"Главное - определиться, какой державой мы хотим быть"
Первый
заместитель начальника Генштаба вооруженных сил России генерал-полковник Юрий
Балуевский рассказал корреспонденту "Власти" Ивану Сафронову
о том, к какой войне готовится Россия, как реформируется ее армия и какие уроки
следует извлечь из иракской войны.
К каким войнам готовится Россия?
Политическое и военное руководство России исходит из того, что
у нее нет прямых врагов, но сохраняются потенциальные угрозы, которые непременно
должны учитываться во всех расчетах и планах развития государства и его армии.
А здесь кроется сложность: опасно недооценить военные угрозы, но не менее опасно
и переоценить их. Это, по моему мнению, неизбежно приведет к созданию вооруженных
сил сверх разумных пределов и экономических возможностей страны. С учетом этого
и ведется работа как по созданию менее громоздких, но более эффективных вооруженных
сил, так и по исследованию способов и форм их действий во всех видах военных
столкновений.
Что касается военной реформы, то она имеет, на мой взгляд, как минимум
шесть основных составляющих. Совершенствование системы государственного и военного
управления. Оптимизация боевого состава штатной структуры военной организации.
Оснащение вооружением и военной техникой. Повышение мобильности и боевой готовности.
Развитие социальной инфраструктуры. Развитие оборонно-промышленного комплекса.
И, наконец, совершенствование законодательства. Отсюда, на мой взгляд, следует,
что проведение военной реформы не ведомственная, а государственная задача,
так как является составной частью государственной реформы России. Почему-то
все время говорят: вот изменим принцип комплектования, и тогда сразу решим все
задачи военной реформы. Да нет же!
Какие войны будут вестись в мире в ближайшем будущем?
С применением высокоточного оружия, как наступательного, так
и оборонительного, а также информационного оружия. При этом я считаю, что завтрашняя
война может быть безъядерной. А армии будут небольшие по составу и профессиональные
по сути, но в случае региональных или глобальных войн их усиление может и будет
производиться за счет массового призыва резервистов. Сегодня у нас много говорят
о профессиональной армии и отмене призыва, а ведь у наших партнеров, англичан
и американцев, сохранилась вся система и инфраструктура, которая позволяет им
осуществить призыв по мобилизации в военное время. В Ирак, например, были направлены
резервисты, хотя конфликт в Ираке и является для США локальным. Здесь налицо
стремление Пентагона провести проверку обученности резервистов в условиях войны.
Война в Ираке закончилась. Какие можно сделать выводы?
Чего-то сверхнового или неожиданного как в ходе, так и в исходе
военных действий нет. Согласитесь, что воевать против армии, которая в течение
последнего десятилетия фактически была обречена на медленное вымирание как военный
организм поскольку новая техника не поступает, ремонт и модернизация старой
не производится, воевать с такой армией по большому счету одно удовольствие.
Ведь что мы видели в телерепортажах? Технику конца 80-х годов. Даже если это
и были танки Т-72, я почти уверен, что подавляющая их часть была с ограниченным
ресурсом. Мы не видели ни одного полета иракского самолета. А без поддержки
с воздуха невозможно сейчас вести боевые действия.
Но ведь иракская армия по численности превосходила войска
коалиции.
Я думаю, мы уже ушли от фактора массовых армий. Сегодня массовая
армия в такой войне не является решающей силой в достижении победы. По американским
уставам для достижения победы в наступательном бою необходим шестикратный перевес.
Но это в классической войне, когда есть фронт, когда есть оборона, когда есть
наступление. В Ираке не было ни классической обороны, ни классического наступления.
Вернемся к российской армии. Может ли Россия равняться
на США, если у нас весь бюджет страны в несколько раз меньше их оборонного бюджета?
Сегодня мы на все строительство военной организации государства
вкладываем порядка $10 млрд в год, а американцы $340 млрд только на вооруженные
силы. На заседании правительства 24 апреля была названа цифра 138,3 млрд руб.,
необходимые только для практической реализации федеральной целевой программы
на 2004-2007 годы по обеспечению комплектования воинских должностей сержантов
и солдат преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Как я понял, в правительстве эта цифра вызвала определенный шок. А ведь от финансирования
военной организации напрямую зависит как военная безопасность России и перспективы
военной реформы, так и то, сможет ли Россия поддерживать и наращивать производство
и экспорт современных видов вооружений и военной техники.
Тут главное определиться, какой державой мы хотим быть региональной
или мировой великой державой. Если региональной, то региональной должна быть
и военная реформа. Акцент в ней должен быть сделан, грубо говоря, исключительно
на силы общего назначения и на вспомогательный характер ВВС, флота, космических
войск, ракетных войск стратегического назначения. Если мы говорим о том, что
Россия идет по пути становления великой мировой державы, то должна преобладать
уже стратегическая компонента вооруженных сил, задействованы в которой должны
быть все виды и рода войск. Я думаю, мы все хотим видеть себя не региональной
державой, подобной существующим сегодня на пространствах СНГ. А у великой державы
должны быть современные вооруженные силы.
А что такое, с вашей точки зрения, современные вооруженные
силы?
Возьмем укомплектованность. Мировой опыт говорит о том, что,
если вооруженные силы укомплектованы на 70% и менее, наступает утрата боеспособности.
В 1995-1997 годах мы уже имели наши вооруженные силы, укомплектованные менее
чем на 60%. Оснащение современным вооружением и техникой: в мире порядка
60%, а в упомянутые годы у нас было менее 30%. Последствие техническая деградация.
Дальше, финансовое и другие виды обеспечения вооруженных сил. Мировая практика
говорит, что они должны быть не ниже 85-90% от необходимого. А у нас по некоторым
видам обеспечения было от 20% до 80%. Что за этим идет? Мы уже знаем спад
уровня боевого мастерства. Если мы план боевой подготовки в те годы выполняли
менее чем на 40%, то по мировым критериям ни о каком профессионализме говорить
нельзя, о какой-то слаженности подразделений тем более. Наконец, такой критерий,
как уровень доверия к вооруженным силам в обществе. Вот, на мой взгляд, где
проблема. Вспомним конец 80- начало 90-х годов. Тогда везде давали советы,
как "откосить" от армии. А отсутствие поддержки в обществе это,
я думаю, смерти подобно для любого военного организма.
А не кажется ли вам, что армия сама во многом виновата
в том, что не пользуется поддержкой в обществе?
На этот вопрос отвечу словами американского исследователя Чарльза
Доннели: "Армия никогда не может быть демократичной. Армия по своей природе
авторитарна, а не демократична. Основная проблема состоит в том, как примирить
такую недемократичную государственную структуру вооруженные силы с демократическим
обществом". На мой взгляд, нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Но необходимо также ответить на вопрос, что составляло вчера и составляет сегодня
основу поддержки армии в обществе или, как говорят, каков социальный рейтинг
армии? Вчера престиж армии как в ее среде, так и в обществе в целом формировался,
на мой взгляд, под единым влиянием объективных материальных предпосылок (имелся
мощный военно-промышленный комплекс) и субъективного действия всей государственной
общественной системы военно-патриотического воспитания. В основе были две составляющие
конкретный враг и советский патриотизм. Анализ социологических исследований,
проводившихся в те годы, да и сама жизнь позволяют сделать вывод о высоком социальном
престиже военных в обществе. Сегодня на фоне невысокого, на мой взгляд, в целом
уровня доверия населения к органам государственной власти рейтинг вооруженных
сил начинает стабилизироваться. У меня есть основания полагать, что в ближайшие
годы рейтинг будет расти.
Но должен отметить, что сейчас сами военнослужащие, прохоящие службу
по контракту, не слишком высоко оценивают престиж военной службы в российском
обществе. Почему? Это и определенная ностальгия, характерная для старших офицеров,
по времени, когда армия пользовалась всенародной любовью, и недооценка в обществе
места и роли вооруженных сил. Однако, на мой взгляд, и это особенно важно, основная
часть военнослужащих, проходящих службу по контракту, испытывают чуство гордости
за принадлежность к российской армии. Таким образом, несмотря на переживаемые
страной и армией трудности, военнослужащие в основе своей не утратили свои высоконравственные
качества незыблемую основу стабильности и мощи российской армии.
Вы говорили о целом комплексе проблем в вооруженных силах.
Сейчас они как-то решаются?
По многим направлениям перелом сейчас уже наступил, но работы
еще много. Боевую мощь армии определяет множество факторов. Это военная техника,
вооружения, профессионализм военнослужащих, мобильность армии, способность защиты
и подавления противника в информационной составляющей. Последнее это по американской
терминологии информационные войны. Ирак наглядно показал, кто кого в этом переиграл.
Армия США и Ирака как небо и земля. Посмотрите, каков уровень автоматизации
в американской армии! Хотя где-то, на мой взгляд, и американцы слишком увлеклись
современными технологиями, заимствованными у Голливуда. Создание того же информцентра
в Дохе, привлечение журналистов в боевые порядки наступающих подразделений и
частей, эти супертехнологические картинки ночных атак в инфракрасном изображении...
Но в целом считаю, что американцы достигли своей цели информационной войны,
которая, на мой взгляд, была определена как разгром Саддама Хусейна и его окружения.
Сочетание военной мощи и мероприятий информационной войны привело руководство
Ирака к отказу от дальнейшего организованного сопротивления и способствовало
достижению военных целей США в Ираке в весьма короткие сроки.