Новости > Поставки самолётов в Вооружённые Силы России в 2021 году. Часть 2. |
Поставки самолётов в Вооружённые Силы России в 2021 году. Часть 2.
31 января 2022 г.
Часть 1.
Часть 2.
Поставки боевых самолётов на экспорт из России в 2021 году были одними из самых низких за последние годы. Отчасти это связано с "зависшим" контрактом 2018 года на поставку 30 истребителей Су-35 Египту. Известно, что по данному контракту КнААЗ должен были изготовить 22 самолёта Су-35 в 2020 году и восемь - в 2021 году. Однако, хотя, видимо, все указанные самолёты были построены, но до настоящего времени ни один из них не был отправлен в Египет, и все известные египетские машины находятся на хранении в Комсомольске-на-Амуре и в Жуковском. Приостановку контракта наблюдатели связывают с опасениями египетской стороны попасть под действие пресловутого американского санкционного закона CAATSA.
Американское санкционное давление привело также к резкому сокращению информационной открытости в области военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, в результате чего многие российские поставки вооружения и военной техники за рубеж теперь публично не оглашаются, а то и просто скрываются, что затрудняет анализ. Суммируя известные данные, можно более или менее предположить, что в 2021 году Российской Федерацией были поставлены на экспорт следующие военные самолёты нового производства:
- два истребителя Су-30МКИ(А) производства Иркутского авиационного завода ПАО "Корпорация "Иркут" - в Алжир. Это первые самолёты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 дополнительных истребителей Су-30МКИ(А);
- два истребителя Су-30СМЭ производства Иркутского авиационного завода ПАО "Корпорация "Иркут" - в Мьянму. Это первые самолёты по контракту 2018 года на поставку Мьянме, предположительно, шести самолётов Су-30СМЭ;
- 10 истребителей МиГ-29М/М2 постройки Луховицкого авиационного завода (ЛАЗ) имени П.А. Воронина АО "РСК "МиГ" - в Алжир. Это заключительные самолёты по контракту 2019 года на поставку Алжиру 14 истребителей МиГ-29М/М2 (первые четыре были поставлены в октябре 2020 года);
- шесть (или все 12) учебно-боевых самолётов Як-130 производства Иркутского авиационного завода ПАО "Корпорация "Иркут" - во Вьетнам. Это самолёты по контракту 2019 года на поставку Вьетнаму 12 самолётов Як-130.
Что касается поставок Вооружённым Силам России в 2021 году небоевых самолётов, то снова продолжала буксовать программа серийного производства военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А на АО "Авиастар-СП" в Ульяновске, несмотря на ввод в действие новой поточной линии сборки ПЛС-76, работы по монтажу которой на "Авиастар-СП" были завершены в октябре 2019 года.
Только 29 января 2021 года Министерству обороны России были переданы три самолёта Ил-76МД-90А, построенные на "Авиастар-СП" в течение 2020 года - борта с заводскими номерами 0203 (регистрационный номер RF-78658, совершил первый полёт 17 марта 2020 года), 0204 (регистрационный номер RF-78659, первый полёт 26 августа 2020 года), и 0205 (регистрационный номер RF-78660, первый полёт 6 декабря 2020 года). Эти три Ил-76МД-90А являлись пятым, шестым и седьмым бортами, построенным АО "Авиастар-СП" по контракту с Министерством обороны России от октября 2012 года на производство 39 единиц Ил-76МД-90А.
В мае 2020 года стало известно, что Министерство обороны Российской Федерации на новых условиях перезаключило с АО "Авиастар-СП" контракт на поставку военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. По новым условиям, по старому контракту 2012 года заводом теперь должно было быть сдано суммарно 13 самолётов Ил-76МД-90А, а с 2021 года должен был вступить в силу новый контракт на поставку до 2028 года ещё 14 таких самолётов. 18 декабря 2020 года Министерство обороны Российской Федерации также подписало с АО "Авиастар-СП" государственный контракт на поставку десяти новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А.
Однако в 2021 году темп постройки Ил-76МД-90А оставался низким, и в результате в сентябре и декабре 2021 года Министерству обороны России были сданы только два новых самолёта Ил-76МД-90А - борта с заводскими номерами 0206 (регистрационный номер RF-78661, первый полёт в Ульяновске 10 июня 2021 года) и 0207 (регистрационный номер RF-78662, первый полёт 4 октября 2021 года). Это восьмой и девятый борта по контракту 2012 года.
Таким образом, номинально в 2021 году ВКС России получили пять новых самолётов Ил-76МД-90А, которые все вошли в состав 235-го военно-транспортного авиационного полка 18-й военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации ВКС России, базирующегося на заводской аэродром "Авиастар-СП" Ульяновск-Восточный, доведя численность самолётов Ил-76МД-90А в его составе до семи единиц. Однако три из этих бортов перешли из плана сдачи 2020 года, когда ВКС не было сдано ни одного самолёта.
К настоящему времени завод "Авиастар-СП" сдал суммарно 13 экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и один прототип самолёта-заправщика Ил-78М-90А. В январе 2022 года на "Авиастар-СП" была завершена постройка ещё одного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А с заводским номером 0208 (регистрационный номер 78663), начало лётных испытаний которого ожидалось в конце января. Видимо, в 2022 году производство Ил-76МД-90А сохранится в прежнем вялом темпе, и закрытие "урезанного" контракта 2012 года с поставкой всех 13 самолётов произойдёт не ранее начала 2023 года.
В 2021 году Морской авиации ВМФ России были переданы оба законтрактованных самолёта-амфибии в исполнении специализированного поисково-спасательного самолёта Бе-200ПС (фактически это самолёты Бе-200ЧС без функции пожаротушения), построенных в Таганроге ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева" (ТАНТК; входит в состав ОАК) - машины с бортовыми номерами "21 жёлтый" (регистрационный номер RF-88456, серийный номер 355, совершил первый полёт 10 ноября 2020 года, был передан ВМФ в начале 2021 года) и "23 жёлтый" (регистрационный номер RF-88457, серийный номер 356, первый полёт 16 июня 2021 года, был передан ВМФ в сентябре 2021 года). Оба они вошли в состав 190-го учебного смешанного авиационного полка 859-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске.
Оба самолёта стали завершающими по контракту 2018 года Министерства обороны России с ОАК на поставку Морской авиации ВМФ трёх самолётов-амфибий Бе-200 - одного в варианте Бе-200ЧС и двух в варианте Бе-200ПС (фактически Бе-200ЧС без функции пожаротушения). Первый самолёт в исполнении Бе-200ЧС по этому контракту (бортовой номер "20 жёлтый", регистрационный номер RF-88450, серийный номер 311, название "Александр Мамкин"), построенный на ТАНТК, совершил первый полёт в Таганроге 14 февраля 2020 года, и 14 июля 2020 года был передан в состав 190-го учебного смешанного авиационного полка 859-го Центра в Ейске. 14 августа 2021 года этот самолёт разбился во время работ по пожаротушению в Турции.
Видимо, ВКС России в 2021 году получили также очередные лёгкие двухмоторные учебно-тренировочные самолёты Diamond DA42Т, собираемые АО "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА, Екатеринбург) из машинокомплектов производства австрийской компании Diamond Aircraft Industries. 25 августа 2020 года в ходе Международного военно-технического форума "Армия-2020" Министерство обороны России заключило с УЗГА контракт на поставку начиная с 2021 года 20 дополнительных учебно-тренировочных самолётов Diamond DA42Т, которые предназначены для использования в качестве учебно-тренировочных самолётов для подготовки курсантов военно-транспортной авиации ВКС России. Ранее с 2017 по 2020 годы по первому контракту с Министерством обороны России УЗГА осуществил сборку 35 машин Diamond DA42Т.
Отсюда.
Часть 1.
Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.
Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru