Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > Наш дом Россия, версия 2.0. Комфортной для жизни должна стать вся страна, а не только Москва и Питер.

Наш дом Россия, версия 2.0. Комфортной для жизни должна стать вся страна, а не только Москва и Питер.

28 октября 2021 г.

Заявленный в статье Андрея Ильницкого "Время Больших Решений" Большой Проект для России имеет действительно революционное значение и может стать реальной программой возрождения нашей страны. В одной из предшествующих статей основное внимание было обращено на аспекты идеологии и государственного строительства Большого Проекта преобразования нашей страны. Теперь надо обсудить вопросы экономики и развития территорий России, которым в статье уделено большое внимание.

В своей статье он выделил территориально-экономическую связанность страны как одну из трёх ключевых основ существования и успешного развития России в будущем. С этим нельзя не согласиться. Акцентировав внимание на территориальной связанности, Андрей Михайлович констатирует, что реализуемая ныне стратегия, направленная на концентрацию ресурсов и населения в мегаполисах России, противоречит цивилизационному коду и закладывает инфраструктурную и геополитическую бомбу под наше будущее. При этом он ссылается на мнение ведущего мирового экономического эксперта Насима Талеба, который прогнозирует кризис мегаполисов: "Настаёт тренд, который "убьёт города", люди начнут массово переселяться из мегаполисов в малые города и сельскую местность". В числе основания для такого утверждения указывается высокая уязвимость населения больших городов от разного рода эпидемий и техногенных катастроф, концентрация в них наиболее активного протестного потенциала, в результате чего именно мегаполисы, причем прежде всего столичные, всегда становились центрами революций, разобщённость и социальная конфликтность населения мегаполисов, что порождается высокой плотностью жителей. К сказанному надо добавить, что пандемия наиболее выпукло продемонстрировала на примере практически всех крупных городов мира справедливость приведённых в статье выводов. Соответственно и его тезис о необходимости перехода от укрупнения и концентрации к разумному рассредоточению, к формированию единого стандарта управления и качества жизни по всей территории России надо признать вполне справедливым и своевременным.

Правда, нельзя согласиться с тем, что крупное градостроительство как концепция нам навязано Западом. Города появились очень давно. Их зарождение было обусловлено необходимостью компактного проживания людей на ограниченной площади для совместной защиты и производства. Особенно большое значение для возникновения городов имела необходимость отражения нашествий врагов – только крупный с многочисленным населением город мог защитить себя мощной крепостной стеной и выставить достаточно многочисленную армию для обороны. В дальнейшем важным фактором, определившим укрупнение городов, стала необходимость развития и усложнения системы управления странами. В условиях слабо развитых систем связи и коммуникаций это также предполагало сосредоточение органов управления в одном городе – столице, что позволяло обеспечить требуемую оперативность принятия решений, надёжность и достоверность доведения до подчинённых приказов и директив, а также более надёжный контроль за подчинёнными элементами системы управления со стороны высших должностных лиц.

Концентрация производства в крупных городах в значительной мере была обусловлена стремлением сократить транспортные и управленческие расходы, повысить надёжность контактов с представителями высшей власти. Большое значение имела необходимость минимизации затрат на развитие энергетической, транспортной и бытовой инфраструктуры для обеспечения достойной жизни рядовых граждан страны. Этот фактор стал одним из главных, когда принимались решения на развитие крупных городских образований в СССР. Все эти факторы заставляли мириться с теми недостатками крупных городских агломераций, которые были обусловлены высокой плотностью населения.

Такое положение сохраняется практически до наших дней. Только с появлением киберпространства и его развития до уровня, когда обмен данными в нём достиг и превзошёл в части оперативности, надёжности и достоверности прямые контакты людей, сложилась ситуация, когда необходимость компактного размещения лиц, занятых в управлении и иных видах интеллектуальной деятельности, стала менее значимой. Отошла на второй план и проблема защиты конкретного города от нашествия врага – современные армии защищают всю территорию страны. Резкий рост возможностей транспортных средств в определённой мере ослабил ограничения на удаленность производственных мощностей разных видов друг от друга. А возможности строительства транспортной инфраструктуры и её исключительно высокий уровень развития к началу XXI века позволяют обеспечить в полном объеме потребности проживания людей на существенно более широких территориях, чем ранее. Эти факторы заметно снизили актуальность тех причин, которые ранее заставляли концентрировать людей в крупных городах, и на первый план вышли недостатки мегаполисов.

Казачество нового века

Отметив, что в Московском и Санкт-Петербургском регионах проживает населения столько же, сколько во всей Сибири и на Дальнем Востоке, Ильницкий предлагает в качестве Большого Проекта России, который позволит стать двигателем возрождения нашей страны, считать интенсивное развитие городов и территорий Сибири и Дальнего Востока, где имеются многие виды ресурсов, промышленный и научный потенциал, но наблюдается дефицит кадров и управленческих компетенций, а также главная проблема и угроза – депопуляция. Учитывая сложившийся в стране дисбаланс распределения населения в пользу западной части России, а также наличие у наших восточных границ перенаселённого Китая, Японии и двух Корей, такое предложение можно только поддержать. Однако отметив, что у крупных городов нет перспективы, Андрей Михайлович предлагает развитие этих территорий осуществить за счет создания в них дополнительно нескольких городов с населением от полумиллиона до миллиона. Но этим самым он противоречит сам себе – ведь там же он приводил весомые доводы против концентрации населения в крупных городах. Недоумение вызывает и тот факт, что не обращается внимание на уже имеющиеся в Сибири и на Дальнем Востоке крупные города с такой численностью населения: зачем строить новые, если эти города с уже созданной инфраструктурой и сохранившейся промышленностью можно развить и сделать их привлекательными для притока народа?

Наверное, всё-таки имеет смысл в рамках Большого Проекта в части развития крупных городов с населением более 500 тысяч человек делать акцент на развитии имеющихся городов Сибири и Дальнего Востока. А в части развития и заселения территорий сосредоточиться на создании малых городов и посёлков городского типа с населением порядка 10–100 тысяч. Эти населённые пункты, где люди живут в индивидуальных домах или таунхаусах, могут группироваться вокруг определённых производств, в частности тех, о которых говорят Ильницкий и министр обороны Шойгу, образуя агломерации малых населённых пунктов на основе развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перемещение людей и грузов в пределах этой агломерации и связанных с ней производств.

Населённые пункты, не связанные с производствами, требующими присутствия на ограниченных площадях большого количества людей, могли бы развиваться самостоятельно, заполняя огромные пустующие площади современной России за Уралом. Коммуникационные потребности таких посёлков и сёл могла бы обеспечить малая авиация, когда личный лёгкий самолёт или вертолёт стал бы рядовым явлением и имелся бы у всех или большинства жителей таких населённых пунктов, как это есть ныне во многих удалённых районах США (Аляска) и Канады. Проектов таких машин – классических самолётов и вертолётов, а также автожиров имеется в изобилии, они во множестве представляются на различных выставках, в частности на МАКСах. Одна у нас с этим проблема – создание соответствующей линейки маломощных двигателей. Конечно, этим дело не обойдётся. Потребуется и более вместительная малая авиация для переброски грузов общего назначения – топлива, продовольствия и прочего. В этом качестве вполне мог бы найти применение и вновь возрождающийся класс летательных аппаратов – дирижабли. Естественно, всё это потребует огромного объёма работы. Необходимы создание качественно новой и намного более развитой системы управления воздушным движением, расширение и модернизация аэродромной сети и многое другое. Но ведь речь и ведётся не о частностях, а о Большом Проекте России. И я уверен, что сама такая идея захватит много молодых и энергичных людей, особенно из числа тех, кто не может себя найти в тесноте мегаполисов.

Тут нельзя не упомянуть и вопрос территориальной обороны – пустующие пространства чрезвычайно сложно защитить. Без радикального наращивания численности группировки сил, которую можно было бы привлечь к решению задач территориальной обороны, проблему решить нельзя. Сделать это за счёт наращивания численности силовых структур невозможно в принципе в силу политических и экономических ограничений.

Между тем российская история подсказывает направление поиска разрешения этой задачи. Когда перед российскими государями возникла проблема поддержания контроля над огромными российскими территориями, они обратились к казачеству, то есть те исполняли функции территориальных войск. В современных условиях это может быть система военно-производственных поселений (малый город, посёлок, станица). За каждым таким поселением закрепляется зона ответственности, в пределах которой личный состав, проживающий в нём, решает возлагаемые на него задачи территориальной обороны. Плата государства за такую службу может осуществляться путем создания льготных условий для экономической деятельности – предоставлением бесплатно и по чрезвычайно льготным ценам земельных наделов, материалов для строительства и развития бизнеса, в виде различных банковских и налоговых льгот, в иных формах. Также возможны денежные выплаты за определённые виды службы. Экономическая автономность предполагает в качестве основной предпринимательскую деятельность, осуществляемую в масштабе как отдельных семей, так и поселения в целом (экономической базой такого поселения может быть коллективное предприятие). Основными сферами деятельности могли бы быть сельское хозяйство, транспорт, перерабатывающая промышленность, а также лесозаготовка.

То есть по сути дела речь идёт о воссоздании казачества как реальной вооружённой опоры государства вместо современной его имитации. В итоге страна получит достаточно многочисленные контингенты действительно настоящих профессионалов, формируемых буквально с детских лет. Менталитет этих людей, сформированный специфической высокопатриотической средой воспитания молодёжи, сделает это сословие одной из самых надёжных опор государства. Стоимость содержания такого казака будет несопоставимо меньше, чем призывника и тем более контрактника.

Нужна ренационализация

Другим важнейшим аспектом облика будущей России в статье Ильницкого являются представленные черты экономической системы. Они изложены в виде основных идеологем. В числе наиболее важных из них выделяются переход на мобилизационную экономику и частичное закрытие от распадающегося глобального мира, решающая и организующая роль государства в экономике, переход на плановую экономику на основе единого хозяйственного плана и приоритет социально-экономического развития. Фактически речь идет о переходе на плановую экономику, в которой высшим критерием эффективности любого производства на любом уровне его иерархии должно стать соответствие его потребностям общества, а не прибыль. А эффективность общественного производства в целом – степенью соответствия номенклатуры и объёма потребностей номенклатуре и объему производства продукции всех видов. В таком понимании такие критерии, как прибыль, выгода или рентабельность, носят сугубо частный и локальный, вспомогательный характер и не могут быть использованы в качестве главных, что имеет место сегодня.

Тогда смысл развития общества будет сводиться не к гонке за прибылью, а к устранению возникающих естественных дисбалансов, позволяя осуществлять реально относительно бескризисное развитие общества. То есть целью становится не извлечение наибольшей прибыли, а достижение максимальной степени развития общества в целом. Такой подход нельзя не приветствовать, поскольку иного пути вывода нашей страны из сложившегося положения, чреватого угрозой самому её существованию, нет. И тот факт, что об этом говорит человек такого высокого ранга, даёт основания для надежды – наша страна действительно сможет выйти из развивающегося глобального кризиса, не только сохранившись, но и оставшись одним из ведущих лидеров будущего мира.

Однако для реализации этой экономической системы необходимо, чтобы государство занимало ведущие позиции в экономике. В условиях, когда важнейшие общенациональные активы находятся в частных руках, это сделать не получится, поскольку государство лишено возможности управления активами, определяющими направленность развития экономики страны. А частные собственники этих активов, зачастую иностранные граждане или лица с двойным гражданством, во главу угла своей управленческой деятельности ставят достижение максимальной личной прибыли, пренебрегая интересами развития страны и общества. Поэтому без масштабной национализации не обойтись. Прежде всего должны быть полностью национализированы активы, имеющие общенациональное значение: крупнейшие предприятия и корпорации добывающей промышленности, транспортная и коммуникационная инфраструктура, предприятия ОПК и высокотехнологичных отраслей экономики, имеющие оборонное или иное общенациональное значение. Однако должны оказаться в собственности региональных органов власти и производственные объекты различных отраслей экономики, имеющие региональное значение. В частной собственности могут оставаться только те объекты, которые имеют локальное значение. При этом особое внимание должно быть придано системе противодействия возможности возникновения частных монополий в стране. Их возрождение в любом виде будет означать утрату государственного суверенитета над соответствующими отраслями экономики. Должен быть введен ограничивающий стандарт в виде предельной доли одного частного собственника в общем объёме производства в конкретной сфере в регионе и стране. С превышением этого порога к частному собственнику должны быть применены самые жёсткие меры пресечения, вплоть до конфискационных.

Тут стоит напомнить, что разговоры о более высокой эффективности частных собственников по сравнению с государством оказались блефом. Об этом говорит вся постсоветская история. Все высокотехнологичные производства, оказавшиеся в частной собственности, за самым редким исключением, были в основном разрушены. Уничтожение целых отраслей шло под разговоры о нерентабельности такого производства. В добывающей промышленности дело обстояло несколько лучше в связи с тем, что наши ресурсы были нужны Западу и другим иностранным потребителям. Однако и тут дело обстоит не так уж хорошо. Эксплуатация предприятий добывающей промышленности и природных ресурсов страны велась и ведётся хищнически. Дополнительных средств на развитие производства и разведку залежей природных ресурсов либо не выделяется совсем, либо в минимальном объёме. Так, по оценке Министерства природных ресурсов, по сравнению с 1990 годом объем поисково-разведочного бурения сократился в 4 раза, а темпы наращивания разведанных запасов нефти снизились в 6,5 раз. Растут потери добываемых запасов. Значительно сократилась минерально-сырьевая база других полезных ископаемых. Разведанные запасы олова и свинца сократились на 50 и 30 % соответственно. Используемые запасы железных руд, меди, цинка – на 68–78 %, никеля, бокситов, титана и апатитов – на 60–68 %.

Собственники не поддерживают систему исследования недр. В СССР такая система включала около 50 НИИ, более 60 НПО, около 30 заводов по выпуску геофизического, бурового и иного оборудования. Сегодня от этой некогда мощной системы осталась лишь тень. Сократившись в несколько раз, она в значительной степени утратила способность решать возлагаемые на нее задачи.

В заключение надо отметить, что заявленный в статье Ильницкого Большой Проект для России имеет действительно революционное значение и может стать реальной программой возрождения нашей страны, ядром которого будет Новая Индустриализация. Фактически его реализация будет означать изменение существующего социального порядка в стране, то есть революцию сверху. Однако если он не получит полноценной реализации и дело ограничится паллиативными мерами лишь ради сохранения существующей ситуации, статуса и доходов основных элит, включая откровенно компрадорских, это может стать мощным детонатором социального взрыва в стране. Ибо нет более сильного взрывного материала, чем обманутые надежды.

А основания полагать, что Большой Проект останется ещё одним нереализованным добрым пожеланием властей, есть, ибо для реализации его потребуется ущемить интересы значительной части нынешней российской элиты как минимум политически и экономически.

Константин Сивков.

Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.

Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru






Поиск по сайту
Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.