Новости > Импортозависимость России продана Индии. |
Импортозависимость России продана Индии.
3 октября 2021 г.
Вот теперь можно с чувством уверенности констатировать, что у России нет больше зависимости от Украины. Она (зависимость) продана Индии. Как говорится – с глаз долой, из сердца вон.
О чём идёт речь в столь радостном сообщении? О судьбе фрегатов проекта 11356Р типа "Адмирал Эссен".
Как известно, проект 11356 – это очень хорошие корабли. Как раз те, которых нашему флоту явно не хватает для операций в дальней морской и океанской зонах. Изначально планировалось построить шесть таких кораблей. Особые перспективы возникли в связи с возможностью вооружить корабли ракетами "Калибр".
Фрегаты были заложены и строились с декабря 2010 года. Три корабля ("Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров") вошли в состав Черноморского флота России, значительно усилив своим присутствием корабельную группировку, честно скажем, откровенно старых советских кораблей. А вот с остальными всё стало не по сюжету.
Проблема в том, что двигатели для фрегатов разрабатывал и строил украинский концерн "Зоря-Машпроект". И до начала российско-украинского кризиса предприятие успело поставить в Россию три комплекта газотурбинных установок, на которых теперь и ходят черноморские фрегаты.
А вот три оставшихся корабля, увы, достроить оказалось не по силам.
Импортозамещение, которое "уверенно шагало" по различным отраслям нашей страны, на морских двигателях сломало обе ноги.
Ещё в 2015 году тогдашний главком ВМФ Виктор Чирков заявил, что из-за поставки двигателей Украиной российский флот откажется от этих кораблей, если не будет возможности изготовить ГТУ на российских предприятиях.
Задание разработать двигатель на замену украинскому было дано НПО "Сатурн" в 2016 году. Либо, как вариант, перепроектировать корабли под существующие силовые установки производства НПО "Сатурн". Однако, на рыбинском предприятии не смогли решить возникшие проблемы с изготовлением отдельных узлов и механизмов, а потому корабли были законсервированы "до лучших времён".
В итоге два корабля, "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов", достраиваются для флота Индии, у которой не будет проблем с получением "оригинальных" украинских двигателей. Соответствующий договор между "Зоря-Машпроект" и министерством обороны Индии был подписан, и кассу украинского производителя пополнили доллары индийского происхождения.
Отношения Индии и Украины в этом плане весьма плодотворны: 12 сентября 2019 г. ГП НПКГ "Зоря-Машпроект" подписало контракты с индийским Министерством обороны на поставку газотурбинной техники. В номенклатуру поставок вошли газотурбинные двигатели, редукторы и комплекты запасных частей для кораблей ВМС Индии.
Вообще на кораблях Индии пока эксплуатируется более 150 газотурбинных двигателей украинского производства. Не удивительно, что между предприятием и минобороны Индии существует договор о капитальном ремонте и техническом обслуживании имеющихся двигателей.
Более того, в 2019 году на индийском предприятии "Goa Shipyard Limited" началось строительство новых фрегатов класса "Талвар", которые раньше строились в России на калининградском предприятии "Янтарь". Для этих кораблей "Зоря-Машпроект" будет поставлять пропульсивный комплекс M7N.1E в составе двух маршевых турбин DS71 и двух форсажных турбин DT59.
А что у нас?
У нас генеральный директор ОСК Алексей Рахманов сообщил, что последний, шестой "Буревестник" тоже будет продан. Не уточняя, кому, но и так понятно, что Индии. Если сопоставить количество заказанных Индией украинцам ГГТУ-М7Н1, то всё ясно.
"Адмирал Бутаков" сменил имя на "Тушил", "Адмирал Истомин" получил имя "Тамала". "Адмиралу Корнилову" тоже подберут индийское, без сомнений.
На этом, можно сказать, что всё. В истории фрегатов проекта 11356Р поставлена жирная точка. Вообще сама история постройки фрегатов двух типов (пр. 22350 и 11356Р) одновременно – это очень своеобразная ситуация. Вообще в мире такая практика не применяется, разве что у совсем уж бедных стран, которые приобретают корабли на вторичном рынке. Остальные предпочитают избегать разнотипных кораблей, поскольку это значительно удорожает эксплуатацию, обслуживание и ремонт кораблей.
Фрегаты проекта 11356Р – это ничто иное, как вполне освоенное семейство сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М "Буревестник" и 11351 "Нерей", его глубокая модернизация. Этих кораблей было построено с 1968 года довольно много, около четырех десятков, для нужд как ВМФ, так для Береговой охраны Пограничной службы.
Некоторые, кстати, служат по сей день. "Ладный" и "Пытливый" в составе Черноморского флота, "Дзержинский" и "Орел" в составе Пограничной службы ФСБ на Дальнем Востоке. Ну и краса и гордость, флагман флота Украины, "Гетман Сагайдачный" - тоже из этих проектов.
Считалось, что фрегаты проекта 11356Р будут строиться только в интересах Черноморского флота, и все шесть кораблей составят ударный кулак на Чёрном море. А более "твердолобые" корабли проекта 22350 будут служить на Тихоокеанском и Северном флотах.
Но на этом, очевидно, история фрегатов проекта 11356 заканчивается. И это в принципе, хорошо. Проект 11356 явно уступает более дорогому, но лучше оснащённому проекту 22350.
Но главное – для проекта 22350 есть двигатель. Дизель-газотурбинная установка М55Р. Первое детище ОДК "Сатурн" по программе замещения украинских двигателей.
Так что с одной стороны, три корабля уйдут служить в интересах Индии, с другой – им на смену придут фрегаты проекта 22350.
Это однозначно хорошо. И два фрегата иметь как-то неудобно, и проблем с двигателями будет ровно в два раза меньше.
Реально приятно осознавать, что ситуация изменилась. Зависимость от Украины в лице трёх фрегатов проекта 11356Р продана Индии, индусы заказывают двигатели украинцам, в целом – все довольны.
Индо-украинские отношения нам не интересны, главное – у нас есть фрегат с двигателем, у которого даже шайбочки сделаны в России. И про николаевские агрегаты можно забыть, как про кошмар.
Проблема "зависших" кораблей проекта 11356 решилась. Пусть и не так, как было бы в идеале. Да, Черноморский флот уже никогда, судя по всему, не получит свои три корабля проекта 11356Р. Но с другой стороны, они не зависнут грудами мёртвого металла на кораблестроительных заводах и не пойдут в утиль.
Да и сама по себе ситуация, когда есть корабль, а двигателей для него нет – ущербный нонсенс. О том, что мы были в таком положении, хочется забыть, и забыть как можно скорее.
Очень жаль, что пока российское судостроение не может стать полностью автономным и строить корабли любых классов совершенно самостоятельно. Но то, что мы уже в состоянии построить полностью российский фрегат, уже обнадёживает. Потому что так и до эсминца или крейсера недалеко. Хотя новых фрегатов нам нужно столько, что о крейсерах и авианосцах думать пока преждевременно.
В общем, прощаемся с "Буревестниками" окончательно и бесповоротно и будем ждать новых кораблей проекта 22350. Полностью российских.
Источник.
Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.
Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru