Парторг 657 сп 125 сд капитан Иван Михайлович Сысоев, погиб 22.09.44, похоронен на площади Тынисмяги в Таллинне. Его останки утрачены эССтонскими властями в период сноса ими памятника Советским воинам-освободителям ("Бронзовый солдат") в апреле 2007 г. Рано или поздно им придется отвечать за это.
Навигация по сайту
Главная
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Исторические справки
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Видеогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Поддержка проекта
Баннеры

Новости > Преодоление.

Преодоление.

6 июля 2008 г.

Архивное фото сбитого советского самолетаЕжегодно на территории Ленинградской области с целью розыска и погребения останков погибших солдат проводятся крупномасштабные поисковые экспедиции. Разыскиваются места гибели и останки не только тех воинов, кто погиб в годы Великой Отечественной войны в 1941 – 1944 гг., но и тех, кто отдал свои жизни в незнаменитой зимней советско-финской войне 1939-1940 гг.

В майские дни 2008 года на территории области были найдены поисковиками и торжественно похоронены останки свыше 1000 бойцов и командиров. Среди них и те 132 воина-пехотинца, что погибли в годы советско-финской войны и теперь погребены на мемориале в урочище Тайпале.

Продолжается и поиск мест падения сбитых советских самолетов. В мае 2008 г. в Выборгском районе Ленинградской области поисковиками санкт-петербургского объединения "Северо-Запад" под руководством Ильи Дюринского у станции Лейпясуо были обнаружены обломки нашего летательного аппарата.

Стоит отметить факт того, что место его падения почти одновременно найдено поисковиками из двух разных отрядов Санкт-Петербурга. Участники объединения "Северо-Запад" проводили поисковые работы в бывшей полосе атак 7-й советской армии. Именно в этих местах 23 декабря 1939 года финские войска перешли в контрнаступление. Целью финского натиска была попытка окружить и уничтожить советские войска, сильно вклинившиеся в финские укрепления в районе Сумма - Лейпясуо. Развернулись жестокие бои, приведшие к значительным потерям с обеих сторон. Потому и прибыли сюда поисковики. Извлеченная летная линейкаПри очередном обследовании болота, которое в годы войны являлось нейтральной полосой между финскими и советскими позициями, искатели увидели заросшую мхом большую воронку, из которой, возвышаясь над болотом, торчали стойки шасси самолета.

А поисковикам из отряда "Севастополец" под руководством Константина Ковалевского данное место показали охотники, которые постоянно охотятся в этих краях. Дело в том, что двумя годами раньше на этом болоте прошел сильный пожар, уничтоживший обильные заросли осоки, и поэтому многие, ранее почти незаметные, воронки на болоте и другие складки местности стали видны как на ладони. При первом обследовании воронки прямо из-под дерна Константин Ковалевский извлек хорошо сохранившуюся штурманскую линейку, на которой были выцарапаны инициалы владельца "П.Г.Е".

К поисковым работам на месте падения самолета поисковики из "Северо-Запада" приступили в конце мая. Буквально сразу же удалось установить тип погибшего летательного аппарата. Им оказался довольно редкий экземпляр одной из модификаций советского самолета-разведчика Р-5. Они строились в СССР с 1928 года и многие из них приняли участие не только в советско-финской, но и в Великой Отечественной войнах. Это был двухместный самолет-биплан, оснащавшийся мотором М-17. В 1934 году на самолете этого типа были проведены дополнительные доработки, связанные с установкой обтекателей-зализов нижнего крыла и устройства бомбоотсека в фюзеляже. Такие самолеты стали именоваться ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный).

Снаряжение самолета Р-5 перед вылетомВ финской кампании в составе 7-й советской армии на самолетах ССС летал 16-й корпусной авиаотряд. Оценивая боевое применение данных самолетов в годы советско-финской войны, военные дают следующую характеристику: "...Учитывая слабость авиации противника, эти машины использовались как дневные и ночные легкие бомбардировщики, ближние разведчики, артиллерийские корректировщики и самолеты связи. Самолеты были неприхотливы к аэродромам, поэтому их размещали на больших полянах и замерзших озерах. Несмотря на большой износ, ССС проявили себя достаточно надежно, а наибольшее количество поломок в этой кампании пришлось на хвостовые лыжи. При господстве советской авиации и слабой зенитной артиллерии противника действия старых бипланов оказались довольно эффективными". Из этого делался вывод, что их и далее при необходимости "...можно хорошо использовать на фронте при плохой погоде и в ночных условиях...".

В результате проведенных работ на месте падения самолета из воронки был извлечен двигатель самолета, на котором поисковики обнаружили попадание от авиационных пулеметов. По обломкам самолета и характеру повреждений поисковики пришли к выводу о том, что данный самолет был сбит истребителями противника, сильно горел и упал кабиной вниз, разбившись об замершее болото. Заводской номер самолета ССС № 1453Среди обломков самолета поисковики обнаружили одно вытяжное кольцо от парашюта и еще одну штурманскую линейку. Это наталкивало на мысль о том, что экипаж самолета, скорее всего, погиб вместе с боевой машиной. При тщательном осмотре обломков самолета удалось установить его заводской номер ССС № 1453 и заводской номер мотора М-17 № 04632.

Вернувшись из первой экспедиции, поисковики приступили к изучению архивных документов. В компьютерной базе данных, которую любезно предоставил ленинградским поисковикам финский историк авиации Карл Фредрик Геуст и в которой на основании российских и финских архивных документов по дням расписаны все потери авиации в годы советско-финской войны, были найдены интересующие нас сведения.

На основании информации из Российского Государственного военного архива также удалось установить факт того, что самолет ССС № 1453 из состава 16-го корпусного авиаотряда ВВС 7 Армии был сбит истребителями противника в районе станции Лейпясуо 23 декабря 1939 года. Экипаж самолета состоял из летчика старшего лейтенанта Григория Ефимовича Перелыгина (см. выше - владельца линейки с инициалами "П.Г.Е.") и стрелка-бомбардира лейтенанта Якова Яковлевича Насадюка.

В Книге Памяти Российской Федерации, в которой увековечены имена погибших в советско-финской войне, старший лейтенант Г.Е.Перелыгин значится погибшим в бою 23 декабря 1939 года (год и место рождения не указаны), а лейтенант Я.Я.Насадюк увековечен как погибший в бою в 1940 году без конкретной даты смерти и без данных о месте рождения.

Благодаря финским историческим источникам, поисковики установили следующее. Обнаруженный ими самолет был сбит в 10.15 23 декабря 1939 г. в районе железнодорожной станции Лейпясуо двумя летчиками в паре из финской 3/LLv24 - лейтенантами Эйно Луукканеном и Тату Хухананттином. Воспоминание об этом бое также оставил другой финский летчик Эйно Юутилайнен, который был свидетелем данного события: "…23 декабря наши сухопутные войска выполняли разведку боем в секторе Сумма, и нашей эскадрилье была дана задача по очистке воздуха над ними с 10:00 до 11:00 утра. Для этого было задействовано большинство наших истребителей, и наша группа состояла из 18 Фоккеров. Некоторое время мы патрулировали над полем боя, дразня очень чувствительные вражеские зенитные батареи, когда я увидел слева от нас одиночный самолет-корректировщик Р-5, подходящий к нашему району с востока. Я запустил отсчет времени на часах, когда мы развернулись для атаки. Ровно через 55 секунд мы уже снова заняли места в нашем разомкнутом боевом строю. Мы сбили самолет-корректировщик над Лейпясуо, атаковав его прямо сзади, при этом лейтенанты Хухананттин и Луукканен выпустили по две очереди. Как будто гигантский кулак раздавил самолет и бросил его вниз пылающим факелом на сверкающий белый снег Лейпасто. Высокий черно-красный столб дыма все еще поднимался из обломков, когда мы продолжили выполнение нашего задания…".

Обратившись к российскому историку Олегу Киселеву, который долгое время занимается изучением истории применения авиации обеих стран в годы советско-финской войны, мы получили от него копии архивных дел 16-го корпусного авиаотряда:

"...Сведения о потерях личного состава по должностям по 16 КАО с 01 декабря по 31 января 1940 года.

Должность: старший летчик.

Звание: старший лейтенант.

Ф.И.О.: Перелыгин Григорий Ефимович.

Должность: младший летнаб.

Звание: лейтенант.

Ф.И.О.: Насадюк Яков Яковлевич.

При каких обстоятельствах погиб: при фотографировании переднего края обороны противника в районе ст. Лейпясуо сбит истребителями противника...".

Следующий документ. "Акт. Январь 1940 года. Местечко Каннельярви. Мы, нижеподписавшиеся, Комиссия в составе следующих: старшего техника отряда воентехника 1 ранга Рудынко М., воентехника 1 ранга Толстикова Н., механика ...(фамилия не читается)..., на основании приказа по части от 30 января 1940 года составили настоящий акт на предмет списания погибшего самолета ССС № 1453 с мотором М-17ф № 04632 при выполнении боевого задания 23 декабря 1939 года. 23 декабря 1939 года самолет ССС под управлением летчика старшего лейтенанта Перелыгина Гр., летнаба лейтенанта т.Насадюк вылетели на выполнение боевого задания в район Бабошино. В результате воздушного нападения и воздушного боя самолет сбит, экипаж погиб в воздухе, самолет при падении разбит и ремонту не подлежит. Самолет ССС № 1453 с начала эксплуатации налетал 342 часа 56 минут. Мотор М-17ф № 04632 с начала эксплуатации отработал 416 часов, разбит с самолетом. В настоящее время находится на месте падения самолета и засосан в болото. Вывод комиссии: исходя вышеизложенного комиссия считает самолет ССС № 1453 и мотор М-17ф № 04632 списать с учета 16 КАО как погибшие, о чем и составлен настоящий акт...".

Получив исчерпывающие сведения из российских и финских источников, нам стало ясно, что экипаж погиб вместе с самолетом. Однако, в результате проведенных поисковых работ на месте падения самолета останков погибших летчиков найти не удалось. Как говорилось выше, обнаружены только личные вещи авиаторов. Вероятно, останки погибших извлечены из-под обломков еще в 1940 году, когда данная территория была занята советскими войсками. Теперь поисковики предпринимают попытки установления по архивным сведениям - где же были похоронены останки погибшего экипажа самолета. Также еще предстоит выяснить все необходимые данные о местах рождения и проживания семей погибших летчиков, для поиска их родных и близких, чтобы рассказать им - как погибли их предки. Поиск продолжается...

.

Илья Геннадьевич Прокофьев.

Санкт-Петербург,

май 2008 года.

Лит. обработка Игорь Иванович Ивлев.

Фотографии предоставлены автором.

Снимок со 2-ой Чеченской войны.
Кто ты, солдат? Твоё имя нам не известно.
Отзовись.
Поиск по сайту

Реклама
Цены и характеристики на усилок в автомобиль - полный каталог автозвука.
Партнеры
Ист. справки для строительства
Ист. справки для физических лиц
Индивидуальная разработка сайтов от компании Garin Studio
Помощь сайту
Реквизиты
Наш сайт
Установление судьбы солдата
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.