Новости > ЭКСКЛЮЗИВИЩЕ! Найден итоговый документ Генерального Штаба о потерях за Великую Отечественную войну. Однако, есть большое НО! |
ЭКСКЛЮЗИВИЩЕ! Найден итоговый документ Генерального Штаба о потерях за Великую Отечественную войну. Однако, есть большое НО!
14 июля 2021 г.
Путь к этому документу оказался долог и тернист. И вот он перед читателем.
К 1 июля 1945 г. начальник Управления учёта и контроля численности войск Главного Организационного Управления Генерального Штаба Красной армии полковник интендантской службы Стефан Максимович Подольский представил в адрес начальника Главного Организационного Управления генерал-лейтенанта Николая Ивановича Четверикова итоговое донесение о потерях личного состава РККА за период с 22 июня 1941 г. по 10 мая 1945 г., составленное в единственном экземпляре (ЦАМО РФ, ГОМУ ГШКА-7-26-29-74).
Итоговое донесение составлено по аналогичным донесениям о потерях в/ч, поступившим к 10 мая 1945 г. из войск за войну 1941-1945 гг.:
1. Безвозвратные потери войск всего - 8.871.917 чел., в т.ч.:
- убито - 5.133.266 чел.;
- пропало без вести - 3.174.883 чел.;
- сдалось в плен врагу - 35.649 чел.;
- небоевые потери - 528.119 чел.
2. Санитарные потери всего - 18.240.248 чел., в т.ч.:
- ранено, контужено, обожжено - 15.140.613 чел.;
- заболело - 3.008.760 чел.;
- обморожено - 90.875 чел.
3. Итого общие потери войск за войну - 27.112.165 чел.
К сему добавлю следующее. Итоговое донесение в части безвозвратных потерь составлено без учёта следующих данных:
а) поимённых и цифровых сведений военкоматов и прочих инстанций о не вернувшихся воинах (без данных "подворного опроса", который был начат лишь с 24 апреля 1946 г.) - всего 9,465 млн чел.;
б) поимённых сведений книг учёта умерших в лечебных учреждениях, ещё не поступивших в архив НКО - не менее 2,5 млн чел.;
в) поимённых сведений Главного Управления Кадров НКО СССР о погибших, пропавших без вести и умерших за войну офицерах, поскольку вся статистика утрат офицерского состава была подведена к итогу лишь к концу 1948 г. - не менее 1,299 млн;
г) цифровых и поимённых сведений о потерях частей ВМФ - 0,154 млн;
д) цифровых и поимённых сведений о потерях войск НКВД и военизированных формирований - 0,159 млн;
е) утраченных военнослужащих, не учтённых ни в цифрах, ни поимённо - не менее 1,8 млн чел.;
ж) всего не учтено - 15,37 млн чел.
Исключим возможное число повторов данных в 10 %, получим не менее 13,84 млн чел., не учтённых в статистике безвозвратных потерь в итоговом донесении Организационного Управления ГШКА.
Всего итоговое донесение с учётом всех не включённых в него источников сведений без повторов должно было бы содержать не менее 22,711 млн чел., утраченных безвозвратно!
Из представленного документа следует главный и вновь нелицеприятный вывод. Комиссия МО СССР по подсчёту потерь под руководством Г.Ф. Кривошеева, издавшая книги "Гриф секретности снят" в 1993 г., "Россия и СССР в войнах ХХ-го века" в 2001 г., "Великая Отечественная. Книга потерь" в 2010 г. о результатах своих трудов и скрывшая от Народа реальные показатели потерь личного состава военнослужащих, преследовала всего-навсего весьма банальную цель - сохранение чести мундира, а не исчерпывающий ответ на животрепещущий вопрос: "Сколько же людских потерь имело наше государство за войну 1941-1945 гг.". Фактически комиссия в своих выкладках и публикациях "подогнала" итоговые данные своей работы под сведения представленного мною архивного документа своего ведомства от 1945 г.
Выше перечислены основания - почему я ставлю под глубочайшее сомнение цифры документа (отсутствуют в цифровых сведениях данные многочисленных источников). Но есть ещё одна весомейшая причина, по которой документ ни в коем случае нельзя принимать на веру, а только к сведению. Он составлен нарастающим итогом по донесениям подчинённых войск - фронтов, армий, военных округов. ДОНЁСШИМ о потерях в Генеральный Штаб. А сколько армий и фронтов не представили свои донесения или представили их весьма неполными? А сколько сотен полков, десятков бригад и дивизий, корпусов, армий не представили свои донесения в вышестоящие инстанции в связи с гибелью в боях и окружениях? Этих громадных цифр ни у кого нет, разве что в единственном экземпляре может отыскаться где-нибудь в архивных недрах документов Главного оргмобуправления Генштаба сей редкий документ с оценкой количества не отчитавшихся подразделений от полка и выше. Но пока он не выявлен. Соответствующее Наставление и Табель срочных донесений предписывали подавать отчёты вверх по инстанции на основании поступивших к моменту подачи донесений нижестоящих подразделений. Если они опаздывали, то в последующем могло быть подано уточняющее донесение (а могло быть и не подано). А если они не представлены вовсе, то штаб, подающий отчёт вверх без них, ничего не нарушал, поскольку "на нет ничего и нет": нет донесения снизу - нет его учёта в донесении наверх. А если нижестоящий штаб вовсе занизил реальные потери, например, пленными и пропавшими без вести, то тогда и вышестоящий штаб представлял в Генеральный Штаб искажённое донесение.
Вот почему при реальном наличии 12,7 млн пропавших без вести военнослужащих в документе мы видим всего 3.174.883 чел. И анализ числа именных списков пропавших без вести, поданных из в/ч и опубликованных на портале МО РФ "Память народа" к 1 июля 2021 г., привёл к численности учтённых поимённо в в/ч пропавших воинов в 2.929.751 чел. Цифры близкие к представленному сегодня документу. А поимённых 9,465 млн не вернувшихся и в большинстве пропавших без вести человек (не менее 8,54 млн), о ком подали донесения военкоматы по "подворном опросу", в представленный документ - и это теперь совершенно ясно - не включили.
И вот почему вместо 7,45 млн попавших в плен мы видим в документе всего 35.649 чел., или в 208 раз меньше. Именно эта мизерная численность была указана в донесениях о потерях войск (при большей отчётности ни одного командира за реальные сведения "по головке не погладили бы"), поэтому при суммировании за войну сложилась она столь малой.
Следовательно, наше утверждение о том, что документ не учитывает массу дополнительных источников и отражает лишь неполную суммарную отчётность в/ч за войну, является справедливым. Вот почему этот документ, несмотря на всю его эксклюзивность, можно принять только к сведению. И не более.
И.И. Ивлев.
P.S. И, кстати, теперь достоверно известно - какое управление и кто конкретно занимался подсчётом потерь Красной Армии в период войны и после неё - упомянутое выше Управление учёта и контроля численности войск Главного Организационного Управления Генерального Штаба Красной армии и лично его начальник полковник интендантской службы Стефан Максимович Подольский. После войны примерно в 1946-1947 гг. Управление было свёрнуто до размеров отдела, а С.М. Подольский продолжал руководство отделом вплоть до середины 50-х гг., выйдя 05.06.1963 в отставку в возрасте 62 лет в звании генерал-майора.