование места падения самолета. Обнаружены щечка от пистолета "Наган"…".
4. "…26 июля 2007 года поисковым отрядом "Авангард" (пос. Большой Сабск) рядом с воронкой обнаружены останки летчика…".
Не счесть, сколько раз уже повторялось одно и то же: найденное место падения самолета полностью неоднократно обследовано, весьма часто останки погибшего экипажа погребены, но имена летчиков так и не установлены! И рецепт тут один – не успокаиваться и вновь и вновь возвращаться на место гибели. В послевоенное время очень часто местное население сдавало в металлолом обломки сбитых самолетов, даже не задумываясь о том, что отнимают последнюю возможность установить имена погибших летчиков. В переплавку шли обломки, на которых дублировались заводские номера самолетов и моторов. И сейчас, когда мы в глухом лесу или на болоте находим место падения советского самолета, в большинстве случаев оно оказывается полностью разграбленным. По сохранившимся обломкам мы устанавливаем марку самолета, по другим косвенным сведениям определяем временной отрезок гибели данного самолета, проведя раскопки, находим останки экипажа, а вот установить их имена удается не всегда. Поэтому очень часто мы возвращаемся на эти места, ведь у каждого поисковика теплится надежда, что при дополнительном обследовании места падения самолета удастся найти ранее незамеченные номерные детали самолета. Причиной этого может быть что угодно: их могло при взрыве далеко отбросить от воронки, мы могли не заметить их при первом обследовании, не до конца очистить найденные обломки от грязи и ржавчины.
Еще осенью 2005 года участниками выборгского отряда "Поиск" под руководством Геннадия Дмитриевича Михайлова в районе болота Большое Ягодное, что рядом с поселком Озерное Выборгского района Ленинградской области, были обнаружены обломки советского самолета Ил-2. При обследовании места падения установлено: основная часть обломков самолета была вывезена с места падения и сдана в 60-е годы в металлолом, остались только сильно деформированные две авиационные крупнокалиберные пушки НС-37. При вскрытии воронки на месте падения поисковикам удалось обнаружить останки одного из членов экипажа самолета. Но найти номер самолета или мотора на какой-либо детали, благодаря которому можно бы было установить личность погибшего, не удалось.
Пытаясь установить имя погибшего, мы отработали огромный пласт архивных документов: выявили все штурмовые авиаполки, которых имели на вооружении самолеты Ил-2 c 37-мм пушками, отработали все экипажи самолетов, в которых погибло по одному члену экипажа во время Выборгской операции 1944 года. Но сказать однозначно, чье место гибели было найдено, мы тогда так и не смогли. 8 сентября 2007 года обнаруженные останки неизвестного пилота были торжественно погребены на воинском мемориале "Петровка", который находится на 11 км шоссе Выборг – Светогорск.
В марте 2008 года выборгскими поисковиками были проведены дополнительные работы на месте падения самолета. И удача! В результате продолжительных поисков в 50-и метрах от воронки удалось обнаружить технологический лючок, на котором оказался выбит дублированный заводской номер самолета 3144. Был найден именно тот единственный артефакт, которого нам так не хватало для полного выяснения судьбы погибшего самолета!
По данным Центрального Архива Министерства Обороны установлено: "…самолет Ил-2 № 303144 с мотором АМ-38ф № 4519282 из состава 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13 ВА не вернулся с боевого задания 21 июня 1944 года. Экипаж самолета летчик младший лейтенант Кесарев - ранен, находится в госпитале, а воздушный стрелок сержант Чистяков погиб…".
Выясняя обстоятельства гибели данного самолета, удалось разыскать в архиве следующий документ. В донесении о потерях материальной части и экипажей частей ВВС по 277 ШАД, говорилось: "...21 июня 1944 года группа 5 самолетов Ил-2, ведущий лейтенант Проскурин, при подходе к развилке дорог, что севернее 2 км Конккала, была атакована ИА противника. В результате боя: летчик лейтенант Проскурин, рядовой Савельев, летчик лейтенант Шерстобитов, старший сержант Корешков, летчик младший лейтенант Морошкин, рядовой Стрельников, летчик младший лейтенант Макаров, рядовой Петров погибли. Воздушный стрелок младший сержант Чистяков из экипажа младшего лейтенанта Кесарева убит. Младший лейтенант Кесарев ранен и находится в госпитале. Самолеты сгорели...".
Родился Валентин Федорович Чистяков в 1925 году в городе Ленинграде. В годы войны его отец вместе с остальной семьей был эвакуирован из Ленинграда и проживал по адресу: Молотовская область (сейчас Пермский край), поселок Гайва, п\о № 30, трест "Свирьстрой". В армию Валентин Федорович был призван Ойротским райвоенкоматом Алтайского края.
В настоящее время поисковики ведут поиск родных и близких погибшего воздушного стрелка самолета Ил-2.
Аналогичные истории произошли и в Тосненском районе Ленинградской области. Еще в октябре 2004 года в районе урочища Дидвино поисковым отрядом "Любань" под руководством Игоря Вячеславовича Сурова обнаружены обломки советского штурмовика Ил-2. В мае 2005 года на этом месте была организована и проведена сводная поисковая экспедиция с участием новосибирских поисковиков из Сибирского кадетского корпуса под руководством Натальи Изотовны Некрасовой. В результате проведенных работ найдены останки двух членов экипажа погибшего штурмовика, но, к сожалению, их имена в то время остались неизвестными, так как не удалось выявить ни номера самолета, ни номера мотора. Останки погибшего экипажа были торжественно похоронены безымянными на мемориале "Березовая Аллея" в городе Любани 9 мая 2005 года. По косвенным данным мы предположили о том, что самолет погиб в период Смердынской операции в феврале 1943 года. Имея это в виду, мы установили все двухместные самолеты Ил-2, погибшие в районе поиска за указанный период из состава 281-й и 232-й штурмовых авиадивизий Волховского фронта, действовавших на этом участке.
В конце концов процесс по установлению имен погибшего экипажа путем исключения сузился до анализа сведений о четырех самолетах. Но четыре – не один, окончательного ответа так и не появилось. И вот в августе 2008 года силами поисковых отрядов "Любань" и "Ягуар" (пос. Нурма, руководитель Петр Петрович Мосейчук) было проведено дополнительное обследование места падения самолета. Поисковиков ожидал неприятный сюрприз. Оказалось, что после проведенной в 2005 году экспедиции на месте падения самолета побывали любители металлолома, и почти все обломки самолета, найденные экспедицией, были ими вывезены и сданы в утиль. Несмотря на это, наши мужики еще раз тщательным образом обследовали всю прилегающую к точке падения самолета местность. И их старания были вознаграждены: нашлись силуминовое кольцо с продублированным номером мотора 458378 и створка бомболюка, на которой краской нанесен дублированный заводской номер самолета 30795.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны нами установлено следующее. Самолет Ил-2 № 30795 с мотором АМ-38 № 458378 из состава 872-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии 14 ВА не вернулся с боевого задания 14 февраля 1943 года. В оперативной сводке 281 ШАД, описывая потерю данного самолета, говорилось: "…По докладу экипажей других самолетов он был сбит истребителями Ме-109 в районе между Смердыня и Рамцы. Экипаж самолета состоял из командира звена младшего лейтенанта Виноградова Николая Ивановича и воздушного стрелка сержанта Ковалева Алексея Ивановича…".
Командир экипажа Николай Иванович Виноградов родился в 1919 году в селе Харино Ржевского района Калининской области, его мать проживала в деревне Тараканово этого же района. Призван на службу Балашовским РВК Саратовской области.
Стрелок-радист экипажа Алексей Иванович Ковалев родился в 1923 году в городе Москве. Его семья проживала по адресу: Померанцев переулок д.10 (9), кв.10. На службу Алексей Иванович призван Фрунзенским РВК города Москвы.
Еще одним затянувшимся по времени открытием стало установление имени погибшего летчика младшего лейтенанта Челоукина Виктора Васильевича. Обломки его самолета Ил-2 также найдены давно, еще летом 2004 года. При первом же обследовании места падения самолета отыскался чудом сохранившийся поршень от мотора, на котором удалось прочесть заводской номер. В нашей компьютерной базе данных на погибших летчиков, тогда, к сожалению, отсутствовали многие номера моторов, и установить, кому же принадлежал найденный штурмовик, мы не смогли. В основной воронке на месте падения самолета останки экипажа найдены не были. Осенью 2007 года поисковый отряд "Любань" Игоря Сурова в очередной раз выехал на место падения этого штурмовика в район старой дороги Рамцы – Грустыня. Здесь следует добавить, что точка падения находилось прямо на обочине старой дороги, по которой в феврале 1943 года немцы подбрасывали подкрепления к переднему краю обороны. Сейчас невозможно сказать однозначно, преднамеренно ли упал советский самолет, направленный рукой летчика, почти прямо на дорогу, по которой двигались вражеские части? Или самолет падал уже с мертвым летчиком на борту и место его падения у дороги - случайность?
В тот день поисковики обследовали небольшую воронку, которая была всего в нескольких метрах от основного места падения штурмовика. Именно в ней они и обнаружили останки пилота. Видимо, при падении самолета летчика взрывом выбросило из кабины, а немцы, обнаружив его, скинули в небольшую воронку, находившуюся рядом. Нашлись остатки унтов и гимнастерки, все остальное истлело. На погибшем был парашют - сохранилась часть строп, часть купола и пристяжная система (карабины и пряжки). Но и тогда мы не узнали имя погибшего пилота.
Время и труд всё перетрут! Весной 2008 года поисковый отряд "Любань" опять выехал на место падения этого самолета, и на этот раз их ждала удача. Среди разбросанных на большом расстоянии мелких обломков летательного аппарата удалось найти чудом сохранившуюся бирку с его заводским номером 30514.
Из архивных документов ЦАМО следует: "…самолет Ил-2 № 30514 из состава 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии не вернулся с боевого задания 15 февраля 1943 года. Летчик самолета младший лейтенант Челоукин Виктор Васильевич".
В архивных документах упоминалось, что его самолет Ил-2 (заводской номер 30514) был атакован немецкими истребителями при втором заходе штурмовиков на цель. Другие летчики видели, как его самолет был подбит и со снижением ушел в сторону обороны противника. Скорее всего младший лейтенант Челоукин убит или тяжело ранен.
Эти сведения, полученные в архиве, еще раз наталкивают нас на мысль о том, что место падения самолета, находясь рядом с вражеской рокадой, может быть местом совершения огненного тарана. Возможно, что раненный в воздушном бою младший лейтенант Челоукин, понимая, что до своей территории на подбитом самолете ему не дотянуть, принял свое последние мужественное решение, и направил горящую машину на противника, что двигался по дороге.
Родился Виктор Васильевич в 1922 году в городе Пенза, где и проживали его родные по адресу: улица Калинина, д.16, кв.24. Призван на военную службу Пензенским ГВК. Его останки торжественно погребены 9 мая 2008 года на воинском мемориале "Березовая Аллея" в городе Любани Тосненского района Ленинградской области.
Особенности процесса установления имен летчиков таковы Большинство именных данных удается установить по обнаруженным на месте падения самолета номерам. Заводские номера самолета и мотора во множестве дублировались на различных деталях и конструкциях. Это было вызвано, в первую очередь, конечно, не желанием изготовителей оставить потомкам последнюю ниточку к судьбе летчика, а технологическим процессом сборки и ремонта самолета и мотора. Иногда имя пилота удается установить благодаря сохранившимся документам, которые мы находим при останках. Но такие случаи очень редки, ведь места падения самолетов за послевоенные годы не раз подвергались разграблениям. Кроме металлолома целью раскопок местных жителей часто было личное оружие пилотов. Иногда удается установить личность погибшего по обнаруженным номерным наградам. Металл в агрессивной почве сохраняется лучше, чем бумага. И совсем редко бывают случаи установления экипажа самолета по личным вещам погибших, на которых владельцы оставляли различные надписи, говорящие о них.
В марте 2008 года в районе станции Мга поисковиками из отряда "Мга" было обнаружено очередное место падения советского самолета Ил-2. В воронке и рядом с ней нашлись разбросанные взрывом останки погибшего экипажа. К сожалению, документы погибших не сохранились. Найти номерные детали самолета также не удалось. Среди поднятой амуниции летчиков внимание поисковиков привлек лингафон. После очистки его от глины удалось прочитать выцарапанную надпись: "…Умнов Мих.А…". Этого было достаточно, чтобы установить личности погибшего экипажа. В нашей компьютерной базе данных мы сразу нашли интересующие сведения: младший лейтенант Умнов Михаил Александрович, 1922 г.р., летчик 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13 ВА. Уроженец: Горьковская область, город Арзамас, отец Умнов Александр Андреевич, проживал по адресу: г. Киров, улица Карла Маркса, д.40, кв.3. Мобилизован Сталинским РВК города Кирова. Не вернулся с боевого вылета, сбит в районе Синявино 26 июля 1943 года. В экипаж этого самолета также входил воздушный стрелок сержант Ухмылин Александр Васильевич, 1919 г.р., уроженец: Тамбовская область, Ракшинский район, село Островка. Отец Ухмылин Василий Афанасьевич проживал по месту рождения учтенного. Мобилизован Комсомольским РВК Хабаровского края.
Поисковикам удалось найти родственников Александра Ухмылина, которые проживают в городе Тамбове, а вот родные летчика Михаила Умнова пока не откликнулись на наше сообщение. Останки погибшего экипажа будут погребены в 2009 году.
На территории Ленинградской области ожесточенные бои шли не только в годы Великой Отечественной войны. Зимой 1939-1940 годов в Выборгском и Приозерском районах гремели сражения незнаменитой советско-финляндской войны. Ее отголоски снова возвращают нас к тем событиям. В районе станции Лейпясуо Выборгского района Ленинградской области поисковиками санкт-петербургского объединения "Северо-Запад", под руководством Ильи Владиславовича Дюринского были обнаружены обломки советского самолета, погибшего 23 декабря 1939 года. Финские войска в этот день перешли в контрнаступление с целью окружить и уничтожить советские войска, сильно вклинившиеся в финские укрепления в районе Сумма - Лейпясуо. Поисковики из объединения "Северо-Запад" проводили поисковые работы в полосе наступления советской 7-й армии. При очередном обследовании болота, которое в дни войны являлось нейтральной полосой между финскими и советскими позициями, они увидели заросшую мхом большую воронку из которой, возвышаясь над болотом, торчали стойки шасси самолета.
А поисковикам из отряда "Севастополец" под руководством Константина Ковалевского место падения этого же самолета чуть раньше показали охотники, хорошо знающие эти места. Раньше они были покрыты обильными зарослями тростника и осоки, но после сильного пожара, что прошел здесь двумя годами раньше, незаметные ранее воронки и другие складки местности стали видны, как на ладони. При первом обследовании воронки прямо из-под дерна Константин Ковалевский извлек хорошо сохранившуюся штурманскую линейку, на которой были выцарапаны инициалы владельца: П.Г.Е. Можно констатировать нечастый факт того, что место падения самолета почти одновременно и независимо друг от друга нашли поисковики из двух разных отрядов Санкт-Петербурга.
К поисковым работам на месте падения самолета поисковики из "Северо-Запада" приступили в конце мая. Буквально сразу же удалось установить тип погибшего самолета. Им оказался довольно редкий экземпляр одной из модификаций советского самолета-разведчика Р-5. Самолеты Р-5 строились в СССР с 1928 года и многие из них приняли участие не только в советско-финляндской, но и в Великой Отечественной войне. Это был двухместный одномоторный самолет-биплан, оснащенный моторами М-17. В 1934 году на самолете этого типа были проведены дополнительные доработки, связанные с установкой обтекателей-зализов нижнего крыла и устройства бомбоотсека в фюзеляже. Такие самолеты стали именоваться ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный).
В годы финской кампании на самолетах ССС в составе 7-й армии летал 16-й корпусной авиаотряд. Оценивая боевое применение данных самолетов в годы советско-финляндской войны, военные дают следующую характеристику: "...Учитывая слабость авиации противника, эти машины использовались как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики и самолеты связи. Самолеты были неприхотливы к аэродромам, поэтому их размещали на больших полянах и замерзших озерах. Несмотря на большой износ, ССС проявили себя достаточно надежно, а наибольшее количество поломок в этой кампании пришлось на хвостовые лыжи. При господстве советской авиации и слабой зенитной артиллерии противника действия старых бипланов оказались довольно эффективными". Из этого делался вывод, что их и далее при необходимости "...можно хорошо использовать на фронте при плохой погоде и в ночных условиях...".
На месте падения из воронки был извлечен двигатель самолета со следами вражеских пуль. По характеру повреждений обломков самолета поисковики сделали вывод о том, что он был сбит истребителями противника, сильно горел и упал кабиной вниз, разбившись о замершее болото. Среди обломков поисковики нашли одно вытяжное кольцо от парашюта и еще одну штурманскую линейку, что говорило о том, что экипаж самолета, скорее всего, погиб вместе с боевой машиной. При тщательном осмотре деталей удалось установить заводской номер летательного аппарата ССС № 1453 и заводской номер мотора М-17 № 04632.
При изучении документов Российского государственного военного архива было установлено, что самолет ССС № 1453 из состава 16-го корпусного авиаотряда ВВС 7 Армии был сбит истребителями противника в районе станции Лейпясуо 23 декабря 1939 года. Экипаж самолета состоял из летчика старшего лейтенанта Григория Ефимовича Перелыгина и стрелка-бомбардира лейтенанта Якова Яковлевича Насадюка.
В Книге Памяти Российской Федерации, где увековечены имена погибших в 1939-1940 годах, старший лейтенант Григорий Перелыгин значится погибшим в бою 23 декабря 1939 года, год и место рождения не указаны, а лейтенант Яков Насадюк увековечен как погибший в бою в 1940 году без биографических данных и конкретной даты смерти.
Обратившись к источникам из финских архивов, мы узнали о том, что обнаруженный самолет был сбит в 10.15 в районе железнодорожной станции Лейпясуо летчиками финской 3/LLv24 лейтенантами Эйно Луукканен и Тату Хуханантти. Воспоминание об этом бое оставил другой финский летчик Эйно Юутилайнен, который был свидетелем данного события: "…23 декабря наши сухопутные войска выполняли разведку боем в секторе Сумма, и нашей эскадрилье была дана задача по очистке воздуха над ними с 10:00 до 11:00 утра. Для этого было задействовано большинство наших истребителей, и наша группа состояла из 18 Фоккеров. Некоторое время мы патрулировали над полем боя, дразня очень чувствительные вражеские зенитные батареи, когда я увидел слева от нас одиночный самолет-корректировщик Р-5, подходящий к нашему району с востока. Я запустил отсчет времени на часах, когда мы развернулись для атаки. Ровно через 55 секунд мы уже снова заняли места в нашем разомкнутом боевом строю. Мы сбили самолет-корректировщик над Лейпясуо, атаковав его прямо сзади, при этом лейтенанты Хуханантти и Луукканен выпустили по две очереди. Как будто гигантский кулак раздавил самолет и бросил его вниз пылающим факелом на сверкающий белый снег Лейпасто. Высокий черно-красный столб дыма все еще поднимался из обломков, когда мы продолжили выполнение нашего задания…".
При помощи российского историка Олега Киселева, который долгое время занимается изучением истории применения авиации обеих стран в годы советско-финляндской войны, мы получили копии архивных дел 16-го корпусного авиаотряда:
"...Сведения о потерях личного состава по должностям по 16 КАО с 01 декабря по 31 января 1940 года.
Должность: старший летчик. Звание: старший лейтенант. Ф.И.О.: Перелыгин Григорий Ефимович. Должность: младший летнаб. Звание: лейтенант. Ф.И.О.: Насадюк Яков Яковлевич. При каких обстоятельствах погиб: при фотографировании переднего края обороны противника в районе ст. Лейпясуо сбит истребителями противника...".
"...Акт. Январь 1940 года. Местечко Каннельярви. Мы, нижеподписавшиеся Комиссия в составе следующих: старшего техника отряда воентехника 1 ранга Рудынко М., воентехника 1 ранга Толстикова Н., механика ...(фамилия не читается)..., на основании приказа по части от 30 января 1940 года составили настоящий акт на предмет списания погибшего самолета ССС № 1453 с мотором М-17ф № 04632 при выполнении боевого задания 23 декабря 1939 года.
23 декабря 1939 года самолет ССС под управлением летчика старшего лейтенанта Перелыгина Гр., летнаба лейтенанта т.Насадюк вылетели на выполнение боевого задания в район Бабошино. В результате воздушного нападения и воздушного боя самолет сбит, экипаж погиб в воздухе, самолет при падении разбит и ремонту не подлежит.
Самолет ССС № 1453 с начала эксплуатации налетал 342 часа 56 минут. Мотор М-17ф № 04632 с начала эксплуатации отработал 416 часов, разбит с самолетом. В настоящее время находится на месте падения самолета и засосан в болото.
Вывод комиссии: исходя вышеизложенного комиссия считает самолет ССС № 1453 и мотор М-17ф № 04632 списать с учета 16 КАО как погибшие, о чем, и составлен настоящий акт...".
В результате проведенных поисковых работ на месте падения останков летчиков найти не удалось, и как говорилось выше, были обнаружены только их личные вещи. Скорее всего, останки погибших извлечены еще в 1940 году, когда данная территория была занята советскими войсками. Где же похоронен экипаж самолета? Остались ли близкие, которые приедут на место гибели и услышат рассказ о последнем бое Григория Ефимовича Перелыгина и Якова Яковлевича Насадюка? Мы все-таки надеемся на это.
Второй находкой по советско-финляндской войне стал дальний бомбардировщик ДБ-3. В октябре 2008 года в 10 км северо-восточнее Выборга участниками выборгского отряда "Поиск" были обнаружены обломки самолета и сильно разбитый мотор М-87. После внимательного исследования мотора удалось установить его заводской номер 87802. По данным российского историка Олега Киселева, мотор М-87 № 802 и второй мотор № 714 на 1 февраля 1940 года стояли на самолете ДБ-3 № 1451 и были на учете в 42 ДБАП. Самолет с вышеуказанными моторами поступил в полк 1 ноября 1939 года с завода № 18 и не вернулся с боевого задания 15 февраля 1940 года из района Ихантала, в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Нечипуренко Петра Ивановича, штурмана старшины Терентьева Алексея Алексеевича, воздушного стрелка-радиста младшего комвзвода Иванова Николая Федоровича и воздушного стрелка старшины Мамонова Василия Марковича.
По нашей просьбе Олег Киселев нашел в Российском государственном военном архиве необходимые сведения об обстоятельствах гибели сбитого бомбардировщика:
"…Из "Журнала боевых действий" 42 дбап. 15.02.40.
Запись от 9.00. - 42 ДБАП к 8.30 был готов к боевому вылету тремя девятками. Вылет задерживается из-за метеоусловий. Летный состав находится у самолетов...
Запись от 18.31. - 42 ДБАП в составе трех девяток (26 самолетов) в период 11.45 – 11.53 выполнял боевую задачу по разрушению цели № 12 (ж.д. узел Антреа) и № 27...
Полк задачу выполнил.
Первая и вторая девятки произвели бомбометание по заданной цели № 12, в период 11.45 с Н-3500 метров сброшено бомб 120 ФАБ-100 и 15 РРАБ-3 ЗАБ-1э. По наблюдениям экипажей цель поражена хорошо.
Один самолет летчик младший лейтенант Соколов, штурман военком 4 эскадрильи Писаник из района Финского залива вернулись из-за перегрева мотора, посадку произвели с 3 РРАБ-3 нормально на свой аэродром в 12.28.
Одно звено второй девятки командир звена младший лейтенант Маркин в районе ст. Ино из-за неисправности матчасти у ведущего в звене стало отставать. Командир звена принял решение бомбить цель звеном, к цели шли с набором высоты до 3200 метров. Бомбы сбросили хорошо. На обратном маршруте в районе ст. Пилпула звено было атаковано одним истребителем противника типа Фоккер Д-21. В результате атаки был подожжен один самолет ДБ-3, экипаж: летчик младший лейтенант Нечипуренко, штурман старшина Терентьев, стрелок-радист младший комвзвода Иванов, второй старшина Мамонов. По наблюдениям экипажей самолет с хорошо работающими моторами шел на свою территорию. Место посадки, судьба экипажа неизвестны. По докладам экипажей атакующий истребитель был сбит огнем стрелка-радиста…".
Сейчас в наше время стали доступны многие документы, которые ранее были "за семью печатями". Почти полностью рассекречены материалы периода войны, есть возможность познакомиться с архивами противника. И в нашем случае мы смогли изучить документы финского архива за интересующий нас период.
Из рапорта о боевой деятельности LentoR 2 за 15 февраля 1940 года:
"…Время 11.15 (время финское) летчик лейтенант Сарванто (LLv 24) на самолете FR-80 сбил один ДБ-3. Описание: три ДБ-3 шли курсом Иматра – Лаппеенранта – Вийпури. Обстрелял из них левый ведомый самолет. ДБ падал горя, в итоге в штопоре упал на землю около 8-10 км северо-восточнее Вийпури…".
Работая с финскими источниками, мы убедились в том, что финские летчики в своих рапортах почти всегда указывали обстоятельства гибели атакованного самолета и по возможности сообщали о судьбе экипажа – выпрыгивал ли кто-то из подбитого самолета на парашютах. Как мы поняли из доклада лейтенанта Сарванто, никто из горящего самолета не выпрыгивал и, скорее всего, экипаж бомбардировщика погиб полностью. Но в этой истории точку ставить рано, так как по сведениям Всероссийской Книги Памяти воинов, погибших в годы советско-финляндской войны, учтены погибшими только двое из этого экипажа: штурман старшина Терентьев и один из воздушных стрелков самолета младший комвзвод Иванов. В Книге Памяти отсутствуют данные на летчика самолета младшего лейтенанта Нечипуренко и стрелка-радиста старшину Мамонова.
Продолжается активная работа с местным населением. Жители деревень и поселков чаще городских бывают в лесах и болотах, собирая грибы и ягоды. В 2007 году жители деревни Войтоловка в один из дней нашли обломки самолета. Место его падения в заболоченном лесу близ поселка Ульяновка они показали поисковикам из отряда "Иван Сусанин" Наталье Иевлевой и Роману Галямину. Через несколько дней к самолету выехали отряды "Иван Сусанин" (под руководством Константина Москвина) и "Патриот" (под руководством Алексея Федотова). Близ воронки, образовавшейся в результате падения самолета, примерно в радиусе 50 м из земли торчали рваные куски железа и алюминия. Благодаря им установлена марка самолета. Им оказался советский истребитель Як-1. Среди обломков были обнаружены гильзы от авиационной пушки ШВАК 1942 года выпуска и гильзы от крупнокалиберного пулемета УБ 1943 и 1941 годов выпуска. В самой воронке поисковики обнаружили обломанные куски лопастей, что говорило о том, что самолет падал с работающим мотором. Удар о землю и взрыв были такой силы, что элементы конструкции отыскались даже в 100 и более метрах от воронки. Внимательно перебирая прилегающую к воронке почву, поисковики обнаружили вытяжное кольцо от парашюта и ракетницу. Это говорило о том, что летчик погиб вместе с самолетом.
Вернувшись в деревню и опросив старожилов, выяснили, что в 70-е годы рядом с обломками самолета местные жители находили кусочки от ремня и часть останков пилота.
В течение осени 2007 года и весны 2008 года поисковиками были проведены дополнительные работы на месте падения аппарата. Найдены обрывки планшетки летчика и кусочки мотора, на которых частично читался заводской номер мотора М-105 № 325-…65. А спустя еще несколько дней наконец-то отыскались останки пилота.
Благодаря трудоемкой архивно-исследовательской работе, проведенной Сергеем Сердюком (г. Москва) в Центральном Архиве Министерства Обороны, были обнаружены контрольные списки на наличие и убыль самолетов и моторов, в которых говорилось о том, что самолет Як-1 № 39144 с мотором М-105 № 325-1165 состоял на учете в 287 ИАП 269 ИАД 14 ВА:
"… - Контрольный список на поступившие моторы за июнь 1943 года в 287 ИАП: 16 июня 1943 года мотор М-105пф № 325-1165 (завод № 26).
- Контрольный список на поступившие самолеты за июнь 1943 года в 287 ИАП: 16 июня 1943 года самолет Як-1 № 39144 (завод № 292)…".
После обработки архивных дел дивизии и полка удалось установить следующее. Самолет Як-1 № 39144 с мотором М-105ПФ № 325-1165 из состава 287 ИАП не вернулся с боевого задания 23 июля 1943 года. Его пилотировал летчик младший лейтенант Лаврушев Илья Алексеевич, 1923 г.р., уроженец Татарской АССР, города Елабуга. Отец Алексей Дмитриевич проживал по адресу: Удмуртская АССР, город Воткинск, улица Маяковского, д.106. Илья Лаврушев мобилизован в ряды Красной Армии Сарапульским РВК Удмуртской АССР.
Также в архиве были найдены следующие документы, относящиеся к гибели младшего лейтенанта Лаврушева:
"Приказы по полку 17.01–31.12.1943 г.
Приказ по 287 ИАП 5 августа 1943 г. , № 080 Действующая Красная Армия.
1. Самолет ЯК-1 № 39144 с мотором М-105 пф № 325-1165, не вернувшийся с боевого задания 23.07.1943 г., из боевого состава полка исключить.
Основание: рапорт командира 2 АЭ 287 ИАП ст. л-та Борисова".
Установив имя пилота, мы обратились за помощью в поиске родных и близких погибшего к своим коллегам из Удмуртии. Руководители Удмуртского Республиканского патриотического молодежного поискового объединения "Долг" (город Ижевск) Фаиль и Наталья Ибрагимовы оповестили о находке поисковиков из города Воткинска. Поисковый отряд "Память" в городе Воткинске (руководитель Вера Владимировна Суслова) сформирован из школьников и воспитанников школы № 1. И каково же было удивление поисковиков, когда выяснилось, что более пятнадцати лет назад их школу заканчивали родные племянницы погибшего летчика. Так удалось разыскать родного брата Ильи Алексеевича – Лаврушева Леонида Алексеевича.
Из письма брата погибшего летчика: "…Своего брата, Илью, я почти не помню, но очень много слышал о нем от матери. Мне было чуть больше года, когда он, по рассказам матери, учился в летной школе города Сарапула. Им выдавали сухой паек, который он привозил домой, угощал меня маленького шоколадом. В Воткинске в первый год войны был свой военный аэродром, и на поле за железнодорожным вокзалом постоянно проходили учения. Перед тем, как уходить на фронт, на этом же поле были поставлены столы. Собрался народ, и были устроены проводы на фронт. Летчикам разрешили так повидать родных и попрощаться. Илья тогда привез много шоколада и по рассказам матери, я сидел у него на коленях, весь перемазанный шоколадом и улыбался во весь рот. Илья был направлен под Ленинград, на войну. Больше об Илье известий не было. Это был первый его вылет. И последний... Все годы, пока была жива мама, она его ждала, надеялась, что
он жив и вернется… В феврале 2008 года поисковики из школы № 1 города Воткинска принесли приятную весть о том, что нашли моего брата…".
Останки младшего лейтенанта Ильи Лаврушева были торжественно погребены в присутствии родственников погибшего 12 сентября 2008 года на воинском кладбище в поселке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области.
Продолжая историю о нашем взаимодействии с местным населением, следует рассказать еще об одном открытии 2008 года. Житель поселка Осьмино Алексей Александрович Иванов 1928 года рождения рассказал поисковикам лужского отряда "Витязь" под руководством Николая Бухтиярова такую историю:
"…В 1941 году в июле месяце в районе деревень Ражновье (Тарасова Гора) – Дубо был сбит в воздушном бою советский самолет И-16. Самолет атаковали два немецких истребителя, летчик пытался сесть на вынужденную посадку на дорогу, но при посадке самолет наткнулся на препятствие, и летчика выбросило из кабины. Когда к месту посадки подбежали местные жители, летчик лежал в нескольких метрах от самолета, у него от удара снесло часть головы. Летчик был одет в технический комбинезон, на нем был застегнут парашют. Летчика похоронили рядом с могилой красногвардейцев, погибших в годы гражданской войны, рядом с деревней Тарасова Гора".
Родная сестра Алексея Александровича работала в сельсовете и поэтому забрала документы летчика и спрятала в доме, где они хранились во время немецкой оккупации. В октябре 1943 года деревню сожгли немцы, сгорел вместе с теми документами и дом Ивановых. Со слов Алексея Александровича летчика звали Сафронов Николай Иванович. В 50-е годы могилу перенесли в поселок Осьмино, но летчика похоронили как безымянного. Обломков самолета не сохранилось, они были разобраны на металлолом еще во время войны и сразу после. Долгое время у брата Алексея Александровича хранилась лопасть того самолета.
По данным Центрального Архива Министерства Обороны лужские поисковики установили следующее: "… 15 июля 1941 года (по другим сведениям 18 июля) не вернулся с боевого задания их района озера Ивановское самолет И-16 из состава 157-го истребительного авиаполка 7-го истребительного авиакорпуса ПВО Ленинграда. Самолет пилотировал лейтенант Сафронов Николай Иванович".
Родился Николай Иванович в 1915 году в городе Красноармейске Сталинской (сейчас Донецкой) области Украины. Его отец проживал по адресу город Красноармейск, Ново-Экономическое почтовое отделение, Стройгородок, д.8, кв.15.
Так удалось прояснить судьбу еще одного пропавшего без вести летчика. В 2009 году поисковики планируют увековечить имя Николая Ивановича Сафронова на воинском мемориале в поселке Осьмино Лужского района Ленинградской области, где столько лет покоились безымянными его останки.
В итоговой статье за 2007 год мы говорили о том, что в районе поселка Брусничное Выборгского района Ленинградской области были обнаружены обломки самолета Ил-2 из состава 872-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии, который не вернулся с боевого задания 23 июня 1944 года. Тогда осенью 2007 года прямо на месте падения по обнаруженным номерам самолета и мотора удалось выяснить, что в этом самолете погиб экипаж в составе летчика старшины Ивана Васильевича Якимченко, 1922 г.р. (уроженец Краснодарского края), и воздушного стрелка рядового Виктора Андреевича Деньгина, 1925 г.р. (уроженец Башкирской АССР). К майским праздникам 2008 года поисковикам удалось разыскать родных и близких погибших летчиков, а с поисковиками из Общественного фонда поисковых отрядов Республики Башкортостан было решено провести совместную экспедицию с целью поиска останков погибшего экипажа.
В 2008 году на месте падения самолета были проведены две экспедиции, в результате которых все-таки удалось найти останки экипажа. При падении самолета на каменную сопку сдетонировал неиспользованный боезапас и авиационное топливо, поэтому останки летчика и стрелка-радиста пришлось буквально собирать по крупицам. Землю, которая, как оказалось, до сих пор хранит в себе следы пожара 1944 года, поисковики просеяли на специально изготовленных башкирскими коллегами ситах. Скрупулезно собрали остатки амуниции летчиков и их личные вещи.
Церемония погребения останков погибшего экипажа запланирована на май 2009 года, когда в город Выборг приедут родственники Ивана Якимченко из Краснодара и Виктора Деньгина из Уфы, чтобы проводить в последний путь своих близких, вернувшихся с войны через 65 лет.
В последние дни ноябрьской экспедиции питерские поисковики совместно с коллегами из Башкортостана нашли еще один самолет Ил-2. Дело в том, поисковики из Санкт-Петербурга еще с 2005 года пытались найти место падения этого самолета. Информация о том, что в районе воинского мемориала "Петровка", что в пяти километрах от места, где проходила межрегиональная экспедиция в ноябре 2008 года, встречаются обломки самолета, поступала из разных источников. Несколько раз искатели предпринимали попытки найти это место, но находили только небольшие обломки, которые были растащены финскими солдатами по своим позициям еще в годы войны. И вот на этот раз повезло. Точка падения и взрыва оказалась между большим камнем и отвесной скалой большой сопки, и поэтому место падения было почти не заметно. Среди деталей самолета, которые находились на поверхности, обнаружен лист броневой защиты мотора, на котором краской был нанесен заводской номер самолета. И вновь сработала наша компьютерная база данных погибших на Северо-Западе самолетов, позволившая установить принадлежность обломков. Но основной причиной для хорошего настроения стало известие, о том, что экипаж найденного самолета остался жив.
Документы свидетельствовали о том, что самолет Ил-2 № 304873 из состава 872-го штурмового авиаполка 281 ШАД не вернулся с боевого задания 3 июля 1944 года. Состав экипажа найденного самолета состоял из летчика старшины Л.С. Старины и воздушного стрелка рядового Н.М. Судакова.
В журнале боевой деятельности 281 ШАД за 3 июля 1944 года записано: "…Группа 6 Ил-2 872-го ШАП в районе Юустила атакована 2 ФВ-190, в воздушном бою подбит 1 Ил-2 летчик старшина Старина, воздушный стрелок Судаков. По наблюдению экипажей произвел вынужденную посадку 3 км южнее Выборга. Через несколько дней стало известно, что старшина Старина и воздушный стрелок Судаков находятся в госпитале в Ленинграде…".
Из оперативной сводки 281 ШАД за 3 июля 1944 года: "…872 ШАП. Свои потери: 1 ИЛ-2 старшина СТАРИНА с воздушным стрелком СУДАКОВЫМ подбит ИА противника, по наблюдению экипажей произвел вынужденную посадку 3 км южнее ВЫБОРГ. Состояние уточняется…".
Минувшая война оставила потомкам многочисленные нераспутанные узелки людских судеб. Одно установленное имя пропавшего без вести летчика подчас удается установить только благодаря усилиям множества неравнодушных людей, которых влечет в леса и болота не страсть к раритетным "железякам", а нерастраченная человеческая совесть. И таких людей много, они среди нас, незаметные труженики прошлой войны. И пусть хроника самолетных будней, изложенная выше, показалась кому-то суховатой, - не беда. За ней сотни километров маршрутов по тайге, тонны вынутого грунта, кубы откаченной из воронок воды и возвращенные из небытия имена наших героических земляков. Ради этого стоит жить!
. .
Илья Геннадьевич Прокофьев.
Санкт-Петербург – Ленинградская область. Декабрь 2008 года.
Лит. правка: Игорь Иванович Ивлев.