Новости > Слушания в Общественной палате России "Государственный механизм установления судеб пропавших без вести защитников Отечества: совершенствование и общественный контроль". |
Слушания в Общественной палате России "Государственный механизм установления судеб пропавших без вести защитников Отечества: совершенствование и общественный контроль".
8 сентября 2016 г.
Текст предстоящего выступления автора этих строк (08.09.2016, 16.00, г. Москва, Миусская площадь, 7, строение 1, зал Совета):
"Коллеги, с появлением в сети Интернет уникальных электронных баз данных ("Мемориал", "Подвиг народа", "Память народа") потребность граждан обращаться в МО РФ с письменными запросами по установлению судеб пропавших без вести солдат стала существенно меньшей. Люди получили свободный доступ в сети к копиям первичных документов о потерях л/с, картотекам военно-пересыльных пунктов, документам по военнопленным. Однако, множество документов, которые могут пролить свет на судьбы безвестно погибших солдат, не оцифрованы и не размещены в этих базах. К ним относятся:
а) книги учёта рядового и сержантского состава в/ч всех видов и подчинённостей;
б) приказы по личному составу в/ч;
в) финансовые документы в/ч по выплате денежного содержания;
г) списки и книги учёта потерь л/с непосредственно из фондов в/ч;
д) списки л/с маршевых батальонов и рот пополнения из запасных частей, возможно, собранные централизованно в ЦАМО РФ (всего запасные части РККА отправили на фронт за 1941-45 гг. не менее 16 млн военнослужащих);
е) документы военкоматов по призыву до войны, мобилизации во время войны и отправке в в/ч почти 35 млн чел., извещения о судьбах военнослужащих (в России - 12,1 млн), переписка по розыску;
ж) 60,5 млн уникальных учётных карточек и историй болезни воинов из архива военно-медицинских документов, а также прочие мед. документы по ранбольным (к сведению - лечебные учреждения обязаны были сдавать в архив 25 форм отчётности).
Все они требуют оперативной оцифровки и размещения в сети Интернет.
Если бы Вы знали - какое громадное количество официально пропавших без вести солдат учтены с конкретными судьбами в упомянутых выше документах (пример - Мустафин Беккожа)! Только в запасных частях РККА в тылу с ноября 1942 по август 1945 гг. умерло свыше 13850 чел. - это численность полнокровной стрелковой дивизии! Т.е. их судьбы известны, отмечены в документах в/ч, но сведения о них не стали содержанием картотек потерь и не были высланы родственникам! В связи с этим стала расхожей среди поисковиков фраза "четверть наших пропавших лежит в наших архивах".
Все эти источники - важнейшие массивы информации как раз по нашей теме "Государственный механизм установления судеб пропавших без вести защитников Отечества". Это связующие нити между тылом и фронтом, между семьями, военкоматами, призвавшими воинов, запасными частями - и фронтовыми в/ч, где гибли воины. Это - неразрывные звенья информационной цепочки, которая искусственно разорвана в 50-х гг. прошлого века. Причины разрыва оставим за скобками темы.
С 1942 по 2009 гг. вопросами учёта и уточнения судеб погибших и пропавших без вести воинов централизованно занимались 3 инстанции военного ведомства (НКО СССР, МО СССР, МО РФ):
1. Управление по персональному учёту потерь сержантского и рядового состава Главупраформа.
2. Три Управления кадров: Главное, ВВС и Главного Политуправления - по офицерскому и политическому составам.
3. Архивы МО по преемственности части функций от пп. 1 и 2.
До июня 2009 г. ЦАМО РФ, как преемник и хранитель документов, исправно отвечал на запросы граждан о судьбах воинов, наводя справки в своих фондах. Количество запросов каждый год составляло десятки тысяч, неисполненный остаток в полтора-два десятка тысяч писем переходил на следующий год. Сокращение штата архива, небольшие зарплаты сотрудников не позволяли справиться с такими объёмами запросов.
С середины 2009 г. Архивная служба ВС РФ (начальник полковник Падерин Эдуард Аркадьевич) после выхода "Наставления по архивному делу в ВС РФ" в редакции от 30.05.2009 полностью сняла с себя функцию розыска сведений о судьбах воинов, погибших и пропавших без вести в годы войны и позже. Привожу дословный ответ ЦАМО РФ от 5 мая 2016 г. Таких ответов по стране за 7 лет набрались уже многие тысячи.
Смотрим текст Наставления. Читаем главу IX "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВАХ". Причиной отписок стал пункт 248:
"248. Архивы в установленном порядке выполняют запросы воинских частей и организаций, государственных органов и общественных организаций по актуальным военным проблемам, а гражданам Российской Федерации и иностранных государств по их запросам выдают архивные справки, архивные выписки и заверенные копии архивных документов, содержащих информацию социально-правового характера, предоставляют документы или их копии для изучения в читальных залах, организуют выставки документов, готовят документы для опубликования в печати".
Пункт 248 и стал основанием для отписок гражданам от работников Архивной службы ВС РФ в течение уже более 7 лет. Раз нет в Наставлении прямой речью слов об обязательной отработке письменных запросов по "информации о судьбах военнослужащих, в т.ч. о прохождении ими воинской службы на всех этапах и о местах их погребения в случае гибели", то архивисты и не исполняют такие запросы.
Если за архивистов сказать коротко, то звучит это так: "Установление судеб - теперь не наше дело".
Нынешняя реальность такова, что установление судеб пропавших без вести военнослужащих в России сейчас вообще законодательно никому из госорганов не вменено в обязанность. У нас даже закона о пропавших без вести нет, и его проект вряд ли вносился на рассмотрение. Да и существует ли его проект?
Создание упомянутых выше баз данных, конечно, было огромным облегчением в поиске судеб для сограждан. К примеру, Общероссийского движения "Бессмертный полк" не было бы без этих сведений. Но государство до сих пор так и не приняло на себя обязанность до последнего биться за установление судеб воинов, павших за Отечество, используя имеющиеся у него ресурсы. Фактически государство и его служащие открестились от этого, заменив сей процесс важной и благородной функцией увековечения. Но увековечение не есть установление судеб. Ведь возможностей для продолжения поиска ещё очень много.
Облегчить себе работу - мечта любого исполнителя. Специалисты Архивной службы ВС РФ являлись разработчиками "Наставления по архивному делу в ВС РФ", в т.ч. его главы IX. В пункте 248 им удалось сбросить немалый пласт работы с плеч, а пластом таким как раз и являлись письменные запросы о судьбах воинов. В итоге мы теперь имеем то, что имеем - семилетние отписки.
Включение в ответ ссылок на ресурсы ОБД "Мемориал", "Подвиг народа", а сейчас и "Память народа", по мнению архивистов, якобы снимает для заявителя все вопросы. Если бы это было так!!! Качество учёта потерь л/с в войсковых частях в войну - 44-45 %. Людей, входящих в эту долю, можно отыскать в учётных документах о судьбах (донесениях о потерях и прочих документах) на указанных сайтах. А как быть с остальными 55-56 %? Их судьбы при условии, что номер и вид в/ч известны, можно установить только путём проверки архивных документов конкретной в/ч по учёту л/с, в т.ч. финансовых, которые вряд ли когда попадут в Интернет. Именно эта функция исключена сейчас из обязанностей Архивной службы. С самой войны эта функция была, сейчас испарилась.
Минобороны, убрав эту функцию, не создало орган, ответственный за уточнение и установление судеб военнослужащих. Если называть вещи своими именами, то по факту Минобороны дистанцировалось от своих солдат. Ситуацию нужно исправлять!
Ещё один важный момент. Сайты "Мемориал", "Подвиг народа", "Память народа" являются справочными базами данных, а не юридически весомыми. Копии документов с этих сайтов в руках пользователей не являются достоверными. Согласно п. 248 "Наставления по архивному делу" сейчас ни одна инстанция МО РФ не может выслать юридически значимую копию архивного документа в ответ на письменный запрос о судьбе военнослужащего. Ранее таковыми являлись заверенные круглой печатью архивные справки с содержанием документа, касающегося конкретного воина, на бланке архива с угловым штампом и исходящим номером. Сейчас, после выхода новой редакции Наставления в 2009 г., единственной возможностью получить заверенную копию такого документа является личный приезд заявителя в читальный зал ЦАМО РФ, самостоятельное выявление им нужного документа путём работы в читальном зале в течение минимум нескольких дней (где-то нужно жить для этого), изготовление за свои средства его копии и заверение копии архивом. Верхом нелепости ситуации, если не сказать жёстче, является уплата заявителем 50 рублей за каждый оттиск круглой печати архива на копиях документов, если на них заявителю нужны оттиски такой печати. Подавляющее большинство людей посетить архив самостоятельно никогда не смогут. Следовательно, проверить хранимые документы при наличии письменного запроса - прямая обязанность Архивной службы, которую она с себя изящно сняла при подготовке текста Наставления.
Существование Управления МО РФ по увековечению памяти по погибших при защите Отечества не решает этот вопрос, т.к. это не его функционал. Оно буквально "увековечивает" память о погибших, но не "устанавливает их судьбы".
Всё вышесказанное - повод для обращения сначала к Министру обороны, а вслед и Президенту РФ. Необходимо:
1. На законодательном уровне определить государственный орган, ответственный за проведение работ по установлению судеб погибших, умерших от ран и болезней, пропавших без вести военнослужащих без срока давности работы этого органа.
2. Оперативно переработать пункт 248 главы IX "Наставления по архивному делу в ВС РФ", изложив его в следующей редакции:
"248. Архивы в установленном порядке выполняют запросы воинских частей и организаций, государственных органов и общественных организаций по актуальным военным проблемам, а гражданам Российской Федерации и иностранных государств по их запросам выдают архивные справки, архивные выписки и заверенные копии архивных документов, содержащих информацию о судьбах военнослужащих, в т.ч. о прохождении ими воинской службы на всех этапах и о местах их погребения в случае гибели, информацию социально-правового характера, предоставляют документы или их копии для изучения в читальных залах, организуют выставки документов, готовят документы для опубликования в печати".
Игорь Иванович Ивлев, заместитель Председателя Совета Общероссийской общественной организации "ПОИСК", основатель сайта Солдат.ru (www.soldat.ru).
Полный вид ответа-отписки: