Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > Бей своих, чтоб чужие...

Бей своих, чтоб чужие...

5 января 2010 г.

Сим обнародуется эксклюзивный для исторических изысканий документ - "Приписная карта" военнообязанного запаса, заполненная при проведении Наркоматом Обороны СССР последней перед Великой Отечественной войной приписки резервистов и датированная 22 мая 1941 г. Это общая для всего СССР форма приписной карты, в данном случае с указанием номера конкретной команды, к которой приписан будущий воин, и наличием отметки о том, что он мобилизационное предписание (повестку) получил и расписался в том (слева внизу). В карте указан номер команды 806, в которую предназначен Федор Васильевич Плотников. Тот же номер был проставлен и в выданном ему моб. предписании (повестке) розового цвета. Благодаря в своё время составленному нами справочнику призывных команд, в которые были назначены (или приписаны) перед войной в 1938-41 гг. военнообязанные запаса Архангельской области, нам известно и назначение команды 806. Правда, не ахти какое информативное, но всё же: после прибытия к 8 часам утра на призывной пункт Котласского РВК на 2-й день мобилизации (теперь мы все знаем точную дату его прибытия - 24 июня 1941 г.) воин в составе команды 806 должен был следовать к 26 июня 1941 г. в г. Великий Устюг в распоряжение тамошнего райвоенкомата. Численность команды 806 из Архангельской области составила 202 человека. Каждый РВК области направлял в нее по 10-20 человек с одинаковым предназначением, указанным в повестках и в личных "Приписных картах", - команда 806. В точно таких же розовых (а для среднего и старшего комсостава - в красных) повестках для миллионов мобилизованных с 23 июня 1941 г. были указаны свои номера команд (и, соответственно, свои в/ч прибытия и дальнейшей службы) и свои сроки прибытия в РВК в пределах 7 суток мобилизации личного состава.

Формирование команд происходило в соответствии с Директивой ГШКА от 1 марта 1941 г. (для каждого военного округа своя с различием в номере на 1):

"Штабу военного округа присвоить всем войсковым частям и учреждениям мирного и военного времени, развертываемым и вновь формируемым при мобилизации, номера команд (команда № ...). Присвоенные номера команд использовать для обозначения в мобилизационных предписаниях приписного состава, а также для передачи военкоматам распоряжений о выполнении нарядов на призыв и поставку при скрытом отмобилизовании. С момента объявления мобилизации все части называть их полным наименованием".

Зная название военно-учетной специальности воина (ВУС-21 проставлена слева вверху) и военкомат назначения команды 806, мы можем предположить, что в дальнейшем скомплектованная в Великом Устюге новая команда (возможно, с тем же номером, уникальным для всего Архангельского военного округа, а не только Архангельской области) должна была убыть в Вологду и либо далее в военный лагерь Кущуба для развертывания до штата 04/400 военного времени 111-й сд (а воин - в ее 181-й саперный батальон), либо следовать ближе к госгранице в адрес одного из армейских или фронтовых запасных полков, начавших формирование по мобплану МП-41 в июне после объявления мобилизации, для восполнения потерь воюющих соединений. Соответственно, в Великоустюгском РВК имелись все необходимые документы для того, чтобы после прибытия в его распоряжение команды 806 из Архангельской области военком мог предметно действовать по дальнейшему направлению воинов в адрес конкретной в/ч. В рамках этого процесса были заранее заготовлены без указания точных дат, но с наличием привязки к дню объявления мобилизации - пресловутому "Дню М" (от М-1 до М-30), заполненные наряды на перевозки личного состава, поставку мехтранспорта, конского состава и упряжи из народного хозяйства, зарезервировано потребное количество транспортных средств, для них в нужных местах заготовлено топливо, переведены потребные лимиты средств на банковские лицевые счета РВК для оплаты следования транспортом по ж/д ли, по воде ли, или автотранспортом, а также на организацию самого процесса мобилизации, плюс так называемые кормовые средства на путь следования до мест назначения, и много чего ещё. Точно так же всё было расписано для всех местных органов военного управления, а также для систем Наркоматов внутренних дел, путей сообщения, связи, финансов, здравоохранения, водного транспорта и прочих - кто, где, когда и что делает после объявления мобилизации. Всё было предельно увязано между собой и изложено до мелочей в специальных мобилизационных документах. Никакой импровизации!

Естественно, и общая для всего СССР форма Приказа о мобилизации также была отпечатана на розовой бумаге в формате чуть более А-3 и своевременно разослана в каждый РВК для расклейки на улицах в день ее объявления. Что и было в точности сделано везде, в каждом закоулке. И после этого, как сказано в нем: "С момента объявления настоящего Приказа никто не имеет права отговариваться его незнанием".

И так же точно всё было расписано по всей громадной стране, в каждом ее военкомате - для такого утверждения есть полные основания после изучения тысяч подлинных архивных документов от Генерального Штаба РККА до местных военкоматов. Вот такой несусветный объем работы всего за 4,5 месяца с начала февраля до 22.06.41 сумели фактически по новой исполнить работавшие в органах военного управления от НКО до РВК наши люди. А нам говорят современные "умные" щелкопёры - тёмные, непутёвые да малограмотные эти русские, да государственная система якобы никуда не годилась. Ой ли, "сердешныя"? Шли бы со своим "умом" куда подальше, хоть восвояси!

Если в войне с учетом численности армии и флота к ее началу в итоге приняли участие более 34 миллионов человек - представьте: сколько точно таких же "Приписных карт" должно было сохраниться в каждом РВК после проведения первой июньской мобилизации (более 5,2 миллиона + не менее 5 миллионов от тех, кто уже служил в кадровой армии), а потом и дальнейших ее волн в середине июля, третьей декаде августа, третьей декаде октября, второй и третьей декадах декабря 1941 г., а также в третьей декаде февраля и в марте 1942 г. Это были именно волны мобилизации, иницированные соответствующими Постановлениями ГКО СССР от 08.07.41, 11.08.41, 14.10.41, 22.11.41, 01.02.42. Сколько других учетных, а также распорядительных документов также должно было остаться в архивах РВК не только после этих дат, но и до войны, и в течение всей войны! Практически НИЧЕГО этого в них сейчас нет! Всё уничтожили работнички разных лет, а сохранили разве что вторичные по сути и куцые по объему информации учетные книги призыва (мобилизации). Более того, в ответ на людские вопросы нынешние исполнители лишь достают с полок, в-основном ущербные по "качеству" сведений в них, Книги Памяти и "городят" абы чего оттуда, как правило, уже известное заявителям, и не дают никаких дополнительных данных, которых в своё время было навалом и которые были просто обязаны быть сохраненными. Но увы. Еще и упрекают заявителя: "А чего вы хотели-то? Столько лет прошло!" А то, что кое-где осталось вопреки приказам (у нас очень многое ценное не благодаря, а вопреки случается) и кое-как иногда вылезает на свет, является лишь жалкими крохами того многомиллионного громадья нашего исторического и мемориального наследия, что имелось, но красиво сгорело в печах, на кострах задних дворов РВК или на помойках, или переработано в макулатуру. Благодаря таким, ныне уничтоженным, документам во время войны и сразу после нее можно было бы установить пути-дороги миллионов сгинувших безвестно воинов. Но никто не занялся этим, не было указки сверху, и всё тут, амба! Были указки только на уничтожение. Если бы документы были сохранены, то и сегодня можно было бы почерпнуть кладези информации, несмотря на 69 прошедших лет! Эти документы давали начало цепочки следования конкретного воина от РВК призыва до фронта. Немцы при всех своих потерях и изъятиях их документов бывшими победившими союзничками за 20 лет сумели дотошно разобраться с точно таким же вопросом и снизили цифру тех, кто действительно безвестно пропал, всего лишь до 80 тысяч человек, начав с нескольких миллионов!

У нас система учета личного состава в органах центрального и местного военного управления в довоенное и в военное время была не хуже, если не лучше, но ее документальное наследие в послевоенном СССР убили почти подчистую. А полностью добили ее только что при так называемом укрупнении военкоматов и при недавнем переводе их на гражданский вид комплектования. Кто будет заботиться о сохранности пыльных "бумажек", когда один переезд как два пожара? В Украине поступили умно - приняли решение на самом верху и собрали в Киев из всех районных, городских и областных военкоматов все их сохранившиеся документы тех времён, создав отдельный общегосударственный фонд хранения и продолжая его систематизировать, несмотря на перманентный многолетний кризис. Но наших верхним головам умные опыты не указ. В действующем "Наставлении по архивному делу в ВС РФ" от 2005 г. ничего не сказано о необходимости сохранения документов времен Великой Отечественной войны как особом фонде хранения и использования. Также ничего о них не было сказано и в аналогичном Наставлении от 1996 г. Потому при укрупнении РВК, если у кого из служащих рука не поднималась сжечь старые папки, то те хотя бы втихую неофициально передавали их в местные музеи или архивы, не имея права оформлять официальную передачу не числящихся в учете документов. А кто-то жёг нещадно. И это было совсем недавно - в 2008-2009 гг. Более того, в конце лета 2009 г. общую для всех Вооруженных Сил РФ Архивную службу упразднили, передав функции архивного дела командующим видами и родами войск. руководителям управлений ГШ и МО РФ (им больше нечем заниматься?), и создав в Управлении делами МО РФ небольшой отдел по координации архивных потуг войск и главков с начальником в чине подполковника. Это что - не разгром?

Какая-то мразь (мрази) в своё время наверху давала конкретные указания по уничтожению десятков миллионов единиц учетных документов - от учетно-послужных карт каждого рядового воина (а не только офицера), о наличии которых во всех РВК мы писали 12 января и 14 февраля 2009 года здесь же на сайте в статьях "Махонькая, из бородатого прошлого, но сенсация", до сотен тысяч списков призывных команд, а также публикуемых нами сейчас десятков миллионов "Приписных карт", десятков миллионов учетных карточек военнообязанных запаса, нескольких (поболее тринадцати) миллионов призывных карт новобранцев, а также миллионов и миллионов карт допризывников. Кто эта мразь (мрази)? Когда были подписаны эти документы, где их текст, выходные данные? Сколько таких распорядительных Постановлений, Директив. Приказов было выпущено за 69 лет? По ним наверняка должна была идти снизу вверх отчетность об исполнении, а это тоже сотни тысяч страниц документов. Вот тема для исследования на целую докторскую диссертацию по теме "Государственное уничтожение документального исторического наследия о Великой Отечественной войне в СССР и РФ". Наверняка что-то объемное можно найти в ГАРФ среди бывших секретными Постановлений СМ СССР (тех, что с двойными номерами через тире) за 50-70-е гг., что-то в ЦАМО РФ в Приказах МО СССР, Директивах ГлавПУРа, что-то в архивах военных округов, не сдавших документы в ЦАМО РФ (СССР) - в Питере, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Чите, Хабаровске, Минске, Киеве, Одессе, Львове, Тбилиси, Ташкенте, что-то в дальних закутках облвоенкоматов где-нибудь на верхних полках в забытых пыльных папках с тесёмками, что-то в областных архивах в фондах облисполкомов, гор- и райисполкомов, а также рай-, гор- и обкомов КПСС. Этот процесс не мог остаться не замеченным и не отмеченным в наследии архивов.

Ау, коллеги-архивисты всех рангов, покопайте вверенные Вам фонды каждый на своём уровне - уверен, что быстро отыщутся хотя бы несколько кончиков этого "мирного" убийства судеб миллионов наших солдат. А уж вслед за отысканием этих кончиков нам сообща удастся зацепить и вывернуть наизнанку весь механизм этой подлости через установленные реквизиты предписывающих и отчетных документов. И если Вам удастся что-то обнаружить, прошу сообщить Вашему покорному слуге по е-почте info[собака]soldat.ru или на наш Форум поиска (после регистрации и активации). Не сочтите за труд отсканировать или хотя бы снять на цифровик найденный по теме несекретный документ (секретные не нужны) и выслать его с небольшим комментарием и ссылкой на архивные реквизиты, как полагается.

.

Фронтовая судьба Ф.В.Плотникова "распорядилась" им по второй схеме - он попал в составе пополнения в 164 сп 33 сд Северо-Западного фронта, вероятно, не позднее середины-конца июля, когда от 33 сд после отступления с боями от границы остались "рожки да ножки" и ее вывели на восстановление в резерв. В ней он и погиб 26 ноября 1941 г. в д. Залесье Осташковского района Калининской области. Другими словами - его судьба известна теперь от РВК призыва до места погребения. А теперь представим себе вариант, когда о воине ничего, кроме туманной даты его пропажи без вести не известно да без указания региона, а тем более точного места возможной безвестной гибели и номера его воинской части, в которой он сгинул. Их более 4-х миллионов. Вот тут-то в розыске и пригодились бы все описанные выше документы. Но их нет. Это дело ждет своих следователей, пардон, исследователей по всей стране, дабы отыскать, возможно, еще не уничтоженные документы. Кто ещё подпряжётся?

.

.

.






Поиск по сайту

Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.