И помнит мир спасенный…
Что
бы каждый из вас подумал, если на рассвете при морозе в минус 20 на северной
окраине великоустюгского города Красавино, расположенного на высоком обрыве
левого берега Северной Двины, в 100 метрах от вашей дороги вы вдруг увидели
бы несусветно огромную... рубку АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ? Вот и я подумал: "Блазнит,
чудится!" Протерли мы от неверия с напарником глаза, глянули вновь - точно,
стоит рубка, да еще и крылья горизонтальных рулей раскинула вширь. Рядом с рубкой
- свежевыкрашенное здание школы. Крутанули мы руль вправо, подъехали к школе,
читаем мемориальную доску: "Здесь учился герой-подводник Сергей Анатольевич
Преминин, спасший мир от ядерной катастрофы". Подвернули к рубке, вышли,
по сугробам добрались к ней, пощупали: "Настоящая!!!" Каким же образом
рубка атомной подводной лодки появилась у кромки тайги в провинциальном северном
городе?
История эта началась 17 лет назад. Утром 3 октября 1986 г. во время
несения боевого дежурства в Атлантике в 480 милях к северо-востоку от Бермудских
островов после всплытия в ночное время для сеанса связи с базой ракетный подводный
крейсер стратегического назначения (далее РПКСН) К-219 проекта 667АУ из 19-й
дивизии подводных лодок Северного флота погружался на заданный горизонт. Не
обнаружив никого ни в перископ, ни с помощью пассивной станции обнаружения работающих
радиолокаторов, примерно на глубине 65 метров экипаж ощутил, что лодку неожиданно
качнуло. Гидроакустики доложили, что обнаружили шум винта рыболовного сейнера
и записали его на магнитофон. На глубине 80 метров из ракетного отсека поступил
доклад о срабатывании сигнализации "Пожар в ракетной шахте", была
объявлена аварийная тревога.
В четвертом отсеке произошла серьезная авария. В результате нештатного
поступления забортной воды в третью шахту левого борта произошел надлом корпуса
находившейся в шахте баллистической ракеты Р-27 и вслед за ним последовала утечка
окислителя. В результате произошел взрыв, а за ним возник пожар и сильнейшее
задымление. Были сорваны крышка третьей шахты и обтекатели крышек других шахт,
началось поступление океанской воды в лодку, которая вследствие этого стала
проваливаться на глубину. После аварийной продувки балластных цистерн лодка
сумела всплыть на поверхность. Никакого рыбацкого сейнера на поверхности не
было.
Через 4 часа после всплытия на лодке обеспечили электропитание и
дали ход. По секретным каналам связи сообщили об аварии в базу. К месту аварии
поспешили суда морского торгового флота СССР, спасательный буксир "СБ-406"
из района Фарерских островов и судно "Агатан" с Кубы, а также атомный
крейсер "Киров" из Кольского залива во главе с командующим Северным
флотом. Почти сразу лодка была обнаружена патрульными самолетами береговой охраны
ВМС США.
Это и немудрено: в непосредственной близости от нашего терпящего
бедствие крейсера курсировала следившая за ним ранее американская атомная подводная
лодка класса "Лос-Анджелес". Есть версия, что первопричиной катастрофы
является ее контакт с нашей лодкой, чему подтверждением являлось наличие длинной
продольной борозды к корме на палубе нашей лодки аккурат через места крепления
нескольких сорванных обтекателей крышек ракетных отсеков и в том числе потерянной
крышки той самой третьей шахты левого борта, где произошел взрыв. В ходе расследования
этой катастрофы Правительственной комиссией при спектральном анализе магнитной
записи гидроакустических шумов погружения от 3 октября (и шумов того самого
"сейнера") было установлено, что они принадлежат атомной подлодке
ВМС США класса "Лос-Анджелес". То есть разгерметизация ракетной шахты
в результате столкновения с этой АПЛ привела к раздавливанию ракеты в ней, рассчитанной
на предельное давление 50 метров, и последующему пожару. Американцы же, как
и англичане, за всю историю никогда не подтверждали фактов столкновений своих
подводных лодок с иными объектами. Не подтвердили и на этот раз.
На корабле продолжались попытки устранить растекание окислителя
и повреждения, которые к успеху не привели. Более того, ядовитый газ продолжал
распространяться по отсекам. Уровень загазованности в некоторых местах превышал
предельно допустимый в тысячи раз. Многие члены экипажа были отравлены парами
окислов азота. К этому моменту на лодке от задымления погибли командир БЧ-2
капитан 3 ранга Александр Петрачков, матросы Игорь Харченко и Николай Смоглюк.
В результате попыток прокачать аварийную шахту водой в отсек вновь
начала поступать забортная вода, приведшая к короткому замыканию системы электропитания.
Сработала аварийная защита реактора правого борта, не приведшая к его полной
блокировке. Цепная реакция в нем продолжалась. Для полной остановки реактора
требовалось опустить компенсирующие решетки на нижние упоры. Неоднократные попытки
подать напряжение на приводы решеток не увенчались успехом. Стало ясно, что
для заглушки реактора эту операцию нужно проделать вручную.
Трижды аварийные команды безрезультатно отправлялись к реакторному
отсеку. Настала очередь командира спецтрюмной группы старшего лейтенанта Николая
Беликова и спецтрюмного матроса Сергея Преминина. В два приема они сумели опустить
три из четырех решеток, после чего командир надолго потерял сознание. Сергею
дали два последних в отсеке регенеративных патрона к изолирующему противогазу,
после чего он одел маску и двинулся к реактору. За ним задраили дверь. На опускание
решетки ушло целых полчаса вместо 20 секунд в нормальной обстановке. Температура
в седьмом отсеке поднялась до 70 градусов, резко поднялось давление. Из-за этого
заклинило дверь переборки между отсеками. Командир лодки капитан второго ранга
Игорь Британов попытался сравнять давление между ними, накачав воздух в восьмой
отсек, однако из магистрали повалил ядовитый дым, пришлось закрыть клапан. Раздвижным
упором старший мичман Василий Ежов с двумя матросами пытались преодолеть расклин
двери переборки, но тщетно, и Сергей, слабея, уже ничем не мог им помочь. Вскоре
сигналы из седьмого отсека оборвались. Вновь и вновь, захлебываясь в кашле,
старший мичман пытался добраться до умолкнувшего Сергея. Потом поступил приказ
оставить загазованный отсек.
Аварийные отсеки разделили экипаж лодки на две группы. Предполагая,
что в 4, 5 и 6 отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет, ночью 4 октября
был заглушен и второй реактор крейсера. По приказу командира в 3 часа ночи началась
эвакуация экипажа на подошедшие суда советского морского флота ("Анатолий
Васильев", "Красногвардейск", "Галилео Галилей", "Федор
Бредихин" и лесовоз "Бакарица"). На лодке осталась аварийная
команда из 9 человек во главе с командиром. Через 15 часов удалось завести буксирный
конец длиной в полкилометра на теплоход "Красногвардеец", началась
буксировка. По свидетельству очевидцев, видя ускользающую "добычу",
американская подлодка, разогнавшись с погружением, своим перископом перерубила
буксировочный трос, нарушив неписанное правило - спасшихся не топить.
В связи с загазованностью лодки и отсутствием на гражданских судах
индивидуальных дыхательных аппаратов с запасом кислорода по просьбе И.Британова
был послан самолет Ту-142, с которого сбросили несколько контейнеров с аппаратами
и портативными радиостанциями. Часть из них разбилась о воду и утонула. Моряки
сумели найти только 9 пригодных комплектов, которых хватило бы только на короткий
заход внутрь корпуса. В ночь на 5 октября командир отправил остальных членов
аварийной команды на гражданские суда, оставшись в одиночку на палубе лодки,
с пистолетом и ракетницей, наедине с собственной судьбой. Он без перерыва провел
на крейсере еще почти двое суток.
Попытка проникнуть в первый незагазованный отсек утром 5 октября
окончилась безрезультатно, нечем было открыть люк. Оказалось, что и буксировать
лодку также нечем, подходящего троса больше не было - слишком высок борт нашего
сухогруза. Нарастал дифферент на нос. Силами экипажа справиться было невозможно.
Рядом на патрулировании находился однотипный ракетоносец К-137 "Ленинец"
во главе с будущим командующим Северным флотом капитаном первого ранга Вячеславом
Поповым. На нем было все для борьбы за живучесть и за спасение корабля стоимостью
в много миллиардов народных рублей. Но ему было запрещено нарушать скрытность
плавания.
К 11 часам утра 6 октября лодка погрузилась так, что из воды вышли
винты. В 11.03 аварийная команда и капитан 2 ранга Игорь Британов на надувном
плоту покинули борт крейсера. Через три минуты он ушел ко дну, навеки унося
с собой тело вологодского паренька…
Спустя много лет на вопрос, почему он так упорно держался за лодку,
даже когда она была обречена, Игорь Анатольевич ответил очень просто: "Так
ведь это же добро народное, всей страной строили… да и американцы рядом были".
Капитан не имел права допустить, чтобы лодка попала к противнику. А ещё он сказал,
что ему не было страшно ни тогда, на крейсере, ни потом, когда его и командира
БЧ-5 капитана второго ранга Игоря Красильникова девять месяцев допрашивали,
решая, посадить или нет. Командира лодки и его механика не осудили, но исключили
из рядов КПСС и уволили по "служебному несоответствию без права ношения
военной формы". Причины, приведшие к аварии, не зависели от экипажа. Это
отметила и государственная комиссия. Авторитетные специалисты в результате экспериментальных
проверок и тщательного анализа установили, что поступление забортной воды в
ракетную шахту произошло не по вине подводников.
Сергея Преминин родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково
Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся
в 3-х километрах от родной деревни школе № 15 города Красавино, а по окончании
8-классов - в СПТУ № 4 речного флота города Великий Устюг.
Сначала он был посмертно награждён в 1987 г. орденом Красной Звезды.
Затем Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года № 844 матросу Сергею Преминину
было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением его родителям медали
"Золотая Звезда". Подвигу Сергея посвящены документальные фильмы "Враждебные
воды" (снят западными кинематографистами), "Родословная подвига"
(кинорежиссёр Владимир Кудрявцев) и книга "Роковые Бермуды" капитана
1-го ранга запаса Е.К.Никитина. Именем Сергея названы набережная в ЗАТО Скалистый
и две школы. В Красавино и в поселке Гаджиево на Северном флоте установлены
бюсты Героя.
По предложению вологодской общественной организации "Морское
собрание" в начале 2003 г. вышло специальное Постановление главы администрации
Вологодской области В.Позгалева о строительстве мемориала на родине героя и
установке там рубки лодки, аналогичной той, на которой служил Сергей. После
переговоров с командующим Северным флотом адмиралом Г.Сучковым было определена
подлежащая утилизации на заводе "Нерпа" лодка того же проекта. Заводчане
срезали рубку общим весом 115 тонн, разделили ее на 13 частей и подготовили
к отправке. Моряки Северного флота в июне 2003 г. безвозмездно доставили ее
из Снежногорска в Северодвинск. Затем все части погрузили на баржу Северного
речного пароходства и в третьей декаде июня вслед за буксиром "Плес"
под управлением капитана Н.Беляева баржа, оставшись незамеченной в областном
центре, по Северной Двине за четверо суток добралась до Котласа в Лимендский
затон. Затем детали рубки перегрузили на автотрейлеры и привезли в Красавино
на родину героя. Впервые в мире рубку атомной подводной лодки установили в качестве
памятника. Для этого в таежный город специально прибыли 10 специалистов завода
"Нерпа", помимо внешнего вида восстановивших и внутреннее убранство
рубки. Не забыли и родителей Сергея: решением вологодских депутатов им установлена
дополнительная пенсия, их не забывают в череде дней.
Вот такая история! И подвиг - на века!
И.Ивлев.
Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Независимое обозрение"
№5 12.02.04 (г. Архангельск)