Новости > Нежданные звоночки прошлого. |
Нежданные звоночки прошлого.
30 апреля 2008 г.
Национальный архив Финляндии в настоящее время продолжает работу над государственным проектом "Военнопленные". Речь идет о создании и размещении в глобальной компьютерной сети Интернет информации о советских воинах, попавших в финский плен в ходе войн 1939-40 и 1941-45 гг.
Параллельно с этим проектом в Военном архиве Финляндии ведется подготовка для использования исследователями большого количества документов военного времени, которые ранее были не доступны историкам. В одном из фондов будут храниться личные документы воинов, которые были изъяты у погибших, либо попавших в плен, советских воинов.
Тема военнопленных - одна из самых болевых точек в истории советско-финских отношений. Нельзя не приветствовать тот факт, что в последнее время она получила позитивное развитие. Все более доступными становятся архивные документы, - как с одной стороны, так и с другой. Понятны и трудности, часто сказывается неполнота и полное отсутствие интересующих исследователей документов. Например, даже сейчас трудно установить общее количество военнопленных с обеих сторон. По "зимней войне" цифры колеблются от 5546 до 6116 советских военнопленных и от 847 до 863 финских. Вопрос точного количества военнопленных двух стран в период с 1941 по 1944 годы также остается открытым.
Если результаты исследовательской работы финской стороны уже стали доступны посредством размещения их в мировой сети Интернет, то, к сожалению, российской стороне зачесть в свою пользу пока почти нечего. В созданной корпорацией "Электронный Архив" по инициативе Министерства обороны РФ Объединенной базе данных "Мемориал" до сих пор полностью отсутствуют материалы по советским воинам, находившимся в финском плену. Придет время – и они там, конечно, появятся. Уже сейчас созданная база данных стала просто неоценимой для работы военных исследователей. Ее доступность и простота вызывает восхищение у людей, которые многие годы проводили свои поиски только тогда, когда находили возможность и средства для поездки в Центральный архив Министерства Обороны в город Подольск. Но пока единственным на сегодня источником сведений о погибших в финском плену советских воинах являются персональные сведения, опубликованные на сайте Солдат.ru и являющиеся точной копией информации из хранящегося в ЦАМО РФ архивного наследия.
Серьезным подспорьем для развития и наполнения разносторонней информацией финской базы данных по советским военнопленным является то, что финская сторона с большой энергией продолжает работать не только с официальными российскими организациями, но и с любителями военной истории, исследователями, краеведами. В этой связи показательным примером могут служить взаимоотношения, которые успешно развиваются уже несколько лет между финскими и ленинградскими историками.
В статье "Возвращенная память", посвященной судьбе погибшего на территории Финляндии воздушного стрелка самолета-штурмовика Ил-2 Михаила Кобзева, рассказано о том, что членом правления общества военных историков Финляндии Карлом Фредриком Геустом были переданы поисковикам России сканированные копии документов, изъятые при нахождении наших воинов в плену или обнаруженные у погибших авиаторов.
Уникальность документов заключается в том, что более 60-и лет они не были известны ни российским исследователям, ни родственникам погибших воинов. В них до сих пор неизгладимо живет дух той эпохи. Среди личных вещей воинов встречается много фотографий, которые носили с собой погибшие солдаты. Фотографий личных, связанных с семьями, любимыми и родными. С ними они шли в свой последний бой. И кому, как не нам, донести до живущих сейчас потомков этих солдат отголоски далекого прошлого.
Сразу оговоримся о том, что речь будет идти о воинах ВВС Красной Армии, погибших или попавших в плен во время наступления советских войск на Карельском перешейке под Ленинградом летом 1944 года. Документы наших воинов или личные вещи, которые были обнаружены финскими военнослужащими, запаковывались в специальные пакеты, на некоторые ставилась дата и указывалось место обнаружения, иногда давалась информация о том, что в обломках конкретного самолета был обнаружен погибший владелец. При случаях изъятия документов у военнопленных также ставилась дата и место события.
Топонимика Карельского перешейка весьма затруднительна. Во время боевых действий 1941-44 гг. все населенные пункты и географические объекты имели финские названия. Так они и отмечались на военных картах и в боевых донесениях. Их правильное написание и точная транскрипция в целом зависели от образованности и сообразительности человека, их использующего. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в советских документах того времени встречаются ТАКИЕ названия объектов, что даже специалистам, которые занимаются историей Карельского перешейка, бывает трудно их идентифицировать. После войны многие населенные пункты не были восстановлены, а многие пришли в упадок и сейчас превратились в урочища. С 1948 г. были переименованы почти все старые финские названия населенных пунктов, железнодорожных станций, рек и озер. И поэтому к каждому конкретному месту гибели или пленения наших воинов автором будет даваться его современное географическое месторасположение. Для облегчения работы с документами и сравнения их с российскими архивными материалами они разделены по типам авиации: истребители, бомбардировщики, штурмовики.
.
1. Истребители.
.
Пакет первый. Время и место обнаружения документов не указано. Имеется отметка "Владелец погиб". В пакете:
- удостоверение личности офицера;
- комсомольский билет;
-предписание;
- на листке бумаги информация о наличии и времени действия паролей по авиагарнизону Аткарск;
- облигация Государственного займа на сумму 10 рублей;
- девять фотографий.
Удостоверение личности и комсомольский билет принадлежали Хероим Николаю Андреевичу, 1920 года рождения. Родился в УССР, Сумская область, Синевский район. Комсомольский билет за № 1188019 выдан Дзержинским РК ЛКСМУ в г. Харькове 29 октября 1938 года. В удостоверении личности офицера записано: состоит на действительной военной службе в 16 запасном ИАП. Присвоено воинское звание – младший лейтенант приказом ВВС КА от 14 марта 1944 года. Служебное положение: летчик в переменном составе, назначен приказом от 31 марта 1944 года. Далее, назначен летчиком 14-го гвардейского истребительного авиационного Ленинградского Краснознаменного полка имени А.А. Жданова, приказ от 14 июня 1944 года. Подпись командира полка гвардии подполковника Свитенко.
Следующий документ - предписание: "Младшему лейтенанту Хероим Н.А. Предлагаю Вам 24 мая 1944 года убыть на самолете Як-1 в распоряжение командующего 13-й Воздушной армии. Срок прибытия 26 мая 1944 года".
Фотографии, их девять. На одной изображен сам Николай Андреевич Хероим (на удостоверении личности точно такая же). Одна групповая, на обратной стороне подписана: "...город Харьков, ХШПП 2-й к. 16 мая 1940 года...". Фотография девушки, на обороте подпись: "...город Аткарск, 25 мая 1944 года. На память любимому Коли от Нины. Может вспомнишь улыбнешься ....... твоя прежняя Любовь...". Фото курсанта-летчика с надписью: "... На долгую память Хероиму Николаю от Воронина П.Т., г. Благодатный, 15 сентября 1941 года...". Еще одна фотография военного летчика, он в меховом комбинезоне и летном шлеме с подписью: "...27 марта 1942 года. Коля! На! И помни мой обтекатель и те годы учебы в с. Георгиевка. Твой друг А. Левчатов...". Следующая фотография, на которой изображен молодой человек в морской форме. На бескозырке читаются надписи: "Учебный отряд ...". Подпись: "...На память брату от П.Хероима. Кронштадт...". Еще одно фото человека в морской форме, на бескозырке которого написано "Черноморский флот", надпись: "...Лучшему другу, брату курсанту военной авиационной школы Николаю Андреевичу от краснофлотца Черноморского флота П. Андреевича. 1941 год...". Последняя фотография не подписана, на ней запечатлен молодой парень с петлицами сержанта летчика.
В документах ЦАМО РФ находим: Николай Андреевич Хероим родился в 1920 году на хуторе Березки Сватского сельсовета Синевского района Сумской области Украины. Там же проживал его отец Хероим Андрей Александрович. В документах 275 ИАД сохранилось следующее: "...Хероим Николай Андреевич, гвардии младший лейтенант, летчик 14-го гвардейского авиаполка 275 ИАД 13 ВА, погиб воздушном бою 9 июля 1944 года в районе Кивиниеми на самолете Як-9 № 1068...". В именном списке безвозвратных потерь частей 275 ИАД указано: "...9 июля 1944 года при выполнении боевого задания по прикрытию поля боя в районе Такасана атакован 2-мя ФВ-190, сорвался в штопор и врезался в землю...".
Данные финской стороны дополняют эти сведения: "...сбит в результате воздушного боя в районе Такасало – Кивиниеми...".
Финские историки указывают на то, что в результате воздушного боя, проведенного 9 июля 1944 года в районе Яюряпяя "мессершмиттами" из финской HLeLv 24, были сбиты три советских Як-9 из состава 14-го гв.ИАП.
Эти данные подтверждаются и российской стороной. Действительно, 9 июля 1944 года на свой аэродром помимо Николая Хероима не вернулись еще два летчика из состава полка. Гвардии младший лейтенант Федор Годизов вел бой с 3 ФВ-190 и 4 Ме-109, был сбит и горящим упал в районе Кюляппекола на правом берегу реки Вуокса. А вылетевший в качестве ведущего в составе 6 Як-9 на прикрытие поля боя в районе Вуосалми-Венгеля гвардии лейтенант Василий Деревянкин был сбит в воздушном бою и упал в неизвестном месте.
Претендуют ли финские летчики на заявленные победы? Однозначно сказать сложно, так как в этом же районе действовали группы немецких истребителей.
По мнению военных историков, занимающихся изучением интенсивных воздушных боев на советско-финском фронте в июне-июле 1944-го на Карельском перешейке, не зная точного времени потери, - определить победителя очень трудно. Так, за 9 июля 1944 года имеется 7 финских и 3 немецких победы над советским истребителями, одержанные приблизительно в описываемом районе. Учитывая размах воздушных боев и возможные ошибки с определением места победы, любой из трех сбитых Яков мог быть засчитан в качестве любой из этих побед. Один был это бой или несколько? Тоже сказать наверняка нельзя - бои в этом районе происходили в течение всего дня.
Кратко ситуация была следующей:
- в 9.16 немецкая 5./JG 54 сбила Як-9 в кв. 91273 (приблизительно р-н Такасало);
- в 11.30-12.40 финская LLv 34 сбила Ла-5 и Як-9 в р-не Пёлляккяля (это 5 км к югу от Вуосалми), кроме того, в р-не Вуоксенранта была сбита Аэрокобра (Р-39) - около 20 км на северо-запад от Вуосалми;
- в 12.12 немецкая 6./JG 54 сбила Як-9 в кв. 91418 (к югу от Вуосалми, р-н Пёлляккяля);
- в 14.00-15.20 финская LLv 24 сбила 3 Як-9 в р-не Яюряпяя (3 км к юго-западу от Вуосалми);
- в 18.50-20.20 финская LLv 24 сбила Ла-5 в р-не Яюряпяя и Як-9 в р-не Вуосалми;
- в 19.50-21.05 6 Мессершмиттов из финской LLv 34 прикрывали свои войска в р-не Яюряпяя. Вели бой с 2 Ил-2 и примерно десятком истребителей, в котором Ylik. Klaus Alakoski сбил 1 Ил-2 (для сведения: самолет Ил-2 из состава 566 шап, летчик старший лейтенант Добровольский, воздушный стрелок сержант Журавлев; после штурмовки артиллерийских и минометных батарей противника в районе Вуокси в составе группы 6-и Ил-2 был атакован и подбит 4 Ме-109; при вынужденной посадке на лес 4 км юго-восточнее оз. Муолаанярви самолет разбит, ремонту не подлежит, летчик ранен, стрелок от тяжелого ранения умер (скончался 10.07.44 в госпитале);
- в 21.03 немецкая 6./JG 54 сбила Як-9 в кв. 91199 (5 км к северо-западу от Вуосалми).
Очевидно, по месту больше всего подходит самая первая победа из списка, которую одержал Ltn. Gerhard Thyben из 5./JG 54 (итоговый счет 157 побед), но, возвращаясь к анализу боев дня, все 10 побед одержаны в очень ограниченном районе (в радиусе 10 км от Вуосалми) и, не зная точного времени потери, делать какие-либо окончательные выводы было бы опрометчиво. Тем более, как говорилось выше, российские документы подтверждают потерю только трех самолетов Як-9 в этот день.
Местность, в районе которой развернулся воздушный бой, сейчас разделена границей двух районов Ленинградской области. Деревня Кивиниеми (ныне населенный пункт Лосево) - в Приозерском районе, а местонахождение бывшей финской деревни Такасало находится на территории Выборгского района Ленинградской области.
.
Пакет второй. Отмечен записью "Владелец пленен". В нем всего два документа - удостоверение члена офицерского собрания войсковой части 55765 и летная медицинская книжка. Все документы оформлены на имя младшего лейтенанта Миляева Дмитрия Михайловича, 1920 года рождения. В "Удостоверении № 48" записано о том, что Миляев М.Д. вступил в члены офицерского собрания 8 ноября 1943 года. А в медицинской книжке, выданной войсковой частью 55714, отмечен факт того, что владелец – летчик, закончил школу (скорее всего, имеется ввиду летная школа – авт.) в 1943 году. Прошел военную летную комиссию Ленфронта 6 декабря 1943 года и "...годен к летной работе без ограничений...".
Полевая почта 55765 относилась к 88-му батальону аэродромного обслуживания. Он обеспечивал деятельность 159-го ИАП Ленинградского фронта (полевая почта 55714), в котором служил Дмитрий Михайлович.
По документам ЦАМО РФ значится следующее: "...старший летчик 2 АЭ 159-го истребительного авиаполка 275 ИАД 13 ВА младший лейтенант Миляев Дмитрий Михайлович сбит в воздушном бою 11 июля 1944 года на самолете Ла-5 (заводской номер 39211622)...".
Финские источники дополняют: "...сбит в воздушном бою в районе Синтола – Каркиала. Попал в плен в районе Вуосалми. Репатриирован 20 ноября 1944 года в Советский Союз...".
В финской хронике воздушных боев на Карельском перешейке говорится о том, что 11 июля 1944 года "мессершмитты" из 3/НLeLv 24 сопровождали "Юнкерсы" в район Яюряпяя и в этом районе сбили в воздушном бою один единственный Ла-5. Победа записана на командира звена Luutn. K. Karhila.
Имеет ли отношение описание этого конкретного боя к не возвращению младшего лейтенанта Миляева на свой аэродром? Однозначных подтверждений пока нет. В актах списания 159-го ИАП, которые были составлены на следующий день, списаны два самолета Ла-5, потерянные 11 июля 1944 года. Кроме самолета Ла-5 Миляева Д.М., отнесенного к разряду боевых потерь, списан самолет Ла-5 летчика младшего лейтенанта Спиридонова, как потерпевший аварию, но летчик при этом остался невредим.
Российский историк Андрей Михайлов, анализируя финские архивные документы, относящиеся к воздушным боям 11 июля 1944 года, пришел к выводу о том, что в этот день финские "юнкерсы" из LeR 4 вообще не выполнили ни одного боевого вылета. И, судя по другим документам, финские истребители никогда не сопровождали немецкие бомбардировщики и "штурмовики". На самом деле "мессершмитты" прикрывали наземные части.
В утреннем вылете HLeLv 24 на прикрытие наземных частей в р-не Яюряпяя участвовало семь "мессершмиттов": четыре в 4.15-5.35 и три в 4.25-5.50. В ходе патрулирования финские истребители провели бой с 16-и Ла-5 и финский летчик Luutn. K. Karhila сбил один из них в р-не Яюряпяя.
В 11.05-12.15 два Ме-109 из HLeLv 24 вылетали на отражение налета советской авиации в р-н Яюряпяя, вслед за ними в 11.15-12.40 вылетели еще 6 "мессершмиттов" той же эскадрильи. Они вели бой с десятком Ла-5 и Як-9. Два Як-9 были сбиты (Luutn. J. Saarinen и Kers. K. Koskinen), еще один Як-9 был поврежден. В свою очередь один Мессершмитт (MT-440) был сбит в бою с советским Р-39 "Аэрокобра" в р-не Хейниоки, летчик Kers. Risto Helava выбросился с парашютом и был взят в плен (вернулся из плена в конце 1944 года).
В этот же день немецкий летчик Uffz. Josef Quarada из 4./JG 54 в 13.30 сбил Як-9 в кв. 91274 (это 5-10 км на северо-запад от Вуосалми).
Тем самым в этот день у финнов и немцев были заявлены победы на три сбитых Як-9 (и один поврежден) и один Ла-5. Российские архивные документы говорят о том, что кроме потери двух Ла-5 из состава 159-го ИАП, о которых говорилось выше (Миляева и Спиридонова), есть еще одна единственная потеря в этот день – самолет Як-9 (заводской номер 1185) из состава 29-го гв.ИАП, на котором не вернулся с боевого задания из района Оранкютте (сейчас район оз. Балахоновское) старший летчик гвардии младший лейтенант Владимир Кочетков.
Сейчас деревень Синтола, Каркиала, Вуосалми не существует, а находились они у нынешнего озера Мелководное в Выборгском районе Ленинградской области.
Мы не знаем - как дальше сложилась судьба Дмитрия Михайловича Миляева. Продолжил ли он службу в авиационном полку после прохождения фильтрационной проверки? Был уволен со службы из-за пребывания в плену? Это нам еще предстоит установить. В книге учета безвозвратных потерь 275-й ИАД напротив записи о том, что Дмитрий Миляев был сбит в воздушном бою, гораздо позднее была сделана запись цветным карандашом: "...Находится на территории СССР...".
В архивных документах говорится о том, что родился Дмитрий Михайлович в 1922 году (скорее всего ошибка полкового писаря, так как из его личных документов точно известно, что он родился в 1920 году – авт.) в деревне Астахово Лев-Толстовского района Рязанской области. По состоянию на 1944 год его жена Евгения Фроловна Миляева проживала по адресу: Московская область, Озерский район, станция Расторгуево Московской ж\д, Рабочий Поселок, улица Ольгинская, дом 23.
.
Пакет третий. Сопроводительной записи нет. В пакете единственный документ: пропуск на аэродром. Пропуск выдан младшему лейтенанту Алексееву С.И. Действителен до 1 августа 1944 года.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны, установлено: "...летчик 11-го гвардейского истребительного авиаполка 2-го гвардейского ИАК ПВО города Ленинграда гвардии младший лейтенант Алексеев Сергей Иванович, не вернулся с боевого задания 23 июня 1944 года после прикрытия своих войск в районе Выборга на самолете Ла-5 (заводской номер 3810608)...".
Финские источники дополняют: "...сбит в районе севернее Вийпури (Выборг)...".
Как заявляют финны, в этот день командир 3/HLeLv 24 Kap. H. Wind сбил в районе Виипури (Выборг) два самолета Ла-5 из состава 11-го гв.ИАП и два Ил-4 из состава 113-й БАД. В советских источниках потерь самолетов Ла-5, кроме младшего лейтенанта Алексеева, за этот день больше нет.
Российский историк Андрей Михайлов отмечает: в этот день финнами заявлено сбитыми 13 истребителей (10 Ла-5, 2 "Кобры" и "Мустанг"), 9 Ил-2 и 6 Ил-4! Немцы добавили 1 Ла-5, 1 Як-9 и 5 Ил-2. Большинство побед было одержано недалеко от Вийпури (Выборг). Территориально самая дальняя победа - это Ла-5, сбитый немцем Ltn. Grhard Thyben из 5./JG 54 в 14.12 в квадрате 91122 (р-н Антреа, сейчас город Каменногорск). Скорее всего, интересующий нас бой относится к вышеуказанной немецкой заявке, либо к вылету пяти финских "мессершмиттов" из HLeLv 24 в 13.30-14.35. В ходе этого вылета были заявлены следующие победы:
- Luutn. E. Riihikallio - Ил-4 и Ла-5 в р-не Сяйниё - Люккюлянярви;
- Luutn. A. Lumme - "Кобра" в р-не ж/д ст. Кямяря;
- Luutn. O. Puro - Ил-2 в р-не Муолаанярви и 2 Ла-5 в р-не Муолаанярви - Суулаярви.
Что касается побед Kap. H. Wind, то он одержал их в ходе вылета трех Ме-109 из HLeLv 24 в 12.05-13.05. Кроме него, одержавшего победы в р-не Сяйниё - Вийпури в том вылете один Ла-5 был сбит N. Katajainen в районе Рауталампи. Примерно в то же время в 12.15-13.25 летали семь "мессеров" из HLeLv 34, которые сбили 3 Ил-4, 1 Ил-2 и 1 Ла-5 (Ла-5 сбил Ltm. U. Lehtovaara в районе Вийпури). А Ltn. Heinz Wernicke из немецкой 5./JG 54 в 12.22 сбил Як-9 в кв. 81426 (р-н Таммисуо).
После изучения архивных документов 13-й воздушной армии и авиачастей, оперативно подчиненных Ленинградскому фронту (АДД, ВВС КБФ), можно сделать вывод о том, что документально подтверждаются потери только 8 советских самолетов, и то - с большой "натяжкой". Например, авария самолета Р-39 "Аэрокобра" из состава 403 ИАП произошла при взлете на боевое задание, то есть еще до момента боевого соприкосновения в воздухе с противником. В этот день действительно подтверждаются боевые потери трех Ил-2 из состава 872-го ШАП, две потери Ил-2 из состава 566-го ШАП (в одном случаи экипаж сумел спастись), по одной потере самолетов Як-9 (27 гв.ИАП) и Ла-5 (11 гв.ИАП). Потерь самолетов Ил-4 в этот день с советской стороны вообще не отмечено, не говоря уже о пресловутом "Мустанге" - на вооружении советских ВВС, входивших в состав войск Ленинградского фронта, самолетов Р-51 не было никогда. Здесь мы имеем дело с банальной ошибкой в распознавании типов самолетов, которых в годы войны было множество.
В довершение всему сказанному про боевой день 23 июня 1944 года хочется добавить то, что в этот день только 11-й гв.ИАП одержал три победы. Подполковник Иван Неуструев сбил ФВ-190 в р-не Пялтяри (найти современное название не удалось), старший лейтенант Мигаль сбил ФВ-190 в 1-2 км севернее Ховинмаа (сейчас поселок Кравцово в Выборгском районе), а лейтенант Бабуров сбил Ме-109 в р-не Нурми (сейчас пос. Лужайка в Выборгском районе).
Родился Сергей Иванович Алексеев в 1923 году в деревне Ромашево Вязниковского района Ивановской области, там же проживала и его семья вместе с отцом Иваном Федоровичем Алексеевым, на чье имя и пришло извещение о гибели сына. Скорее всего, гвардии младший лейтенант Алексеев погиб во время боя, так как в документах финской стороны в списках попавших в плен он не значится. Документы погибшего, вероятно, были найдены на месте падения его самолета.
.
2. Бомбардировщики.
.
Пакет четвертый. Датирован 30 июня 1944 года. Пометка "погиб". В пакете есть сопроводительное письмо на финском языке от командования штаба Ладожской береговой бригады финнов, адресованное в разведотдел Генерального штаба финских войск, в котором говорится о том, что с этим письмом передаются документы, обнаруженные у мертвого советского летчика младшего лейтенанта Кузнецова: "…Очевидно, что он принадлежал к экипажу сбитого 18 июня 1944 года бомбардировщика, из которого ранее в той же местности были зарержаны младший лейтенант Борисов и рядовой Хусаинов…".
Также в пакет вложен комсомольский билет № 6916006, который выдан Кузнецову Алексею Сергеевичу, 1922 года рождения, 8 мая 1939 года Ленинским райкомом города Уфа. Другим документом в пакете оказался листок, вырванный из паспорта парашюта (читаются графы: "...Записи о передаче парашюта вне части..."), а на нем стихи, написанные карандашом:
"Старушка мать –
...Я люблю прожитые годы
В зимний вечер близким расскажу
Далеко за снежную Сибирью
Там жила моя старушка мать
Выходила часто на дорогу
Об этом знаю только я один
Посмотреть на снежную долину
Не идет ли к ней бродяга сын...".
По документам Центрального Архива Министерства Обороны установлено: "...18 июня 1944 года не вернулся с боевого задания самолет Пе-2 (заводской номер 9\275) из состава 34-го гв.БАП 276 БАД 13 ВА, в составе летчика гвардии младшего лейтенанта Борисова Николая Александровича, штурмана гвардии младшего лейтенанта Кузнецова Алексея Сергеевича, воздушного стрелка-радиста гвардии рядового Хусаинова Рема Калимовича...".
Финские источники добавляют: "...18 июня 1944 года сбит на участке в р-не Рюска – Хийтола, в 20 км севернее Кякисалми (скорее всего, имеется в виду бывшая деревня Рийска, сейчас поселок Заостровье Приозерского района Ленинградской области, бывший город Кякисалми ныне город Приозерск – авт.)...".
В финской хронике рассказывается о победах пилотов HLeLv 26, которые они одержали 18 июня 1944 года, заявив о том, что ими сбиты три самолета Пе-2 и два Ла-5. И если потери советской стороны в самолетах Ла-5 действительно подтверждаются (были сбиты два самолета 159-го ИАП, летчики младшие лейтенанты Спиридонов и Медведев остались живы, Медведев после прыжка с парашютом был госпитализирован), то потери самолетов Пе-2 явно завышены. По советским данным в этот день значится не вернувшимся с боевого задания только один самолет Пе-2 гвардии младшего лейтенанта Борисова.
По сведениям финской стороны известно о том, что из этого экипажа в плен попали летчик и стрелок самолета. Дата пленения у обоих - 19 июня 1944 года. В финских документах нет отметок о дальнейшей судьбе наших авиаторов. Погибли в плену ? Или вернулись на Родину?
Российские архивные документы говорят о том, что весь экипаж бомбардировщика Пе-2 до сих пор считается пропавшими без вести.
Командир экипажа гвардии младший лейтенант Николай Александрович Борисов родился в Московской области в 1921 году. Там же проживал его брат Константин по адресу: поселок Печатники, барак № 1 ЗИС. Николай Александрович был призван в ряды РККА еще в 1940 году. Имеется интересная подробность о том, что в Книге Памяти Московской области он значится погибшим 17 июля 1944 года. Что это может означать? Ошибка в издании? Или имеется информация о его гибели в плену спустя один месяц после невозвращения с боевого задания?
Погибший в самолете штурман экипажа гвардии младший лейтенант Кузнецов Алексей Сергеевич родился в 1922 году в в селе Покровка Кушнаренского района Башкирской АССР. Скорее всего до войны он проживал в городе Уфе, там и получил комсомольский билет. Адрес проживания оего тца Сергея Ильича следующий: Башкирская АССР, город Уфа, Ленинский район, улица Водопроводная, дом 16.
Воздушный стрелок-радист экипажа гвардии рядовой Рем Калимович Хусаинов родился в 1925 году в Оренбургской (тогда Чкаловской) области в селе Сайфутдиново Свердловского района. В списках безвозвратных потерь 276-й БАД указано о том, что он пропал без вести 13 июня 1944 года. Это явная ошибка, которую допустили при составлении списков потерь в штабе дивизии.
.
Пакет пятый. На пакете пометка "Владелец погиб". В пакете несколько документов и две фотографии. Из документов:
- комсомольский билет № 2942225, Федоренко Николай Иванович, 1920 г.р., время вступление в комсомол – февраль 1934 года, выдан Ленинским РК ВЛКСМ г. Тамбов 7 мая 1939 года;
- удостоверение личности офицера: "Предъявитель сего Федоренко Николай Иванович состоит на действительной военной службе в 836 бомбардировочном авиационном полку. Служебное положение: летчик старший. Приказ 113 ОБАД от 25 апреля 1943 года. Родился: 1920 года января 6 дня, Полтавская область, холост";
- временное удостоверение: "Предъявитель сего лейтенант Федоренко Николай Иванович награжден приказом ВВС Красной Армии от 16 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте с немецкими захватчиками орденом Красного Знамени".
На одной из фотографий запечатлен сам Николай Иванович вместе с боевым другом, а на второй изображен неизвестный летчик в звании лейтенанта.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны установлено следующее: "...21 июня 1944 года не вернулся с боевого задания самолет Ил-4 из состава 836-го бомбардировочного авиаполка 113 ОБАД в составе:
- старшего летчика лейтенанта Федоренко Николая Ивановича;
- штурмана младшего лейтенанта Ермакова Ивана Михеевича;
- воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Драгунова Ивана Васильевича;
- воздушного стрелка сержанта Мешкова Андрея Ивановича...".
Из финских источников известно о том, что из состава всего экипажа дальнего бомбардировщика 23 июня 1944 года живым попал в плен только воздушный стрелок-радист старший сержант И.В. Драгунов, а документы были изъяты у погибшего при задержании летчика самолета Николая Федоренко. Скорее всего, остальные члены экипажа самолета погибли вместе с самолетом, а выпрыгнувшие на парашютах Федоренко и Драгунов приняли на земле бой.
Финские документы указывают место боя так: "... в районе Каннас..", что в переводе на русский означает "весь Карельский перешеек"!
По российским архивам удалось выяснить персональные данные экипажа самолета. Лейтенант Николай Иванович Федоренко родился в 1920 году на Украине в селе Улиновка Козельщинского района Полтавской области. Его жена Политаева Анна Константиновна проживала в Воронежской области, поселок Елань-Колено, Сахарный завод, по улице Октябрьская, дом 69. Призван в армию Полтавским ОВК в 1939 году.
Штурман самолета младший лейтенант Иван Михеевич Ермаков родился в 1922 году в деревне Захарино рядом с городом Смоленском. Там проживал и его отец Михей Павлович.
Попавший в плен воздушный стрелок-радист сержант Иван Васильевич Драгунов родился в 1919 году в селе Нижний Майдан Лукьяновского района Горьковской области. Там же и проживала его мать Пелагея Ивановна. В армию призван еще до войны в 1940 году.
Воздушный стрелок сержант Андрей Иванович Мешков родился в 1918 году в селе Рудовка Рудовского района Тамбовской области, где и проживала его мать Анастасия Евстафьевна. В армию призван в 1939 году.
.
3. Штурмовики.
.
Пакет шестой. На пакете пометка "Владелец пленен". В пакете три документа:
- машинописное удостоверение личности;
- командировочное предписание;
- удостоверение для получения льгот военнослужащими и их семьями.
На угловой печати первого удостоверения виден оттиск: "...703-й штурмовой авиаполк...". Удостоверение выдано 8 апреля 1944 года. Действительно до 15 июня 1944 года: "Предъявитель сего старший лейтенант Берлеев Марк Исаевич состоит на действительной военной службе в 703 штурмовом авиационном полку в должности летчик. В РККА с октября 1938 года. Награды – не имеет". На удостоверении фотография владельца в военной форме с погонами.
Командировочное предписание: "Выдано старшему лейтенанту Берлееву, с ним младший техник-лейтенант Шишкин. С получением сего предлагаю Вам отправиться: Красногвардейск через Хотилово для перегонки матчасти. Срок командировки 4 дня, с 16 апреля 1944 года по 20 апреля 1944 года. Основание: распоряжение командира в/ч 40539".
Читаем последний документ. Это удостоверение, выданное старшему лейтенанту Берлееву Марксу (так в документе – авт.) Исаевичу, в том, что он состоит с 15 октября 1938 года на воинской службе в Красной Армии. Данное удостоверение служило основанием для получения льгот военнослужащими и их семьями.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны значится следующее: "...21 июня 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 4089) из состава 703-го штурмового авиаполка 281 ШАД 13 ВА был сбит истребителями противника в районе Ховимаа, что севернее Портинхойка в составе экипажа: летчика старшего лейтенанта Берлеева Марка Исаевича и воздушного стрелка сержанта Комарова Анания Ивановича...".
Названная в боевом донесении деревня Ховимаа в действительности имела название Ховинмаа. Сейчас это поселок Кравцово. Местность, в районе которого находилась деревня Портинхойка, - это район 11-го км дороги Выборг - Светогорск в Выборгском районе Ленинградской области.
Летчик самолета Марк Исаевич Берлеев родился в 1919 году в городе Минусинске Красноярского края, а его мать Берлеева Мария Матвеевна в 1944 году проживала в городе Новосибирске по улице Писарева, дом 89.
По финским данным Марк Исаевич попал в плен и умер в плену (или скончался от ран) 28 августа 1944 года на территории Финляндии. Судьба воздушного стрелка сержанта Анания Ивановича Комарова до сих пор не ясна. По финским данным в плен он не попал, но и в архивных списках ЦАМО до сих пор значится как пропавший без вести 21 июня 1944 года. С большой долей уверенности можно предположить о том, что он погиб под обломками штурмовика Ил-2. Родился Ананий Комаров в 1925 году в городе Лениногорске Алтайского края.
.
Пакет седьмой. На нем пометка "Владелец пленен". В пакете единственный документ – комсомольский билет № 0029991, выдан на имя Кочкова Николая Тихоновича, 1921 года рождения, 13 декабря 1938 года Мытищинским ГК Московской области. На фотографии в билете изображен молодой человек в гражданской одежде.
По документам Центрального Архива Министерства Обороны значится следующее: "...1 июля 1944 года самолет Ил-2 (заводской номер 10102) из состава 448-го ШАП 281 ШАД 13 ВА сбит зенитной артиллерией противника в районе узла дорог в Юустила. (сейчас это район Брусничное - Петровка Выборгского района Ленинградской области – авт.) в составе экипажа: летчика младшего лейтенанта Кочкова Николая Тихоновича и воздушного стрелка ефрейтора Вострикова Михаила Игнатьевича...".
Из архивной справки стало известно о том, что младший лейтенант Николай Кочков родился в 1921 году в Мытищинском районе Московской области, а воздушный стрелок самолета ефрейтор Михаил Востриков, 1923 г.р., был уроженцем деревни Рогажи Водопьяновского района Воронежской области.
По финским данным Николай Тихонович Кочков попал в плен 1 июля 1944 года, о дальнейшей его судьбе информации нет. А вот о судьбе ефрейтора Михаила Вострикова можно предположить о том, что, скорее всего, он погиб вместе с самолетом, так как финские документы не подтверждают его нахождение в плену.
.
Восьмой и девятый пакеты я объединил вместе по причине того, что оказавшиеся в них раритеты принадлежали одному экипажу. Внимательно изучая полученные документы, письма и фотографии, мы пришли к выводу о том, что самолет сильно горел и взорвался в воздухе. Затем случилось так, что финские военнослужащие, собрав у обломков самолета документы, принадлежащие погибшим, поместили часть документов летчика в пакет, в котором были документы воздушного стрелка, и наоборот.
Благодаря имеющимся сведениям из документов ЦАМО нам стало известно следующее: "...1 июля 1944 года сбит прямым попаданием снаряда МЗА самолет Ил-2 (заводской номер 304775) из состава 566 ШАП 277 ШАД 13 ВА, в составе экипажа: заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Юрьева Николая Петровича и воздушного стрелка старшего сержанта Булатова Мухаммета Султангалеевича. По наблюдению экипажей горящий самолет упал в районе цели Юустила, при падении взорвался, экипаж погиб...".
Финские источники дополняют: "... самолет при падении взорвался 2 км восточнее Юустила".
Среди документов погибшего экипажа два конверта от писем, адресованных воздушному стрелку Мухаммету Булатову. На одном из них читается адрес отправителя: "...Ленинградская область, Кингисеппский район, ст. Веймарн, дер. Торба...". Письмо послано, вероятнее всего, от друзей Мухаммета Султангалеевича, так как до перемещения на Карельский перешеек их полк базировался как раз на аэродроме Торба под Кингисеппом. Также в пакете было еще одно письмо, написанное на башкирском языке и датированное 15 июня 1944 года.
К документам старшего лейтенанта Юрьева относится тетрадный листок с его личными записями: "...План предполетной подготовки летным составом 3 АЭ 566 ШАП на май 1944 года..." и несколько фотографий. К сожалению, большинство из них не подписаны с обратной стороны, и поэтому установить - кто изображен на них - мы пока не можем. Но на одной фотографии есть надпись: "...Любимому брату Коле...". На фотографии запечатлена женщина, которая является родной сестрой Николая Юрьева. На другой фотографии она изображена рядом с мужчиной. А на третьей фотографии этот мужчина в форме курсанта ВВС. Может быть, это есть сам Николай Петрович Юрьев.
Родился Николай Петрович Юрьев в 1920 году в селе Курдюм Татищевского района Саратовской области. В архивных документах указан домашний адрес отца Петра Григорьевича Юрьева, который проживал по адресу: город Саратов, 2-я Дачная остановка, ул. Новая, дом 96.
Стрелок экипажа старший сержант Булатов Мухаммет (в других документах проходит как Мухамат) Султангалеевич родился в 1921 году в деревне Якубово Картамакского сельского совета Будзякского района Башкирской АССР.
В книге Артема Драбкина "Я дрался на Ил-2. Нас называли "Смертниками", опубликовано интервью с бывшим летчиком 566-го штурмового авиаполка Леонидом Сергеевичем Дубровским. Леонид Сергеевич попал в этот полк после запасной учебно-тренировочной эскадрильи весной 1943 года. Одновременно с ним в полк прибыли еще три новичка. И вот как он вспоминал то время: "...За войну 200 летчиков и стрелков погибли в полку. Из тех четырех, кто со мной пришел в полк, в живых остался я один. Мы так вчетвером и держались: Коля Кузнецов, москвич, из Новогиреева. Коля Юрьев из Саратова, армянин Варгес (мы его Володей звали) Марабьян и я. Мы воевали в одной эскадрилье... Первым Варгес и погиб. Погиб нелепо с адъютантом эскадрильи... Когда мы с Горской в Эстонию перелетали, он зацепился за высоковольтку. Не боевая потеря, что обидно. В феврале меня сбили, но я жив остался. Потом Коля Юрьев. Он возвращался с задания на Карельском перешейке и попал под залп "Катюш". Потом в Восточной Пруссии погиб и Коля Кузнецов...".
Для сведения:
- Марабян (в других документах - Моробьян) Вардгес Овсанович, лейтенант командир звена 566 ШАП, погиб при перелете с аэродрома Горская на аэродром Торма, оторвался от группы, пропал без вести 06 февраля 1944 года на самолете Ил-2 (заводской номер 302851). На месте воздушного стрелка находился адъютант эскадрильи А.С. Десятский. Родился в 1919 году, Армянская ССР город Карс. Отец Овсан Петрович, проживал по адресу: Армянская ССР, город Ереван.
- Кузнецов Николай Силантьевич, лейтенант зам.командира АЭ 566 ШАП, сбит ЗА противника, развалился в воздухе 28 октября 1944 года в р-не Попечка (Поныки) Восточная Пруссия на самолете Ил-2, в составе экипажа воздушного стрелка Лысенко К.И. Родился в 1922 году в Орловской области Мценский район село Подберезово. Отец Силантий Илларионович проживал по адресу: город Москва, Ново-Гиреево 8-й проспект, д.13.
Возвращаясь к двум самолетам Ил-2, которые были сбиты 1 июля 1944 года в районе финского поселения Юустила, приведем цитату из финского архивного документа:
"...Оперативная сводка № 10 Штаба армейского корпуса от 2 июля 1944 года.
...1 июля 1944 года в Юустила захвачен в плен летчик со сбитого самолета Ил-2, принадлежащего 448 ШАП 281 ШАД. Полк базируется на аэродроме Шувалово на северной стороне Ленинграда. В полку 20 самолетов. Целью была бомбардировка узла дорог в Юустила.
Информация из документов: в районе Талинмюллю 29 июня захвачены документы 172 СП 13 СД и 260 ТП, сбитый в Юустила 1 июля 1944 года самолет Ил-2 принадлежал 566 ШАП...".
Из цитированного документа видно, что речь идет о летчике 448 ШАП Николае Кочкове, который был захвачен в плен, а ниже дано упоминание о втором сбитом Ил-2 - самолете Николая Юрьева, еще раз подтверждая предположение о том, что Юрьев и Булатов погибли вместе с самолетом.
.
Обзор документов, переданных финской стороной в распоряжение ленинградских историков, характеризует направления совместной деятельности исследователей обеих стран. Именно комплексный подход, при котором информация одного источника анализируется и дополняется с разных сторон, проявляет истину. Десятилетия, прошедшие с момента окончания военного противоборства двух стран, стерли многие подробности истории. Наша задача состоит в том, чтобы рассказать современникам, а в большинстве своем – потомкам тех людей, кто вершил нашу с Вами историю, об истинной подоплеке событий той страшной войны. Рассказать без прикрас и глянца.
Среди документов встречаются вещи, относящиеся к семейным реликвиям, а это и фотографии, и письма. Будем считать эту публикацию началом поиска родственников всех упомянутых выше советских авиаторов.
.
Илья Геннадьевич Прокофьев – Санкт-Петербург.
В подготовке данного материала неоценимую помощь оказали руководитель поискового отряда "Карельский Вал" Вячеслав Скоков (город Санкт-Петербург) и Андрей Михайлов - исследователь истории авиации (форум www.airforce.ru). Работа подготовлена при содействии члена правления общества военных историков Финляндии Карла Фредрика Геуста.
Лит. обработка Игорь Иванович Ивлев - Архангельск.
.
Октябрь 2007 – апрель 2008 гг.