Новости > Отключение Интернета - как это было у них. |
Отключение Интернета - как это было у них.
25 января 2022 г.
С 4 по 10 января жители Казахстана, где практически началась гражданская война, не могли выйти в сеть. Интернет был заблокирован на территории всей страны властями. Точно так же было в Белоруссии первые три дня после выборов 2020 года, когда там ситуация также балансировала на грани.
Власти Казахстана изначально пытались точечно блокировать доступ в интернет с помощью DPI-оборудования. Об этом сообщает Forbes со ссылкой на свои источники. Такое же оборудование использовалось для блокировки интернета в Беларуси во время протестов 2020 года. Изначально власти Казахстана пытались блокировать мессенджеры и VPN-протоколы. По словам источников издания, властям Казахстана не удалось ограничить доступ в интернет с помощью DPI-оборудования, поскольку оно оказалось непригодным для такой задачи. Крупнейший оператор связи "Казахтелеком" покупал это оборудование для личных целей, например, для сбора аналитики и приоритизации трафика. DPI (Deep Packet Inspection) — это технология глубокого исследования сетевых пакетов. Она позволяет анализировать и управлять трафиком. Кроме того, с помощью DPI можно блокировать конкретные сайты, соцсети, мессенджеры. В итоге интернет в Казахстане стали отключать практически вручную. Технология DPI использовалась для блокировки интернета и в Беларуси в 2020 году, сообщало агентство Bloomberg. По данным издания, интернет в стране перестал работать из-за оборудования DPI, которое Национальный центр обмена трафиком в 2018 году купил у частной американской компании Sandvine, а поставил российский системный интегратор "Инфосистемы Джет".
Начиная с 4 января, в Казахстане полностью отключили мобильный интернет, а с вечера 5 января отключили и проводной. Это продолжалось до 8 января. Тогда начали включать интернет в очень ограниченном режиме: доступ появился к нескольким новостным сайтам, а также к сервисам Kaspi, казахстанская платформа по управлению финансами и платежами, для переводов и платежей. Сеть вернулась 10 января на четыре часа с 9:00 до 13:00 по местному времени. IT-компании воспользовались моментом, чтобы развернуть собственные прокси-серверы. А у абонентов всех операторов работали только звонки и возможность отправить смс. Периодически у жителей Казахстана в отдельных регионах появлялся ограниченный доступ в интернет на несколько часов в день — например, 8 января в Нур-Султане возобновили доступ к проводному интернету, также его восстановили в Алма-Ате, но использовать его можно было только для мессенджеров. Операторы связи в своих аккаунтах в социальных сетях официально подтверждали перебои в работе сети. Представитель оператора Kcell (принадлежит государственному "Казахтелеком") отметил, что "компетентные органы" Казахстана приостановили работу сетей и оказание услуг связи "в интересах обеспечения антитеррористической и общественной безопасности".
В законе Республики Казахстан "О связи" указано, что в случае опасной ситуации власти страны вправе приостанавливать работу сетей связи, а также доступ в интернет. Блокировка доступа в сеть связана с тем, что террористические группировки используют средства связи для координации и планирования действий, заявлял министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин. Он пообещал, что будет разработан механизм, при котором доступ к жизненно важным ресурсам, например, к платёжным сервисам, сохранится даже при отключенном интернете. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 7 января объявил, что в связи со стабилизацией обстановки решил включить интернет в отдельных регионах страны на определённые временные интервалы. По его словам, это положительно повлияет на жизнедеятельность граждан.
Как происходила блокировка
Изначально казахстанские власти пытались точечно блокировать доступ к мессенджерам и онлайн-ресурсам с помощью DPI-оборудования (Deep Packet Inspection, используется для фильтрации интернет-трафика) по аналогии с российским "суверенным интернетом", рассказали три источника — близкий к одному из российских операторов связи, бывший партнёр "Казахтелекома" и российский разработчик телеком-оборудования. С помощью DPI местные власти пытались блокировать мессенджеры и VPN-протоколы.
На сетях операторов установлено оборудование израильской IT-компании Allot, рассказали три собеседника. Представитель Allot не ответил на запрос. Несколько лет назад казахские операторы вели переговоры с российскими вендорами о покупке отечественных решений, однако они не смогли договориться из-за специфического технического задания, отметил разработчик телеком-оборудования.
Сейчас при нормализации обстановки КНБ самостоятельно решает, где можно восстановить доступ в интернет, — так они дают возможность гражданам провести обмен информацией, а также предоставляют доступ к работе банковской системы, объяснил источник в Kcell. По его словам, убытки Kcell составили 1 млрд тенге (172,33 млн рублей по курсу на 10 января), а ущерб "Казахтелекома" только предстоит оценить. У операторов "не было опции сопротивляться решению властей", поэтому их главная задача в эти дни была в том, чтобы сохранить работоспособность сети и не потерять абонентов. Например, их перестали отключать от сети при отрицательном балансе, потому что многие граждане физически не могут пополнить свой баланс, отметил источник в Kcell. Отключение интернета в Казахстане происходит на программном уровне — из государственного комитета в каждую телеком-компанию приходит приказ, после чего компании отключают оборудование или на ядре сети, или выводят из строя саму услугу предоставления интернета, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Если нет возможности войти в интернет, невозможно использовать ни VPN, ни прокси. "Например, при блокировке Telegram россияне могли войти в мессенджер через VPN, потому что сам доступ в интернет не был заблокирован", — вспоминает Кусков.
Отключение связи также повлияло и на работу местных веб-ресурсов. Два года назад власти Казахстана обязали владельцев доменных имён в зоне .kz размещать серверное оборудование для интернет-ресурса в пределах страны. В результате из-за того, что сейчас оборудование для связи отключено, все сайты с доменными именами .kz также оказались нерабочими, добавил Кусков.
"Мы наблюдали за чередой блэкаутов в Казахстане, но все проблемы с интернетом там вызваны не техническими проблемами", — рассказал основатель и гендиректор компании, предоставляющей услуги по сетевой безопасности Qrator Labs Александр Лямин. Технические проблемы могут быть связаны с производительностью маршрутизаторов, хакерскими атаками и т. д., но все они исключены в Казахстане, добавил Лямин. По его словам, примером "технической истории" было отключение интернета в Сирии в 2012 году: тогда маршрутизаторы вышли из строя из-за хакерской атаки.
Кто владеет интернетом в Казахстане
Крупнейший оператор в Казахстане — это государственный "Казахтелеком". Ему принадлежат самые крупные мобильные операторы Kcell и совместное предприятие Tele2 и Altel. Их "Казахтелеком" выкупил у акционеров за $445 млн и $400 млн соответственно в 2018-м и 2019 году. В 2020 году доля "Казахтелекома" на рынке связи в Казахстане составляла 62 %, писал Kapital.kz со ссылкой на председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Серика Жумангарина. Остальные 38 % принадлежали сотовому оператору "Кар-Тел", который работает под торговой маркой Beeline и входит в группу Veon — единственному конкуренту "Казахтелекома". Жумангарин сообщил, что нацоператор должен уменьшить свою долю на рынке, избавившись от Kcell или объединенных Tele2 и Altel.
В начале октября 2021 года "Казахтелеком" продал 24 % акций Kcell на Казахстанской фондовой бирже, однако сохранил контроль над мобильным оператором и остался его мажоритарным акционером.
По данным компании на середину 2020 года, основным акционером "Казахтелекома" является ФНБ "Самрук-Казына" (владеет 51 % акций), еще 24 % компании принадлежат Skyline Investment Company, 10 % — Bank of New York и остальные 15 % акции торгуются на бирже.
Как писало "Радио Азаттык" со ссылкой на люксембургский реестр LRB, единственным учредителем офшорной фирмы Skyline Investment Company S.A, владеющей "Казахтелекомом", оказался племянник экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Кайрат Сатыбалдыулы. 8 января специалист по Центральной Азии и политолог Аркадий Дубнов рассказал о задержании Сатыбалдыулы в Дубае.
Кроме того, во время продажи 24 % акций Kcell стало известно, что 9 % мобильного оператора приобрел First Heartland Jusan Bank, принадлежащий "Назарбаев фонду", писал Cnews. Главой этого фонда является старшая дочь экс-президента республики Дарига Назарбаева.
Еще один работающий оператор на территории Казахстана — это российский "ТрансТелеКом" (ТТК). По словам представителя компании, собственных сетей связи у ТТК в Казахстане нет, однако через Казахстан проходит небольшой участок длиной около 180 км магистральной сети компании. Этот сегмент сети функционирует штатно и взаимный пропуск трафика с операторами связи Казахстана также продолжает работать без перерывов, уточнил представитель оператора. В октябре 2021 года число абонентов мобильного интернета в Казахстане составляло 16,4 млн, а фиксированного — 16,2 млн абонентов.
Прохор Громов.
Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.
Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru