"И прочих сволочь..."
2 февраля 2006 г.
И прочих сволочь
2 февраля в прокат выходит фильм "Сволочи" Александра Атанесяна. О том, как изменился образ "своих" и "чужих" в российском военно-патриотическом кино последних лет, рассказывает Михаил Трофименков.
Название военно-патриотического фильма, снятого Александром Атанесяном, не менее экстравагантно, чем его сюжет. В 1943 году только что освобожденный из тюрьмы офицер превращает собранных по лагерям и колониям подростков в диверсантов, способных уничтожить немецкую высокогорную базу на Кавказе, но обреченных на гибель. На такой неожиданной ноте завершается цикл фильмов, снятых к 60-летию Победы. Впрочем, можно не сомневаться, что возрожденное к юбилею военно-патриотическое кино вряд ли вскоре иссякнет.
Все вроде бы просто. Власть с большей или меньшей стыдливостью возрождает советскую мифологию. Победа в войне остается для большинства населения бесспорной ценностью, едва ли не главным достижением советского времени. А режиссеры не прочь освоить бюджеты, выделенные государством на производство фильмов к юбилею. Среди них нет новых Григориев Чухраев, Леонидов Быковых, Ларис Шепитько и Юриев Озеровых, но это беда современного российского кино, а не вина. Что выросло, то выросло.
Но если присмотреться поближе к "военно-патриотическим" фильмам, обнаруживаешь их сходство с перелицованным сталинским гимном. Музыка та же, а слова какие-то скособоченные, не из той оперы. Любая мифология, прежде всего мифология военная, просто обязана быть манихейской, повествовать о борьбе света и тьмы. Даже в "лейтенантском", почти пацифистском кинематографе советских шестидесятников не возникало и тени сомнения в том, что немецко-фашистские захватчики воплощают безусловное зло, что перед лицом такой напасти необходимо забыть все старые обиды и счеты и выполнять свой долг. Военное же кино 2000-х годов - это почти "Ночной дозор": "светлые" по своим методам ничем не отличаются от "темных", а то и превосходят их в изуверстве, а у "темных" есть своя правда. Истреби клику Завулона - нарушишь мировую гармонию.
Выражается это в том, что в современном военном кинематографе на месте двух главных протагонистов войны - зияющая пустота. Ни в одном из недавних фильмов не найти "чернорабочих" войны, простых мобилизованных или младших офицеров. Не найти людей, главным и единственным событием в жизни которых, как это и было для 90% фронтовиков, стала война.
Последний раз такие герои появились, пожалуй, в "Звезде" (2002) Николая Лебедева и фильме белорусского классика Михаила Пташука "В августе 44-го" (2000). Да и то: и гибнущая в немецком тылу полковая разведка у Лебедева, и "чистильщики" Пташука, прочесывающие кишащий всевозможной вооруженной фауной лес на стыке Литвы и Белоруссии, относятся, выражаясь современным языком, к спецподразделениям. И оба фильма стали не столько первыми ласточками новой патриотической волны, сколько последними, запоздалыми образцами советского жанра военно-приключенческого фильма. Пташук воспроизвел его схемы буквально, Лебедев как представитель младшего поколения придал своим героям оскал Рэмбо. Но жанр, кажется, исчерпан надолго, если не навсегда.
После этих двух опытов экран заполнил сплошной штрафбат, причем на всех этажах армейской иерархии. Или, как выражается Александр Атанесян, "сволочи" в исконном смысле слова, как в указе Петра I - "и прочих сволочь". "Сволочь" - это те, кого "сволокли", принудили.
Речь не только о телефильме "Штрафбат" Николая Досталя (2005). Штрафбат за пьянство, дебоши и неподчинение приказу плачет по капитан-лейтенанту Александру Маринину, прототипом которого стал подводник Александр Маринеску, в "Первом после бога" (2005) Василия Чигинского. В "Московской саге" (2004) Дмитрия Барщевского войну выигрывает репрессированный и ненавидящий Сталина генерал. Другого "участника военного-фашистского заговора маршала Тухачевского", комдива Котова, намерен оживить и вернуть на экран в "Утомленных солнцем-2" Никита Михалков. В "Своих" (2004) Дмитрия Месхиева бежавших из плена героев спасает кулак - раскулаченный, да еще и пошедший работать на немцев старостой. Теперь вот "Сволочи".
Если в советское время было смелостью показать фронтовика, прошедшего тюрьмы и лагеря, такого как полковник, а затем генерал Серпилин в "Живых и мертвых" Константина Симонова или рядового Левченко в "Место встречи изменить нельзя", то в наши дни, пожалуй, актом гражданского мужества будет вывести на экране нерепрессированного участника войны.
Но если "своих", пусть и необычных, на экране хватает, то вооруженного врага, оккупанта, с которым встречаешься на поле боя, в новом российском кино не найти вообще. "Новые русские немцы" по преимуществу пленные. Безоружные, добросовестно вкалывающие на объектах народного хозяйства, во всяком случае, гораздо более безвредные, чем "свои" командиры и начальники. Эту тенденцию породил помимо собственной воли один из последних воевавших кинематографистов Петр Тодоровский фильмом "Созвездие Быка" (2003). Но это была всего лишь деталь в картине войны, которую несколько десятилетий пишет режиссер-гуманист.
Дальше мотив пошел размножаться лавинообразно. Медленно умирали на экране два немца-окруженца в "Последнем поезде" (2003) Алексея Германа-младшего. В "Красном небе, черном снеге" (2004) Валерия Огородникова немецких пленных морит голодом выжига комендант лагеря. Во "Времени собирать камни" (2005) Алексея Карелина немецкий сапер по доброй воле указывает советским коллегам, где на временно оккупированной территории его подразделение заложило взрывчатку. В "Полумгле" (2005) Артема Антонова пленные, строящие где-то на севере радиомаяк, сливаются в экстазе народного праздника с бабами, проводившими мужей на фронт и поначалу ненавидевшими немцев. Финал: пленных расстреливают за ненадобностью.
Картина войны вырисовывается почти сюрреалистическая. С одной стороны, армия, набранная из заключенных или антисоветчиков, во главе которой стоят полководцы, готовые своему верховному главнокомандующему глотку зубами перервать. С другой - вообще никого, стройные шеренги пленных.
Исчезновение противника еще можно объяснить нежеланием обидеть европейских друзей. Правда, до такой степени политическая корректность не дошла нигде в единой Европе. Достаточно вспомнить звероподобных, как в кино 1950-х годов, нацистов в "Пианисте" (2001) Романа Поланского или в "Люси Обрак" (1996) Клода Берри.
Гораздо труднее объяснить эволюцию "наших" в "сволочей". Речь не о том, насколько соответствуют новые герои исторической правде. Удивительно, что такая волна фильмов о репрессированных на войне поднялась именно в эпоху идеологических заморозков. Было бы логично их появление в 1990-х годах, ошалевших от открытия неизвестных страниц истории. Но именно тогда кинематограф практически молчал о войне. Когда же возник государственный заказ на патриотизм, он выдал невиданный по амбивалентности образ войны. Ведь тенденцию, сформулированную "Штрафбатом" и "Сволочами", можно с равным успехом интерпретировать с полярных позиций. По-сталинистски: в час испытаний весь народ как один человек сплотился против врага, и даже всякая "сволочь" кровью искупала свою вину. И по-антисоветски: воевали под дулами заградотрядов, трупами завалили. Советская и антисоветская мифологии сливаются до полной неразличимости.
Еще радикальнее переплетаются в "Сволочах" не идеологические, а кинематографические мифологии. Во-первых, "штрафбатовская". Во-вторых, миф об отчаянных мальчишках, которые ведут свою собственную войну наравне со взрослыми: "сволочи" - это залетевший в ГУЛАГ пионерский отряд Васька Трубачева из фильма Ильи Фрэза "Отряд Трубачева сражается" (1957). В-третьих, мифология американская, рожденная освобождающимся от иллюзий нигилизмом шестидесятых. "Сволочи" - это та же "Грязная дюжина" (1967) Роберта Олдрича, команда головорезов, набранная из приговоренных к смерти солдат американского корпуса в Англии, которую забрасывают в оккупированную Францию на верную гибель - разгромить накануне высадки союзников в Нормандии немецкий штаб.
Кстати, "Грязная дюжина" в некоторых европейских странах в прокате называлась почти так же: "Двенадцать сволочей"…
1. 2.
3. 4.
1. Александр Атанесян показал крупным планом новейшую киномифологию войны (на фото - кадр из фильма "Сволочи").
2. Немецко-фашистский оккупант, входящий в русскую избу с хрестоматийным "Курки, млеко, яйки!", в современном российском кино превратился в безобидного страдальца (кадр из фильма "Последний поезд" Алексея Германа-младшего), погибающего в плену среди снегов.
3. Кадр из фильма "Полумгла" Артема Антонова.
4. Советские воины-освободители стали напоминать героев американского боевика (кадр из фильма "Звезда" Николая Лебедева).
Источник: "Коммерсант-власть", № 4, 30.01.06.
Комментарий Центра общественных связей ФСБ РФ к сюжету фильма "Сволочи":
В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией "Ритм" и продюсерской компанией "Парадиз" по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в повести "Сволочи", не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.
Комментарий режиссера Владимира Атанесяна:
"Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин - автор этой истории, утверждает, что он был в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать".
А вот что сказал по этому поводу Владимир Кунин (Фейнберг), автор книги "Мика и Альфред", часть которой и легла в основу сценария фильма:
"Мика и Альфред" - это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман. Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки Раскольникова топор"...
"Комсомольская правда", 02.02.06, статья Александра Бойко "Спор вокруг фильма "Сволочи": А был ли мальчик-диверсант? (в сокращении)":
Владимир Кунин (Фейнберг) родился в 1927 году. Писатель. В 1967 году вышла драма Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" по сценарию Кунина. Далее экранизировались "Клад", "Ты иногда вспоминай", "Чокнутые". В 1989 году кунинскую "Интердевочку" экранизировал режиссер Петр Тодоровский. С начала 1990-х годов писатель живет и работает в Мюнхене. В книге "Сволочи", по которой снят одноименный фильм, рассказывается о юных уголовниках, которых после обучения в лагере-спецшколе забросили в тыл фашистов для проведения диверсий.
Его книжками забиты российские магазины. Каждую открывает пестрая биография автора: беспризорник, оказавшийся в тюрьме за ограбление, фронтовик, летчик, позднее чемпион СССР по акробатике, цирковой артист, писатель, эмигрант.
Кунин говорит сам о себе в одном из интервью:
- Я в своей жизни всегда занимался профессиями, связанными с риском: 7 с половиной лет был военным летчиком, мастером спорта...
Но расследование, проведенное "Комсомолкой", показывает, что писатель, мягко говоря, лукавит, сообщая о себе столь увлекательные сведения. (Кстати, с ним самим нам так и не удалось связаться накануне премьеры.)
В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: "Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63".
Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность (справку составил Владимир Николаевич Курасов - заведующий архивохранилищем 5-го отдела ЦАМО РФ, человек дотошный и педантичный).
Карьера "военного пилота" на этом заканчивается. И как теперь можно выдавать фильм "Сволочи" за ленту, снятую по автобиографической повести бывшего фронтовика, диверсанта, летчика? Полетать и повоевать писателю не удалось. Может быть, и рассказы о малолетних диверсантах - такая же выдумка?
Истории детдомовцев, архивные материалы могли стать правдивым сценарием к отличному фильму. Но об агентах-детях мы узнаем в болезненной интерпретации автора "Интердевочки". На что он надеялся? Что пипл все схавает? Но работа, проведенная нами в архивах, показала совсем другую ситуацию. Детских диверсионных школ в СССР не существовало. Откуда Кунин вообще мог услышать о детях-диверсантах? Малолетние детдомовцы, попав, допустим, в подобный лагерь и уцелев, после войны вряд ли бы откровенничали. И вряд ли бы выжили.
На фильм ушло 2,5 миллиона долларов. Часть расходов - около $700 000 - оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким.
- Вы сами читали произведение, по которому снят фильм? - задали мы ему вопрос.
- Нет, я доверяю своей экспертной комиссии. Я не читаю сценарий, а смотрю материал, когда он более-менее готов... А вы почему спросили про сценарий, вам что-то не понравилось?
Несколько лет назад то же самое ведомство пыталось финансировать глубоко антироссийский фильм о Мазепе производства Украины. Там тоже много "интересного" - например, Петр Первый насилует солдатика на могиле гетмана. Этот факт тоже проверяли эксперты? Возникает вопрос - зачем нам тратить деньги на сомнительные фильмы иностранных компаний, к тому же извращенно толкующие российскую историю? Средствам налогоплательщиков нашлось бы значительно лучшее применение в нашем кинематографе, заметно развивающемся в последнее время. И с этим сложно спорить.
Солдат.ru: лучше, чем сказал Михаил Трофименков по поводу действий кинематографистов и писателей нынешнего времени, вряд ли скажешь, потому и приведена его статья без купюр; а когда прочтешь слова непосредственных авторов и исполнителей очередной киноподелки, вновь хаящей нашу военную историю, понимаешь - для них сейчас закон не писан, деньги для них не пахнут, лишь бы они, деньги, были да было их побольше, а они отработают, нальют помоев на всё военное поколение и на страну вместе с ветеранами с лихвой. Вот так сейчас делается их "правда". Ну никак не хотят придавленные И.В.Сталиным прохиндеи, пришедшие к власти в 1991-93 гг., смириться с временным своим поражением в период 1930-53 гг. Дорвавшись до своего второго "Ренессанса", они не прощают ему тост за великий русский народ, поднятый после Парада Победы 24.06.45. Оттого и деньги на то рекой текут в СМИ, кино, радио, книгоиздание, школьные принадлежности, театры, Интернет из загашников прохиндеев и бюджета РФ, - чтобы поколение next всё прошлое "этой страны", как они говорят, считало не достоинством СВОЕЙ страны, а ее провалом, чтобы вытравило из своего лексикона национальное "русский", оставив лишь "российский", "россиянский" как эфемерную и легкоразрываемую принадлежность к территории, но отнюдь не к нации. Такими без труда можно управлять, такими и управляют. "Сволочи"...