Навигация по сайту
Главная
Солдат на YouTube
Вооруженные Силы
Справочники
Документы
Чтобы помнили
Розыск
Технология поиска
Поисковики о себе
Архивы России
Адм. деление
Форум
Файлы
Фотогалерея
Звукогалерея
Ссылки
Благодарности
Карта сайта
Узнать солдата
Армия Отечества
Баннеры


Новости > Самолетная страда-2007.

Самолетная страда-2007.

13 декабря 2007 г.

Приближается к концу полевой поисковый сезон 2007 года. Этот год выдался весьма богатым на удивительные открытия и интересные находки. Многие факторы повлияли на это. Мягкий климат зимы в начале года, умеренные дождями лето и осень дали возможность поисковикам отработать в ранее недоступных заболоченных местах там, где упали в войну сбитые советские самолеты.

Значителен эффект информации, собранной в результате многолетней работы на "воздушных рабочих войны" - летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов, погибших под Ленинградом. Благодаря работе в архивах многочисленных соратников, в этой базе данных сегодня насчитывается более 12 тысяч учетных карточек. Они включают в себя не только персональные данные на человека, его воинское звание и занимаемую должность, но также и обстоятельства воздушного боя, гибели, и, самое главное, - заводские номера самолетов, на которых вылетали в свой последний боевой вылет эти люди, и номера установленных на них моторов. База данных неоднократно подтверждала свою значимость в деле розыска исчезнувших самолетов.

География этого вида поисковых работ ныне включает всю Ленинградскую область. В работу втянулось еще большее количество поисковых отрядов региона: "Форпост" (г. Кингисепп), "Авангард" (пос. Большой Сабск), "Небо Ленинграда" (г. Кириши), "Аверс" (г. Кириши), "Невский Пятачок" (пос. Невская Дубровка), "Любань" (г. Любань), "Беркут" (г. Никольское), "Поиск" (г. Выборг), "Высота" (г. Гатчина). В 2007 году к ним присоединились: "Ягуар" (пос. Нурма), "Красная Звезда" (г. Подпорожье), "Ораниенбаумский плацдарм" (г. Ломоносов), "4 армия" (г. Тихвин), "Зов" (г. Ивангород), "Патриот-2" (пос. Федоровское), поисковый отряд из города Светогорска, "Витязь" (г. Луга). К ранее работавшим поисковым отрядам из Санкт-Петербурга "Уголек", "Молодежный исторический фонд", "Рубин", "Высота", "Иван Сусанин", "Патриот", поисковый отряд Пушкинского Военного института радиоэлектроники космических войск, "Северо-Запад", "Святой Георгий" в 2007 году присоединились новые отряды: "Группа Безымянная", "Варяг-2", "Рискъ", "Имени 73 ОМСБр", "Карельский Вал".

К работе по подъему обломков погибших самолетов все чаще стали привлекаться поисковые отряды из других регионов Российской Федерации, ежегодно приезжающие в Ленинградскую область для участия в работе поисковых экспедиций "Вахты Памяти". К отрядам из Новосибирска и Вологды, постоянно принимающим участие в работе по поиску самолетов, присоединились отряды из Тамбова и Уфы.

Первым радостным событием в 2007 году стало установление по документам ЦАМО РФ судьбы экипажа самолета ДБ-3ф, обнаруженного еще в далеком 1998 году в районе станции Погостье Кировского района Ленинградской области. Благодаря работе поисковых отрядов из Новосибирска "Мужество, Героизм и Воля" и питерского "Молодежного Исторического фонда", тогда были обнаружены останки экипажа и установлены заводские номера самолета и моторов. Почти десять лет длился архивный поиск, который был затруднен тем, что найденный самолет, как оказалось, принадлежал дальнебомбардировочной авиации Ставки Верховного Главнокомандования. Мы даже представить себе не могли, что найдем бомбардировщик, который для выполнения боевого задания вылетел с подмосковного аэродрома. Так, 1 октября 1941 года самолет ДБ-3ф (заводской номер 180719) из состава 53-го авиаполка 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии вылетел в сторону Ленинграда, хотя именно в это время почти вся дивизия работала на участке Западного фронта. В состав экипажа погибшего бомбардировщика входили: летчик лейтенант Войтехов Сергей Степанович, 1916 г.р., уроженец Челябинской области, штурман лейтенант Нохрин Петр Иванович, 1918 г.р., уроженец Пермской области, воздушный стрелок-радист Телега Владимир Федорович, 1917 г.р., уроженец Киевской области, и воздушный стрелок Шлепин Николай Петрович, 1916 г.р., уроженец Ленинградской области.

В течение всего января 2007 г. в Ленинградской области температура не опускалась ниже 10 градусов мороза. Воспользовавшись значительным похолоданием в феврале, специалисты из Киришского поискового отряда "Небо Ленинграда" под руководством Евгения Халамова начали экспедицию по подъему обломков самолета Пе-2, обнаруженного в самом центре огромного болота Соколий Мох. В результате работы, которая продолжалась несколько дней, поисковикам удалось извлечь останки одного из членов экипажа сбитого самолета, поднять из болотных глубин его планшетку и личные вещи. К сожалению, целлулоидная корочка комсомольского билета оказалась пустой, скорее всего, экипаж перед вылетом сдал свои документы в штаб полка. Cреди обломков удалось найти заводской номер самолета, благодаря которому в документах ЦАМО впоследствии были установлены все необходимые сведения об экипаже. Так стало известно, что 19 сентября 1941 года из района Ларионов Остров на свой аэродром не вернулся самолет Пе-2 (заводской номер 13/36) из состава 225-го ближнебомбардировочного авиаполка 3-й Резервной авиагруппы. В боевом донесении говорилось о том, что при падении самолета погибли летчик лейтенант Быстров Василий (по другим документам Владимир) Степанович и штурман лейтенант Антонов Алексей Алексеевич. Воздушный стрелок-радист самолета младший сержант Морозов успел выброситься с парашютом из горящего самолета и спустя несколько дней вернулся в полк.

Работа на месте падения самолета будет продолжаться зимой 2007-2008 годов, когда холода хоть немного заморозят поверхность болота и дадут поисковикам возможность поднять останки летчика самолета.

В рамках проведения весеннего этапа Всероссийской "Вахты Памяти" на территории Ленинградской области в Тосненском районе поисковики Сибирского кадетского корпуса из города Новосибирска под руководством Натальи Изотовны Некрасовой провели две экспедиции по подъему сбитых советских штурмовиков Ил-2. В результате первого "подъема" были обнаружены останки пилота, но его имя пока установить не удалось, так как продолжается архивный поиск по установленному номеру мотора самолета. При втором "подъеме" сразу же удалось установить личность погибшего экипажа по обнаруженному среди обломков самолета заводскому номеру. В результате стали известны имена экипажа самолета Ил-2 (заводской номер 5606) из состава 230-го штурмового авиаполка 232-й штурмовой авиадивизии, который значился в архивных документах, как не вернувшийся с боевого задания 14 февраля 1943 года. При нанесении бомбоштурмового удара по противнику в районе деревень Васькины Нивы – Белово - Костово – Басино самолет был атакован истребителями противника и сбит. Вместе с самолетом погибли летчик младший лейтенант Кузовкин Анатолий Николаевич, 1921 г.р., уроженец Одесской области, и вылетевший в роли воздушного стрелка адъютант (начальник штаба) эскадрильи капитан Сарычев Владимир Иванович, 1910 г.р., уроженец города Полтава.

Останки погибших летчиков были торжественно похоронены 9 мая 2007 года на воинском мемориале "Березовая Аллея" в городе Любань Тосненского района Ленинградской области.

В конце мая 2007 года поисковыми отрядами "4-я армия" (город Тихвин, руководитель Николай Бровцин) и "Уголек" (город Санкт-Петербург, руководитель Михаил Авдеев) была проведена экспедиция по подъему из болота обломков самолета ЛаГГ-3. Когда поисковики обнаружили останки пилота и установили заводской номер мотора самолета, они еще не знали, что тем самым совершили "исторический подъем" не только для Ленинградской области, но и для нашей страны.

Это стало известно только тогда, когда наш друг и коллега из Тверской области Виктор Коноров, работая с документами ЦАМО РФ, обнаружил акт на списание данного мотора как боевой потери. В архивных документах говорилось о том, что на самолете ЛаГГ-3 с вышеуказанным мотором М-105 № ПА 135-1679 не вернулся с боевого задания 7 декабря 1941 года командир эскадрильи 160-го истребительного авиаполка старший лейтенант Даниил Степанович Захарченко.

Дело в том, что имя отважного летчика Даниила Захарченко весьма известно в Тихвине. Местные историки и краеведы ставят в один ряд как имена десяти Героев Советского Союза, которые получили это высокое звание, отличившись в боях за город Тихвин, так и имя Даниила Захарченко. Они "негласно" считают его одиннадцатым тихвинским Героем Советского Союза. Дело в том, что за два дня до его гибели 5 декабря 1941 года командующий 4-й армии генерал Кирилл Мерецков лично подписал представления к званию Героя Советского Союза двум летчикам – командиру эскадрильи 160-го истребительного авиаполка старшему лейтенанту Даниилу Захарченко и командиру звена того же полка лейтенанту Александру Силантьеву. На этот момент на личном счету Даниила Степановича были записаны уже 12 сбитых самолетов противника, причем последний он сбил 5 декабря прямо над своим аэродромом на глазах у всего командования полка. Через два дня на разведку по отходящим войскам противника в трудных метеоусловиях вылетели два самолета полка. Их пилотировали лучшие летчики - штурман полка капитан Николай Панюков и командир эскадрильи старший лейтенант Даниил Захарченко. Успев передать необходимые сведения о передвижениях противника, оба пилота на свой аэродром не вернулись...

После освобождения Тихвина от немцев место гибели капитана Николая Панюкова было обнаружено и его тело торжественно захоронено на центральной площади города Тихвина со всеми положенными почестями. А Даниил Захарченко с этого времени считался пропавшим без вести. Документ с представлением его на звание Героя в Верховный Совет СССР отправлено не было, ибо считалось, что пропавших без вести Героев не бывает…

Благодаря совместной работе с ростовскими коллегами из поискового объединения "Южный Рубеж" (Владимир Кириллович Щербанов) сначала удалось разыскать бывшего техника 160-го истребительного авиаполка Владимира Михайловича Биткова, а затем найти и жену летчика – Анастасию Григорьевну Захарченко, которая в настоящее время проживает в Воронежской области. По ее просьбе принято решение о захоронении останков погибшего летчика в городе Тихвине Ленинградской области. В настоящий момент Военно-Мемориальным Центром Вооруженных Сил Российской Федерации по инстанции представлены необходимые документы о присвоении Даниилу Степановичу Захарченко звания Герой Российской Федерации (посмертно).

В начале июня 2007 года местные жители деревни Рамцы Тосненского района Ленинградской области поведали поисковикам из отряда "Любань" под руководством Игоря Вячеславовича Сурова историю, произошедшую в годы Великой Отечественной войны. Легенда гласила о том, что на деревенском кладбище похоронен летчик. Когда его самолет был сбит, летчик выбросился с парашютом и приземлился у самой деревни. Местные жители попытались оказать ему первую медицинскую помощь, но из-за страшных ожогов летчик умер прямо на руках у них. До того, как в деревне появились немцы, кто-то из жителей успел посмотреть сильно обгоревшие документы погибшего. В памяти людей сохранилось только его имя и фамилия – Владимир Куликов.

Проведя архивную исследовательскую работу с Объединенной базой данных "Мемориал", которую разработали специалисты компании "Электронный Архив", поисковикам удалось найти полные сведения о погибшем. Выяснилось, что над деревней Рамцы 19 февраля 1943 года погиб пилот 522-го авиаполка 215-й истребительной авиадивизии младший лейтенант Владимир Иванович Куликов. На самолете Ла-5 он не вернулся с боевого задания из района Макарьевское болото. Родился Владимир Иванович в 1921 году в деревне Пяткино Пеновского района Калининской области, а его отец Иван Алексеевич Куликов проживал на то время в городе Кургане по адресу: улица Советская д.121, кв.4. В настоящее время поисковики ведут поиск родных, чтобы рассказать им об обстоятельствах гибели и месте захоронения погибшего пилота.

Летом 2007 года уникальную находку совершили ленинградские поисковики из отрядов "Рубин", "Высота" и "Иван Сусанин". На болоте Малуксинский Мох, что в Кировском районе Ленинградской области, поисковики из поселка Малукса Валентин Лемешев и Владимир Родионов показали место падения самолета американского производства. При первом же обследовании места падения стало понятно, что перед поисковиками обломки очень редкого самолета Р-40 "Томагаук". Редкость данного самолета заключалось в том, что этот самолет из партии, которая была выпущена американцами в 1940 году по заказу Франции в количестве 40 штук. Пока в Америке строили данную партию, Франция была оккупирована Германией, и поэтому все самолеты были проданы англичанам. Когда в ходе Отечественной войны встал вопрос о поставках вооружения, в том числе и самолетов по ленд-лизу, Англия передала уже устаревшие машины в СССР. Первыми на Ленинградском фронте указанные самолеты получил 154-й истребительный авиаполк, который в ноябре 1941 года переучился воевать на этих самолетах.

Из-за того, что основные обломки самолета, в том числе и его кабина, ушли глубоко в болото, сказать что-то определенное о судьбе летчика специалисты не могли. В процессе подготовки к экспедиции была проведена огромная аналитическая работа с архивными документами, и по ее результатам сделан вывод о том, что данный самолет мог относиться всего к трем полкам истребительной авиации Ленинградского фронта, которые в период 1941-1942 года имели на вооружении самолеты этого типа. Поисковики составили список всех летчиков, погибших в данном районе на самолетах Р-40 "Томагаук" с указанием заводских номеров самолетов и моторов, а также список самолетов, где летчики смогли спастись, выпрыгнув на парашютах. Выяснилось, что в районе Малуксы погибло 6 летчиков. Три самолета были потеряны в воздушных боях, а их пилоты вернулись в полк.

На вторые сутки экспедиции поисковикам удалось поднять на поверхность с глубины более трех метров сильно деформированную часть киля самолета, на которой был обнаружен нанесенный черной краской заводской номер самолета - АК 111. Сверив обнаруженный номер с распечаткой данных погибших самолетов, поисковики установили, что именно на этом истребителе командиром звена 154-го истребительного авиаполка лейтенант Андреем Чирковым 20 января 1942 года в районе станции Погостье был совершен таран немецкого самолета. В воздушном бою ударом своего крыла он отрубил часть плоскости немецкого аппарата. Из потерявшего управление истребителя летчику удалось выброситься на парашюте и приземлиться на землю невредимым.

Уже тогда в 1942 году личность Андрея Васильевича Чиркова была известна на Ленинградском фронте. Ему приписывалась первая победа ленинградских летчиков в июне 1941 года. Впоследствии Андрей Васильевич стал командиром полка, а в 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны Андрей Чирков провел 420 боевых вылетов, лично сбив 29 и в группе 9 самолетов противника.

Вернувшись из экспедиции, нам удалось разыскать родную племянницу Андрея Васильевича, которой поисковики передали на вечное хранение фрагменты его легендарного самолета – две бирки с заводскими номерами.

В июле 2007 года питерскими поисковиками из отрядов "Варяг-2" и "Группа Безымянная" из озера Смирновское (бывшее Реполан-ярви) в Выборгском районе Ленинградской области были извлечены обломки самолета Ла-5. Самолет очень сильно разбился при ударе об воду, поэтому поисковикам приходилось зачерпывать на дне озера грунт и промывать его на берегу через специально изготовленное сито. В результате работ были найдены останки пилота и его личные вещи. К сожалению, бумаги, которые находились в планшете летчика, полностью истлели, поэтому личность пилота была неизвестна. Узнать имя погибшего удалось благодаря частично сохранившемуся мотору самолета, на котором был обнаружен его заводской номер. По имеющимся архивным документам удалось установить факт того, что самолет пилотировал летчик 159-го истребительного авиаполка младший лейтенант Николай Васильевич Ташлыков. Он не вернулся с боевого задания 26 июня 1944 года.

Оказалось, что поисковики обнаружили самолет сослуживца прославленного летчика Ленинградского фронта Героя Советского Союза Владимира Серова. Именно в этом бою 26 июня 1944 года он также погиб. Современные историки авиации до сих пор спорят о том, с кем же вели свой последний бой Серов и Ташлыков - с финскими или немецкими летчиками. Так, российский историк Николай Бодрихин говорит о том, что 26 июня 1944 года звено Серова, состоящее из четырех самолетов Ла-5, подверглось хорошо скоординированному удару двух немецких четверок: "...Первая четверка взяла на себя роль приманки, вторая была ударной. Серов сбил "мессер" из первой четверки, но и атака ударных пар немцев была точной — они подбили самолеты Ташлыкова и Сошина. Вскоре был подбит и ведомый Серова — Головачев. Против обыкновения немцы не бросились преследовать подбитых, а продолжали вести бой с оставшимся в одиночестве Серовым. Вскоре он сбил еще один Ме-109 и, по-видимому, оставшись без боеприпасов, на сходящихся курсах столкнулся с третьим...".

Владимиру Георгиевичу Серову звание Героя Советского Союза было присвоено уже после его смерти 2 августа 1944 года. Дотянуть на подбитых машинах до своих аэродромов и вернуться живыми смогли два участника этого воздушного боя - младшие лейтенанты Головачев и Сошин. Самолет младшего лейтенанта Николая Ташлыкова, как теперь установили поисковики, упал в озеро Реполан-ярви, а Владимир Серов таранным ударом сбил третий по счету в этом бою вражеский истребитель и сам погиб в районе населенного пункта Ваммелсуу. Сейчас этот поселок назван в честь Героя – Серово.

Останки Николая Васильевича Ташлыкова были торжественно захоронены 8 сентября 2007 года на воинском мемориале, который находится на 4-м км Ленинградского шоссе в городе Выборге.

Август 2007 года принес еще одно сенсационное открытие. Охотники показали поисковикам из отряда "Ягуар" под руководством Петра Петровича Мосейчука (пос. Нурма Тосненского района) место падения советского штурмовика Ил-2 на болоте Ереминское. В результате работ, проведенных поисковиками из Новосибирска под руководством Натальи Изотовны Некрасовой совместно с поисковыми отрядами из Питера "Высота" и "Рубин", были обнаружены останки экипажа. По найденным при них документам теперь установлены их имена. Оказалось, что поисковики нашли место гибели экипажа самолета Ил-2, совершившего в годы войны "огненный таран". Так, в архивных документах говорилось: "... 27 июля 1943 года самолет Ил-2 из состава 872-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии в составе экипажа: летчика сержанта Максимова Гурия Николаевича и воздушного стрелка красноармейца Чупрова Кузьмы Алексеевича погиб при выполнении боевого задания, горящий самолет был направлен в склад боеприпасов и врезался в него...".

Формат данной обзорной работы не дает возможности полностью рассказать обо всех перипетиях архивного поиска по установлению обстоятельств гибели этого самолета и экипажа, но история сия очень интересна и будет опубликована отдельным исследованием. Ее трагизм ничуть не умоляет героизма погибших пилотов, а наоборот - еще более их возвеличивает в глазах живущего сегодня поколения. К сказанному следует добавить то, что когда поисковики из Новосибирска "поднимали" останки воздушного стрелка погибшего самолета, они и представить себе не могли, что им окажется их земляк из села Верх-Тула Новосибирского района Новосибирской области. Благодаря оперативной работе поисковиков удалось найти родных сестер Кузьмы Алексеевича Чупрова: в Новосибирске - Наталью Алексеевну, а в Санкт-Петербурге - Зинаиду Алексеевну. Обе выразили желание похоронить останки брата на Родине рядом с могилой матери, что и было организовано всем миром 8 ноября 2007 года в селе Верх-Тула Новосибирского района Новосибирской области.

Благодаря владимирским коллегам (Олег Гуреев и Наталья Симонова) удалось разыскать родных летчика Гурия Максимова. По их желанию останки летчика также будут захоронены на Родине героя в городе Владимире в мае 2008 года.

В сентябре 2007 года была организована и проведена межрегиональная экспедиция в Кингисеппском районе Ленинградской области. Отряд Пушкинского военного института радиоэлектроники космических войск (руководители - подполковник Илья Переведенцев и майор Дмитрий Никишин), а также кингисеппский "Форпост" (руководитель Виктор Костюкович) и тамбовский "Альтаир" (руководитель Елена Валатина) работали на месте падения советского бомбардировщика Пе-2, который погиб зимой 1943-1944 годов в районе деревни Калливере. В течение двух недель с глубины более семи метров из торфяного болота поисковики поднимали обломки самолета. В результате были обнаружены останки экипажа и документы одного из погибших. Проведя кропотливую работу с архивными документами, удалось установить обстоятельства гибели бомбардировщика. Было установлено, что 15 февраля 1944 года при выполнении боевого задания в районе д. Серпуль у города Кингисепп погиб самолет Пе-2 из состава 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка 276-й бомбардировочной авиадивизии 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта. В документах говорилось о том, что самолет Пе-2 врезался в землю, в результате чего погибли:

- гвардии лейтенант штурман звена Михаил Петрович Степанов, 1919 г.р., в РККА с 1939 года, уроженец Смоленской области, Знаменского района, деревни Реутово, отец Петр Яковлевич;

- гвардии старшина воздушный стрелок-радист Александр Евстафьевич Курьянов, 1915 г.р., мобилизован Октябрьским РВК г. Архангельска в 1936 году, уроженец Октябрьского района города Архангельска, жена Антонина Максимовна проживала в Ивановской области, Небыловском районе, деревне Слуда.

О судьбе летчика самолета в списках безвозвратных потерь ничего не говорилось, поэтому поисковики пришли к выводу о том, что он, вероятно, спасся на парашюте.

Это предположение подтвердилось после того, как удалось получить из ЦАМО РФ выписку из журнала боевых действий 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. В ней говорится: "15 февраля 1944 года. Полк произвел семь боевых вылетов. Из них два на разведку и пять на бомбардировку скопления автотранспорта и живой силы противника в районе деревни Канука. Вследствие низкой облачности и малой высоты бомбометания с бомбами замедленного действия экипажи результаты бомбометания не наблюдали. На обратном маршруте экипаж гвардии лейтенанта Грищенко был атакован истребителями противника и подожжен. Штурман и стрелок-радист погибли. Летчик невредим…".

Сейчас наши коллеги - поисковики из Смоленской, Владимирской и Архангельской областей ведут поиск родных погибшего экипажа самолета. Прояснилась и военная судьба летчика найденного самолета – 4 апреля 1944 года уже другой самолет Пе-2, где Иван Игнатьевич Грищенко вновь был пилотом, не вернулся с боевого задания по нанесению бомбо-штурмового удара по аэродрому Тарту в Эстонии.

Осенью 2007 года результативные экспедиции провели поисковики отряда "Любань" под руководством Игоря Сурова. Еще в июле и августе охотники показали места падения двух самолетов Ил-2. При обследовании одного из них в районе урочища Грустыня был обнаружен сильно разбитый при падении мотор самолета, на поршнях которого удалось найти его заводской номер, а на створке бомболюка - нанесенный краской заводской номер самолета. По обнаруженным номерам удалось установить не только имена членов экипажа погибшего штурмовика, но и выяснить обстоятельства его гибели. Так, в архивных документах говорится: "...15 февраля 1943 года, выполняя боевое задание по уничтожению огневых средств и живой силы противника в районе Смердыня – Басино, при первом заходе на цель атакован шестью Ме-109 самолет Ил-2 (заводской номер 1873838), загорелся (самолет шел последним в строю и был атакован снизу сзади) и упал 2-3 км северо-восточнее Смердыня. Экипаж 448-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии, в составе: летчика младшего лейтенанта Полетаева Александра Дмитриевича, 1921 г.р., уроженца Тамбовской области и воздушного стрелка старшины Теплова Ивана Андреевича, 1913 г.р., уроженца Тульской области, не вернулся с боевого задания…".

На месте падения второго самолета в районе урочища Кородыня в обломках Ил-2 поисковики сначала обнаружили только остатки амуниции и обмундирования погибшего экипажа, а останков членов экипажа не было. В результате неоднократных выездов на место гибели самолета на краю воронки были обнаружены сильно раздробленные от взрыва останки экипажа, а на одном из обломков самолета нашли нанесенный краской через трафарет заводской номер самолета, по которому удалось установить личности погибших. В архивных документах значится: "...Самолет Ил-2 (заводской номер 7238) из состава 448-го штурмового авиаполка в составе экипажа: командира эскадрильи старшего лейтенанта Додонова Александра Ивановича, 1917 г.р., уроженца города Ворошиловград и воздушного стрелка старшины Дикова Павла Федоровича, 1917 г.р., уроженца Куйбышевской области, не вернулся с боевого задания 17 февраля 1943 года из района северо-восточнее Зенино...".

Останки экипажей двух самолетов Ил-2 из состава 448-го штурмового авиаполка будут торжественно захоронены 9 мая 2008 года на воинском мемориале "Березовая Аллея" в городе Любани Тосненского района Ленинградской области.

В октябре 2007 года поисковиками отрядов "Группа Безымянная" под руководством Германа Сакса и "Рубин" под руководством Николая Михайлова было обследовано место падения советского бомбардировщика СБ в районе урочища Меркки Выборгского района Ленинградской области. Судя по разбросу обломков самолета, можно было сделать вывод о том, что самолет взорвался на большой высоте и его обломки рухнули на бывшую нейтральную полосу между советскими и финскими позициями во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов. При обследовании обломков самолета был обнаружен его заводской номер, по которому финскому историку Карлу-Фредрику Геусту и российскому исследователю Олегу Киселеву удалось установить следующее.

30 января 1940 года в 12.25 9 самолетов СБ из 3 авиаэскадрильи 50 скоростного бомбардировочного авиаполка вылетели для удара по УР противника, точнее, по ДОТу в 500 м западнее дер. Сумма. Вел эскадрилью командир 18 скоростной бомбардировочной авиабригады полковник Нанейшвили. Маршрут полета: Белоостров - ст. Перк-ярви - цель - Разлив. Из-за низкой облачности полет происходил на высоте 850 м, а непосредственно к цели на 500 м. При подходе к цели девятка вошла в облако и летела сквозь него в течение минуты. В это время по свидетельству других экипажей самолет СБ Кулакова вдруг резко перешел в набор высоты и исчез из виду. В 12.56 оставшиеся 8 самолетов СБ сбросили бомбы на цель и повернули домой. В районе цели по бомбардировщикам велся сильный зенитный огонь с юго-западной окраины Суммы и с северо-западной окраины дер. Кархула. По докладам стрелков-радистов, в районе цели наблюдался весьма сильный взрыв (яркое пламя, затем черный дым), судя по всему, взорвался самолет. По сообщению штаба ВВС 7 армии в 12.50 с земли видели, как один СБ загорелся в воздухе и упал на нейтральной территории между нашими и финскими позициями на северной окраине рощи "Молоток". Ни наши, ни финны к самолету не подходили. По предположению штаба это и был самолет Кулакова.

После изучения документов в финском военном архиве Карлу-Фредрику Геусту стало известно о том, что самолет СБ 11/80 из состава 3 авиаэскадрильи 50 скоростного бомбардировочного авиаполка был сбит 30 января 1940 года зенитными пулеметами 9-го пехотного полка (JR 9) финнов в районе Мунасуо у линии Маннергейма, 4-5 км на восток от поселка Сумма. Весь экипаж погиб, финские солдаты нашли некоторые документы и карту. Согласно сведениям о потерях ВВС Северо-Западного фронта, самолет был сбит огнем зенитных пулеметов и упал в 3 км юго-восточнее Меркки. В экипаж погибшего бомбардировщика входили:

- летчик лейтенант Кулаков Михаил Митрофанович, 1909 г.р., уроженец Воронежской обл., Землянского района, с. Перлевка;

- штурман лейтенант Колесников Виталий Захарович, 1913 г.р., уроженец УССР, Сталинской обл., Ворошиловоградского района, ст. Рудково;

- стрелок-радист старшина Васильев Алексей Васильевич, 1916, уроженец Чувашской АССР, Чебоксарского района, д. Амбулатово.

В конце ноября 2007 г. удалось обследовать еще ряд мест гибели советских самолетов на Карельском перешейке, в результате чего выяснены обстоятельства их гибели и судьбы экипажей. Хочется отметить, что все эти самолеты были обнаружены благодаря людям, не относящимся к поисковым формированиям. В районе Брусничного (финское название Юустила) охотниками были обнаружены обломки советского штурмовика Ил-2. Координаты находки, занесенные в GPS-навигатор, они сообщили поисковикам. На месте падения при обследовании обломков поисковики установили заводские номера самолета и его мотора. Специалисты смогли прямо на месте по установленным номерам определить экипаж самолета и его судьбу. В компьютерной базе данных значилось следующее: самолет Ил-2 (заводской номер 304831) из состава 872-го штурмового авиаполка 281-й штурмовой авиадивизии был сбит истребителями противника 23 июня 1944 года. А члены его экипажа в составе летчика старшины Ивана Васильевича Якимченко, 1922 г.р. (уроженец Краснодарского края) и воздушный стрелок рядовой Виктор Андреевич Деньгин 1925 г.р. (уроженец Башкирской АССР) значатся до сих пор в списках пропавших без вести.

Обломки другого самолета, который оказался советским истребителем Як-9, были обнаружены местным лесничим, который обходил свой участок в районе озера Капризное. Он также сообщил о своей находке поисковикам из города Светогорска. В один из дней поисковые отряды города Светогорска (под руководством Дмитрия Молодцова и Вадима Лубова) и питерский "Рубин" (под руководством Николая Михайлова) обследовали место падения. На обломке капота самолета поисковики нашли нанесенный красной краской через трафарет его заводской номер. Остальное было делом техники. По документам ЦАМО РФ самолет Як-9 (заводской номер 1115392) 29-го гвардейского истребительного авиаполка значится не вернувшимся с боевого задания 20 июня 1944 года, а его пилот гвардии младший лейтенант Хворов Семен Никитич, 1922 г.р., был учтен в донесении как погибший в воздушном бою. После сверки имеющихся сведений с данными финской стороны, которые были получены от Карла-Фредрика Геуста, выяснилось, что Семен Никитич Хворов, сбитый в воздушном бою, покинул самолет на парашюте. Приземлившись на занятой финнами территории, он тут же попал в плен. Вероятно, попал раненным, так как сразу после первых допросов в финском штабе наземных войск 28 июня 1944 года был доставлен в военный госпиталь. Затем после излечения 20 сентября 1944 года был переведен в лагерь военнопленных № 1, где и находился до 19 октября 1944 года до момента репатриации в СССР после выхода Финляндии из войны.

Еще одной уникальной находкой запомнился уходящий год. Маршрут водителей-экстремалов, что любят поездить по непролазным чащам и болотам северо-запада России, пролег по болоту "Неодолимому", что находится на границе Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области. Преодолевая это "Неодолимое" болото, участники экспедиции наткнулись на обломки советского штурмовика Ил-2. Рядом с обломками бронекабины находился чудом уцелевший мотор самолета, на котором обнаружили выбитый номер. Размещенная ими информация с фотографиями на одном из питерских сайтов привлекла внимание поисковиков, которые после уточнения координат нахождения обломков выехали к тому месту. По номеру мотора уже было выяснено то, что данный самолет пилотировал и погиб вместе с ним один из известнейших летчиков-штурмовиков ВВС Краснознаменного Балтийского Флота капитан Анатолий Владимирович Кожин. Как говорится в архивных документах Центрального военно-морского архива: "...30 августа 1942 года командир 2-й эскадрильи 57-го штурмового авиаполка ВВС КБФ капитан Анатолий Кожин был атакован четырьмя самолетами противника “Фиат” в районе мыса Иголканиеми. Вел воздушный бой, оттягивая группу из двух самолетов И-16 21-го ИАП на свою территорию. Сбил один самолет противника. В результате многочисленных повреждений упал в болото на своей территории в районе Никулясы...". Еще в годы войны место падения самолета было найдено, и труп погибшего капитана был доставлен на полковой аэродром. Похоронили трижды орденоносца Анатолия Владимировича Кожина на кладбище летчиков в деревне Ручьи Всеволожского района Ленинградской области.

Такими событиями и находками запомнится уходящий 2007 год. Всего, в течение года в Ленинградской области были обнаружены места падений 53 советских самолетов. Из них на шестнадцати местах падений самолетов были обнаружены останки экипажей и установлены их имена. В двадцати случаях удалось обнаружить номера самолетов или моторов, по которым сейчас ведется архивный поиск с целью установить обстоятельства их гибели и судьбу экипажа, а другие самолеты пока еще ждут дополнительного обследования мест падений.

Кроме того, в этом году на могилах погибших летчиков были установлены памятники и увековечены их имена. В поселке Большой Сабск Волосовского района увековечены имена двух членов экипажа самолета ДБ-3ф из состава 22 дальнебомбардировочного авиаполка, погибших 10 августа 1941 года, - летчика младшего лейтенанта Андреева Петра Васильевича и штурмана старшего лейтенанта Муляра Степана Васильевича. На открытии памятника присутствовала дочь штурмана, приехавшая на церемонию с Украины. В урочище Липовик Киришского района был установлен памятник погибшему 28 сентября 1941 года экипажу самолета Пе-2 из состава 275-го ближнебомбардировочного авиаполка и увековечены имена летчика сержанта Ксенофонтия Попова, штурмана лейтенанта Павла Симоненко, стрелка-радиста сержанта Хатына Хасанова. На церемонии открытия памятника присутствовали семьи летчика и штурмана самолета. В городе Любани на воинском мемориале "Березовая Аллея" были увековечены имена погибших 11 февраля 1943 года членов экипажа самолета Пе-2 из состава 46-го бомбардировочного авиаполка - летчика младшего лейтенанта Филимошина Ивана Георгиевича и штурмана старшего лейтенанта Третьякова Владимира Дмитриевича. В городе Выборге при захоронении останков погибших пилотов были увековечены имена шести погибших авиаторов - младших лейтенантов Василия Гармаша и Ивана Солянова, старшего сержанта Гиляджи Алмакаева и гвардии рядового Николая Кирилина из состава 943-го штурмового авиаполка, погибших в июне 1944 года. А также штурмана самолета ДБ-3а из состава 53-го дальнебомбардировочного авиаполка старшего лейтенанта Денисенко Демьяна Ананьевича, погибшего во время советско-финской войны 21 декабря 1939 года, и летчика 159-го истребительного авиаполка младшего лейтенанта Николая Ташлыкова, погибшего в 1944 году.

.

Илья Прокофьев, Санкт-Петербург.

Октябрь-декабрь 2007 года.






Поиск по сайту

Реклама
Наш сайт
Погибли в финском плену
Советское поле Славы в Голландии
Постановления ГКО СССР 1941-45 гг.
Приказы ВГК 1943-45 гг.
Приказы НКО СССР 1937-45 гг.
Адм.деление СССР 1939-45 гг.
Перечни соединений и частей РККА 1939-45 гг.
Схемы автодорог СССР в 1945 г.
Схемы жел.дорог СССР в 1943 г.
Моб.планирование в СССР
ТТХ вооружений
Внутренние войска СССР и СНГ
Дислокация РККА
Фото афганской войны
Школьные Интернет-музеи
Подлинные документы
Почтовые индексы РФ
Библиотека
 
© И.И.Ивлев
В случае использования информации, полученной с нашего сайта, активная ссылка на использованную страницу с сайта www.SOLDAT.ru обязательна.
Сайт открыт
9 мая 2000 г.