Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > Пропито-прожрано-продано. Закономерный итог. Всё как обычно.

Пропито-прожрано-продано. Закономерный итог. Всё как обычно.

2 октября 2021 г.

Согласно информации, просочившейся в украинские СМИ, на тамошних "военно-морских силах" можно ставить окончательную точку. Единственный корабль, который, пусть и с очень большой натяжкой, можно было причислить к его боеспособным единицам, являющийся также и флагманом ВМС "нэзалэжной" - фрегат "Гетман Сагайдачный" пришел в состояние полной и окончательной негодности. Попытки его "реанимации", предпринимаемые ныне на одном из украинских судоремонтных предприятий, вряд ли имеют шансы на успех.

В случае, если вернуть в строй "красу и гордость" ВМСУ всё-таки не удастся, страна останется с жалким "москитным флотом", состоящим из переданных ей заокеанскими "союзниками" судов-маломерок и вроде бы намного более новыми, но не выдерживающими никакой критики катерами местной постройки. Ну, и ещё - с резиновыми лодками, доставшимися Киеву также в виде подачки от "североатлантических партнёров". Почему так произошло и могло ли быть по-другому?

Недоделанный "гетман"

Начать, конечно же, следует с того, что никаким фрегатом "Сагайдачный" ни в коем случае не является. Корабль этот, заложенный на керченском судостроительном заводе "Залив" в далеком 1990 году, строился вообще не для нужд Военно-Морского флота. Заказчиком его выступал Комитет государственной безопасности СССР, в составе которого тогда находились пограничные войска. "Киров" (а именно такое название судно имело при постройке и спуске на воду) проектировался и создавался как пограничный "сторожевик" - лёгкий, быстроходный и имеющий вооружение "несерьёзное" для военного корабля, но вполне достаточное для выполнения специфических задач по осуществлению патрулирования морских рубежей. Следует заметить, что со стапелей он сошел уже после распада Советского Союза в 1992 году и не будучи должным образом укомплектован всем необходимым оборудованием. Фактически - в недостроенном и недоделанном виде.

Это, впрочем, нисколько не помешало едва-едва обретшей "независимость" Украине, которой он достался при разделе Черноморского флота СССР, "произвести" кораблик во фрегаты и объявить флагманом собственных военно-морских сил. Ну, что тут скажешь? Какая "держава", такой и "фрегат"… Естественно, первое, что сделали с кораблем "патриоты" - "декоммунизировали" его, присвоив вместо имени видного советского лидера имя одного из бесчисленных украинских гетманов, да, к тому же, ещё и являющегося весьма неоднозначной исторической фигурой. Как бы то ни было, но в походе польских интервентов на Москву Пётр Сагайдачный принимал самое активное участие, и крови русских людей пролил весьма немалое количество.

Впрочем, бог с ним, с названием. То, что сторожевой корабль проекта 1135 "Буревестник" вдруг "превратился" в фрегат, каковому классу по своим тактико-техническим характеристикам не соответствовал совершенно, уже само по себе дает достаточно полное представление о том, как в Киеве собирались реализовывать "статус морской державы", о котором там принимались твердить время от времени и упрямо талдычат по сей день, принимая одну за другой разные "концепции" и "стратегии". Флагман - ещё не флот. Таковой необходимо было строить, благо в стране ещё работали заводы и верфи, со стапелей которых в свое время сошли сотни боевых кораблей ВМФ Российской империи и СССР. В конце концов, нужно было поддерживать в работоспособном состоянии то, что досталось в "наследство" от Советского Союза. К примеру, вместе с "Сагайдачным" Украина получила ещё два корабля аналогичного класса.

Им, кстати, тоже были моментально присвоены "гетманские" наименования - один назвали в честь Байды-Вишневецкого, второй - в честь Дорошенко. Однако помимо навешивания "патриотических" имён их нужно было ещё и "довести до ума". Нельзя сказать, чтобы это было вовсе уж титаническим трудом, неподъёмной задачей. К началу 90-х годов, в момент передачи "нэзалэжной", будущий "Дорошенко" был достроен примерно на 90%, а "Байда" - примерно на 80%. Вроде бы даже и деньги из бюджета для окончания работ выделялись - да вот, поди ж ты, "растворились" они совершенно бесследно, как и множество чего другого на Украине в то лихое и смутное время. Впрочем, для обоих "недостроев" скоро нашлось совсем другое применение - чисто в украинском стиле и духе.

От "флагмана" без флота - к "флоту" без флагмана

"Гетман Сагайдачный", как и любой корабль, находящийся в эксплуатации, нуждался в постоянном техническом обслуживании и периодических ремонтах. Самое интересное, что проблем с получением необходимых для этого запасных частей, узлов и комплектующих тогда не было никаких - часть из них свободно можно было заказать и приобрести в России, ещё не превратившейся для Киева в смертельного врага, а часть даже изготовить на месте. Однако к чему платить за то, что можно просто взять?! Именно такой была логика украинских "флотоводцев", которые без всякого зазрения совести принялись раскурочивать на запчасти… недостроенный "Гетман Дорошенко". Мало-помалу процесс этот принял такие масштабы, что о вводе этого корабля в строй уже не могло быть и речи. С "Байдой-Вишневецким", впрочем, все случилось ещё печальнее - скрутив оттуда всё мало-мальски ценное, его попросту порезали на металлолом прямо на той верфи, где строили, да и продали за бесценок куда-то за рубеж. В конечном итоге из трёх кораблей остался только один. Получается, что его судьба была счастливой? Весьма спорное утверждение.

Да, были на счету "Сагайдачного" дальние морские переходы - в Болгарию, Италию, Турцию, Грузию, Израиль, ОАЭ, Британию и Португалию. Имелось даже трансатлантическое плавание в американский Норфолк. Участвовал этот корабль в целом ряде международных учений (естественно, с новообретёнными Украиной "партнёрами" из НАТО) и даже в паре-тройке международных морских операций, таких как "Активные усилия" в 2008 году, "Океанский щит" в 2013-м и "Аталанта" в 2014-м. Однако главное его предназначение и суть "службы" целиком и полностью укладывается в одно-единственное слово: "показуха". Первостепенной задачей экипажа фрегата стал приём разнообразных делегаций, состоявших из представителей высшего руководства страны, как правило, в компании с зарубежными гостями.

Признаюсь, как на духу: в конце 90-х годов довелось мне на День Военно-Морского флота, отмечавшийся в Севастополе, оказаться в одной тесной компании с несколькими офицерами с "Сагайдачного". Тосты следовали один за другим и в итоге крепко "принявших на грудь" морячков "прорвало". Большинство из сказанного ими за тем столом привести дословно не представляется возможным из цензурных соображений. Общий же смысл был таков: идя служить на флот, они оказались в экипаже "чёртовой прогулочной яхты" и вынуждены "катать и развлекать" разнообразных… Точное определение, данное ими тем, кто использовал флагман для увеселительных прогулок, перевести не получится в силу особой затейливости морской матерной лексики. Увы, это была чистая правда. Да и что ещё могло получиться из сторожевого кораблика, "сделавшего карьеру" до "флагмана" и "фрегата" исключительно в силу бессовестности украинских адмиралов и политиков?

После государственного переворота 2014 года "Сагайдачный", находившийся в момент его совершения в Средиземном море, к несчастью для себя, в конечном итоге оказался не в родном российском Крыму, а в украинской Одессе. Корабль покинули около трёх десятков членов экипажа, которых такой поворот событий категорически не устраивал. Остальные остались. В том же году "Гетман" встал на ремонт на одной из верфей Одесского морского порта. Мероприятие было вроде бы плановым, однако на самом деле ситуация уже тогда приближалась к угрожающей. Как уже было сказано выше, "Гетман Дорошенко" был достроен, практически, полностью, а потому растаскиваемых с него комплектующих хватило аж до 2013 года. Однако ничто в этом мире не вечно - и после тащить (а, соответственно, и ставить на "флагман") стало просто нечего.

Для "Сагайдачного" наступила, воистину, "чёрная полоса" - одна поломка следовала за другой, из строя начали выходить уже не отдельные узлы, а целые системы жизнеобеспечения корабля. Тем временем, несмотря на то, что износ его стремительно приближался к критической точке, руководство ВМС Украины "гоняло" единственный более-менее похожий на боевой корабль куда только можно. Учения с американцами и прочими натовскими странами, количество которых в Черноморской акватории как раз в эти годы резко возросло, следовали чуть ли не одно за другим: Морской щит", "Си Бриз" и прочие, и прочие. Закончилось всё более, чем закономерно - в 2017 году не выдержало "сердце" корабля, его ходовая установка. Самое интересное заключалось в том, что двигатель "Сагайдачного" окончательно "накрылся" в аккурат после проводившегося накануне "планового капитального ремонта". Когда таким исключительным качеством "ремонтных работ" заинтересовалась прокуратура, выяснилось, что выделенные на них средства в количестве 1,6 миллиона гривен (4,4 миллиона рублей) были попросту разворованы самым бессовестным образом руководством судоверфи. Правда, в конечном итоге возбуждённое было сгоряча уголовное дело до суда не дошло, каким-то образом "развалившись", но "фрегату" от всего этого было не легче - его пришлось чинить по новой.

На сей раз в Киеве решили подойти к делу всерьёз - на "ремонт и модернизацию" этой "красы и гордости" ВМСУ выделили аж целых 91 миллион бюджетных гривен (250 миллионов рублей). Сделано это было специальным постановлением правительства в рамках "программы по развитию вооружений и техники" украинских армии и флота. Сколько было украдено из этой суммы, доподлинно неизвестно и вряд ли когда-либо выяснится. Однако факт заключается в том, что успевший после этого с грехом пополам поучаствовать ещё в нескольких учениях и "презентациях" многострадальный корабль в нынешнем году снова оказался у причальной стенки одной из верфей Николаева. При этом прибыл туда "Гетман Сагайдачный" на буксире, поскольку ход к тому моменту утратил полностью. Это, безусловно, многое говорит о качестве очередного "ремонта" его двигателя. Насколько известно, что дальше делать с "флагманом" на Украине не знают. Капремонт ходовой установки без запасных частей, изготовляемых только и исключительно в России, невозможен в принципе. Менять двигатель на корабле, построенном 30 лет назад, где из строя вышло практически всё, что только может сломаться, абсолютно нецелесообразно. Постройка аналогичного, только нового, обойдётся, пожалуй, дешевле.

С большой вероятностью можно предположить, что последний "гетман" отправится на металлолом вслед за своими собратьями. После этого украинские воды будут бороздить исключительно "боевые москиты", а от тамошних ВМС останется только штаб с многочисленными адмиралами да непомерные амбиции.

Источник.

Приобретайте том 1 справочного издания "Армия Отечества" с автографом.

Заявку также можно сделать по почте russkaya-armia@yandex.ru






Поиск по сайту
Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.